Как посетить скалодром, галерею искусств, краеведческий музей и тихий час одновременно? Нет, не стоит разрываться на части. Просто надо быть ребенком из детского сада №15 Златоуста. Но если вы уже выросли, то разувайтесь в небольшом коридоре и проходите с нами по мягкому полу царства детства!
Пол еще и теплый, линолеум приятно смягчает шаг. Проходим мимо большой выставки
осенних поделок, тут фырчат ежики, стоят избушки и катаются тыквы. Напротив, в другой
стороне стоят ворота, завлекающие ознакомиться с историей родного края. Там висят
изображения орудий быта, сами предметы хозяйства и конь, ждущий ночи, дабы выйти в
поле. Дальше по пути не просто кабинет здоровья, а целая палата! Около пяти коек, кварцевое
“Солнышко”, и дверь, в которой нас ждет Майя Александровна Баймухаметова, воспитатель
детского сада №15. Она ведет дополнительные занятия, на которых юные мастера
раскрывают свои таланты. Кабинет светлый, два низких столика и соответствующие стульчики.
Такие на вид хрупкие, но выдерживают даже родителей, приходящих на собрания. На стенах в
рамках детские работы.
“Здесь мы занимаемся квиллингом, батиком, бисероплетением, пластилиновой живописью,
тестопластикой и работаем с глиной. Я пишу программу на год, где-то в интернет залезешь,
новое и интересное увидишь и начинаешь внедрять что-то свое. Но раньше его не было, и все
мы все в книжках и журналах вычитывали. Тем более материалы уже появлялись в магазинах,
даже мои первые выпускники водят детей и говорят: “Майя Александровна, а почему Вы с
нами так не делали?" Да потому что нечем тогда было. Когда я пришла в 1996 году мы с
детьми рисовали гуашью, акварельными красками, пластилином, варили клейстер. А с начала
перестройки мы начали многое пробовать. Были кружки, но пока бесплатные. За счет детского
садика закупали все необходимое и работали.
— Чему ваши руки научились, за время работы в садике?
В работе с детьми я нахожу удовольствие, и даже самореализацию. Я же не имею
художественного образования, просто есть какие-то способности. Все стенки в садике мной
разрисованы и оформлены и барельефы на лестницах. Я же от заведующих пляшу. Если они
хотят новенькое, мы с ними обсуждаем, и раз! Когда мы дом строили, я заинтересовалась
барельефами, попался журнал по дизайну и я начала дома экспериментировать. Там ты
захотел — отковырял, а в садике боязно.
Со временем, когда я начала на группе работать, начальство потихоньку начало замечать, что я
рисую. Тогда начали привлекать к оформлению уголков, музыкального зала на утренники. На
стенках раньше особо не рисовали, потом разрешили обои клеить, мы составляли из них
композиции. Потом бумажные запретили и разрешили обои под покраску. Их наклеят, и
потом: “Майя, оформи”, Майя идет разрисовывает это все... Запретили, сняли. Потом
разрешалось только краской акриловой.
— А чему ещё хотелось бы научить их?
Одно время, еще перед пенсией, я хотела заняться резьбой по дереву, даже купила
инструменты, но руки не дошли. Лозой как-то пыталась заниматься, но прочитала весь процесс
подготовки и перехотелось. Батиком я хотела — научилась, сейчас тем более узнать о чем-то
можно в интернете.
— Чему можно научить руки, помимо искусства?
Во-первых, это бережное отношение к материалам, организация рабочего пространства,
подготовка к учебе детей. Эстетическое восприятие и любовь к природе. Умение видеть в
людях, мы ведь иногда эмоции разбираем. Быть добрым человеком и не обижать других. На
самом деле многое затрагивается, если углубляться, ведь изобразительное искусство все-таки
дает любовь. Когда ты разглядываешь, то больше это ценить начинаешь.
