Искусство, каким бы возвышенным и божественным оно не было, берёт своё начало с земной простоты. А что будет с ним дальше - дело за человеком и его крылатым Пегасом. Так, джаз родится в кафешке при заводе, а литературное объединение – из мартеновской печи для изготовления стали.
Мартен. Появление новых смыслов
Как сейчас в приложения вписывают так называемый промт (текстовый запрос, описание желаемого результата для нейросети), так и я попрошу вас нарисовать в голове картину: «Златоуст. 1927 год. Человек. Реализм». Наверняка перед глазами максимально обычный мир, промышленность, рабочая атмосфера. И всего там хватает. Но только не в человеке. Не залитое раскаленным железом местечко ждёт творчество. Но здесь, в городе сплавов даже душа корнями уходит в заводскую рутину, и произведения искусства рождаются, будто из печи. «Будем из словесной руды плавить хорошую литературу», - сказали наши прадеды, почувствовав начало новой главы в Златоусте. Так, 96 лет назад из фабричной искорки родилось литературное объединение «Мартен». Да, в честь плавильной печи.
Кстати, в тот же год, когда слово «мартен» стало не только промышленным, но и литературным достоянием, в Златоусте впервые в мире выплавили нержавеющую сталь. Конечно, в мартеновской печи.
«Злато уст…
Злато рук…
Злато дел…
Злато душ и людских сердец.
Видно, дан тебе свыше удел –
Город-воин и город-творец»
© Владимир Глыбовский
Чтобы понять «Мартен», снова испытаем свою фантазию: представьте себе мудреца, литератора, краеведа. Ему без четырёх сто лет, но он в хорошей форме, с планами. Каждый день сидит за своим столом и пишет книги. Живёт он в библиотеке «ОКНА». Название, к слову, неслучайно, как, похоже, и всё остальное в Златоусте. Окна в залах высотой примерно в полтора посетителя, а шириной - в два читателя в положении лёжа. Сравнимы с размерами книжных шкафов. Своими же текстами «Мартен» коллекцию и пополняет, с особенной любовью выставляя на специальных полках для художественной литературы Златоуста. Они всегда на виду, на их фоне выступают лекторы и чтецы. За плечами литературного объединения около 400 изданных книг, публикация в Антологии литературы Южного Урала. Среди литераторов наших дней есть шесть членов Союза писателей России, два почётных гражданина города: Наталья Галавтина и Александр Козлов.
Мартеновские искры. Наши дни
Первым перо руководителя взял Николай Алексеевич Куштум. А сегодня за плавлением хорошей литературы следит Надежда Фёдоровна Глыбовская. Помогает поддерживать жар творчества в печи пишущая молодёжь литературного цеха и их старшие товарищи – сами мартеновцы. Благодаря общим усилиям диалог промышленности и искусства продолжается, иногда захватывая с новой силой. Например, поэт Юрий Колесников написал так:
«Мартен литературный, как понятие,
Я так определить готов:
Единственное в мире предприятие
По выплавке рассказов и стихов»
Почти век этой связи! Как признаются писатели, они чувствуют, что несут ответственность за прошлое, настоящее и будущее Златоуста. Значимость «Мартена» подтверждается временем, ежемесячными презентациями свежих строк и самой публикой. Так, в драмтеатре «Омнибус» годом ранее, на 95-летие литературной плавильни зал был полон. С поздравлениями на сцену вышел глава города. Запомнились и гости. «Где купить билет? Мы на "Мартен" хотим», - искали ответы в фойе два молодых человека. А вход-то бесплатный.
Притяжение есть. Времена меняются, а люди всё пишут и на дают «Мартену» потухнуть. Надежда Фёдоровна рассказала почему: «Это, конечно же, Божья искра. Мы можем направить, помочь, рассказать о стихосложении. Но. Искра Божья если есть в человеке, то просто нужно дать ей разгореться, дать цель, дать аудиторию, дать полосочку в газете. Знаешь, как поднимает! «О, меня напечатали!» А напечатали не просто так - у нас очередь. Столько людей талантливых, что, в принципе, я очень высокую планку выставляю, чтобы человек понимал: не каждое, что он написал вчера, будет опубликовано завтра».
-Ты можешь не писать? - задаёт Надежда один и тот же вопрос растущим писателям.
-Нет, не могу. Не могу не писать, - отвечает автор.
-Ну пиши. Совершенствуйся. Только тогда ты будешь интересен не только себе, но и другим, - заканчивает диалог литературный наставник.
Так, еженедельно, в пятницу, выходит в «Златоустовском рабочем» литературный подвал. Так, добавляются-добавляются новые вехи, и продолжение получает литературная история Златоуста.
Пегас. Златоустовская Муза
Мартеновцев везде сопровождает не только обжигающий пар от печи, но и ветер от взмахов крылатого коня. Пегас рядом не только как элемент герба города, но и как духовный покровитель с вдохновляющими крыльями. Вот, как о нём говорят в «ОКНАХ»:
«Этот Пегас уносит творческого человека в его страну, где он наедине со своими мыслями. А Пегас крыльями помахивает, что «Мол, ты не зря сидишь в этой стране, не есть-пить пришёл, а что-то созидать». Это символ творения – Пегас. Он ко всем не приходит… только к тем людям, от которых, знает, что будет толк. У него свои силы есть. Но они ограничены. Пегас очень чувствителен».
О своём вдохновителе в библиотеке прочитала поэтесса Елена Панова:
«Приснился ночью мне крылатый конь,
Златая грива, из ноздрей огонь,
Катал над Таганаем он меня,
А я держалась крепко за коня.
Смотрела я на город вдалеке,
Луна купалась там в Аю-реке,
И вдаль бежали горы чередой,
Гнул сосны ветер быстрый, молодой.
Душа от счастья пела, а из уст
Рвалось родное слово – Златоуст»
Не спрашивайте, почему же Пегас выбрал именно творцов Златоуста, и чем их литература отличается. Не гадайте, просто ответ от мартеновцев, от Надежды Фëдоровны уже есть: «Очень силён поэтический дух. Сквозь цеха видно первозданную красоту гор. Сколько я живу, не перестаю удивляться тому, что вижу каждый день. Это же надо! Ты идёшь, и горы поднимают тебя до небес. Настолько они романтичны, настолько они мужественны, что, даже если тебе плохо, ты идёшь, слышишь: «Что ты раскис? Что ты ноешь по каждому поводу?» Вековые горы стоят, тебя немножко вразмуляют, что надо быть стойким и интересным в своё время. Время твоё пройдёт… и всё. Надо его ловить. Я даже иногда злюсь и не понимаю, как человек, который может владеть словом, почему ты не пишешь о том, что видишь? Это предвестник отхода от патриотизма. Надо погружаться в себя и в других людей. И тогда пробуждаются силы».
Мягкой вам посадки в мир земной
Златоустовские писатели - укротители пегасов и волшебники, что из словесной руды делают литературу, причём хорошую. Романтика, не правда ли? Но ничто всё это без земного счастья, земного горя, смеха и слёз. Так что мартеновцы писали оды на зубную боль товарища Черноземцева, после - оду на его выдранный зуб. Особенно любили авторы 1970-х годов играть в буриме! Сочиняли шуточные стихотворения на заданные рифмы и темы. Создавались такие шедевры на клочках бумаги, просто чтобы отдохнуть, оставить позади работу над очередным сборником. В книге «”Мартен” кувырком» почётный мартеновец Александр Козлов опубликовал одну из коллекций. В ней рифмовались: «усы – колбасы» и «станция – квитанция». Например, экземпляр Виктора Баранова:
«Твои роскошные усы,
Как светофор на станции.
Не ешь ты, верно, колбасы,
Вот, тощий, как квитанция»
В этом же издании есть ещё одно коллективное творчество, датированное 13 февраля 1976 года, которое Александр Козлов нашёл в старом блокноте. В тот день литераторы праздновали день рождения «Мартена» и рассуждали о его настоящем (для нас уже прошлом). И не догадывались о том, что через 42 года, в 2018 году, последняя крупная мартеновская печь будет остановлена. Её эпоха, как промышленного устройства, тихо закончится… Долг перед работягами будет выполнен, след в искусстве оставлен. А что им и нам останется? Верить, что этот след ещё долго будет обитать среди книжных полок и окон.
Что ждет литературную печь дальше?
Размышляет Надежда Глыбовская: «Если будет наш мир замечательный, хоть и сумасшедший, мы в этом мире бушующем будем жить, то будет и «Мартен». Будут и люди, которые пишут. У Златоуста просто нет другого выбора: писать и писать. Особенно стихи. У него нет выбора. Ему это даровано судьбой»