К детскому творчеству очень часто так, что “это дети, они так неказисто рисуют”. И я
наталкивалась на статьи, когда детские рисунки используют взрослые люди для оформления
постов, статей. И читая их, углубилась в то, что у детей иногда бывают такие шикарные
рисунки. У нас была нянечка и ребенок ко мне пришел, мы что-то рисовали, уже не помню
тему, и он изобразил няню с большими пятнами на ушах. Я спрашиваю: “А почему ты так
нарисовал?”, а он говорит: “Она меня не слышит”. Видимо, мальчик подходил к ней
несколько раз, а она его проигнорировала. Иногда они изображают мам, вроде не похоже, но
когда приглядываешься, характер выложен. Был рисунок, где сын маму нарисовал с рогами
как у черта.
— Что могут руки златоустовцев?
Мне кажется все. Даже если брать не только Златоуст, а любой человек может все.”
После душевного разговора выходим к знакомым пяти койкам и “Солнышку”, а там на
скамейках уже сидят шестилетки — подготовительная к школе группа. Яна Антонова и Андрей
Гелозутдинов задают им вопросы.
— Почему вам нравится садик?
"Красивые стены, за то, что многому учат. Тут можно делать брошки."
— Кто такой кузюк?
- Солдат
- Мастер
- Коренной мастер
Последний ответ — верный.
— Что могут руки златоустовцев?
"Делать скульптуры, памятники погибшим героям. Мы можем делать поделки дома, рисовать
Папы могут строить дом. Мамы и бабушки шить, пришивать пуговицы."
Нам пора спешить на экскурсию по этому чудесному заведению, а ребятам заниматься. Тут
наши дороги расходятся: нам на лестницу, а шестилетки остаются на скамейках.
Поднимаясь по узким лестницам разглядываешь лепнину — барельефы в виде цветов,
сделанные Майей Александровной. Эти чудесные цветы обвивают стены и радуют глаз. Объем
придает жизнь, и к ним даже можно прикоснуться. А ведь такие шедевры делает человек, без
художественного образования! Композиция о жизни одуванчика на входе придается
воздушности подъему, и лестница не кажется такой сложной.
К скалам готов и в сандалиях!
На втором этаже, куда нас проводят цветы, находится спортивный зал, а перед ним коллаж
фотографий воспитанников и родителей на вылазках в горы. Помещение просторное, тут
пахнет свежестью, у входа стоят мягкие блоки для игр и занятий, бассейн с шариками, а справа
скалодром. Он разросся по всей стене, мелькают разноцветные выступы, за которые
цепляются взбирающиеся. Здесь кружок туризма и оздоровительного скалолазания ведет
Артур Юрьевич Тихомиров — учитель, скалолаз, краевед и просто прекрасный человек.
Устраиваются походы и соревнования, а если ребенок покорил три вершины, то он получает
звание, с соответствующим именем. В 15 садиках Златоуста Артур Юрьевич установил
скалодромы, где дошкольники учатся.
Началось все с занимательной истории
Когда его дочь ходила в садик, то неудачно упала и сломала руку, через время это повторилось, и тогда
родитель предложил вести в учреждении кружок туризма, чтобы дети знали, как
предотвратить такие глупые травмы. Сначала было отказано, но со сменой руководителя
занятия начались. Чтобы понять, как навыки цепляться за выступы, приживаются у детей, в зал
гуськом забегают два мальчика и девочка, которых позвали из самой близкой к спортивному
залу группе. Они залезают по очереди и как жуки ползут вбок, а мы слушаем о том, чьи
сандалии лучше подходят для лазания. Дошколята спускаются и отправляются обратно.
Следующий пункт нашей экскурсии — выставка казачьих ремесел.
Опять первый этаж, маленькие ворота. Нагибаюсь и прохожу внутрь. У стен столы, на них
фотографии и рисунки предметов быта, казачьи сабли. В углу ткацкий станок, на котором
можно работать. А конь стоит, и все еще ждет…
Время заканчивается, и пора выходить из детства.
Во дворе детского сада несколько веранд, множество игрушек, каруселей и качелей, и яркая разметка на асфальте. Воздух влажный,
солнце выходит из-за туч, скрип калитки. Погружаемся дальше, ведь дальше нам нужно
взрослеть до школы №1.