Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

«Газетный» мир со всеми шероховатостями

Вы знаете, какими на ощупь будут дерево, клинок, глина. А какой будет редакция древнейшей газеты Южного Урала, существующей с 1908 года, «Златоустовский рабочий»? Попробуем узнать.

По горкам, по маленьким дорожкам

Шесть корреспонденетов высаживаются из маршрутки и видят невероятные пейзажи: горные хребты, окрашенные всеми цветами, трамвай советских времен и… высокую горку, по которой предстоит подняться.

Дорога кажется бесконечной, но через десять минут мы подходим к металлическим воротам. Сверху — синяя табличка: «Космонавтов, 3». А дальше, уже на здании, — «Златоустовский рабочий».

Холодная ручка, теплый прием

Отворяю тяжелую металлическую дверь, чувствую контраст тепла узкого светлого коридора и прохлады обжигающего кожу металла. Руке холодно. Это соответствует внутреннему состоянию легкой тревожности: боюсь увидеть подтвеждение слов «журналисты живут бедно, пишут только, где трубу прорвало, да лифт сломался».

Но внутри уютно, стены окрашены в пастельные оттенки, металлическая лестница с деревянными перилами смотрится гармонично, а украшением служат картины местных художников — Азеева, Сафина, Зозули. На пролете между первым и вторым этажами слышу возглас Алисы Плаксиной: «Ух ты!». Через две секунды протискиваюсь через ребят…ух ты. Передо мной предстают два «газетных» человека, мужчина и женщина. Скрупулезность, с который работали руки, делавшие статуи, впечатляет. Поднимаемся на четвертый этаж.

Развилка, поворачиваем направо, выходим в большой зал. Видны стенды с книгами под потолок. На каждой полке есть выделяющийся атрибут — плюшевая игрушка, оригами из газеты, прозрачно-голубая статуэтка с названием редакции, фотографии. И, конечно, море книг…каждую хочется потрогать руками, те, что на выставке — новые, глянцевые, гладкие.

Слева от входа — вешалка, колонна, дальше — подшивки выпусков от 1934 года, документы школы юнкоров, подготовленные Надеждой Глыбовской, журналистом, специально для нас. Я аккуратно листаю несколько — шероховатые и теплые от недавних прикосновений остальных ребят, будто только из печати. Представляю, как из архива слегка морщинистые руки журналиста аккуратно достают газеты, раскладывают, меняют местами, открывают нужные страницы.

Руками главреда создается

Но тут входит главный редактор, Анатолий Мармышев, убираю руку и спешу в первые ряды слушателей. Пока мужчина здоровается, осматриваю его: высокий рост, опрятный внешний вид, приятный низкий голос. Обращаю внимание на руки. В меру активная жестикуляция, движения быстрые, но плавные, мысленно дорисовываю ему ручку и блокнот. Начинаем знакомство и узнаем, что:

— Анатолий учился в Южноуральском государственном университете на журналиста, в 2001 году пришел работать сюда. В газете сейчас порядка 20 рабочих и 30 курьеров, разносящие свежие номера по всему городу, согласно подписке.

— Выпуски выходят три раза в неделю, по средам, пятницам и субботам (газета семейного чтения), общим тиражом в 12 тыс. экземпляров. «Златоустовский рабочий» в мире соцсетей остается добрым собеседником для читателей и подписчиков, корреспонденты стараются быть на одной волне с креативными, творческими людьми.

— В 2020 году редакция переехала в новое здание, что позволило проводить: клуб самодеятельной песни, фотоклуб «Пегас», объединение «Мартен».

— В своих материалах пишут о людях, их мнениях (для этого — опросы в соцсетях), исторических фактах, событиях. Анатолий делает развесовку по жанрам: спорт, «социалка», литература. Есть разные рубрики, посвященные истории, медикам, педагогам.

Эти факты рождаются в общей беседе, а после реплики «Есть вопросы?» наступает только мое время:

—           Как жители города взаимодействуют с газетой?

—           Звонят иногда возмущенные читатели: «Вы букву „а” пропустили! Как можно?!». И это показатель внимания, что ценно для нас. Звонят, конечно, и чтобы поблагодарить. Но мы рады любой реакции — все лучше, чем тишина.

—           Как часто в Златоусте проходят мероприятия, которые можно осветить?

—           Город третий по величине в области, мероприятий много. Сказать, что у нас здесь мероприятий нет, нельзя. На прошлой неделе открылся театральный сезон, есть внутритуристические мероприятия, связанные с Таганаем, Александровской сопкой, Семибраткой, культурные мероприятия с златоустовской гравюрой на стали.

—           Что считается инфоповодом в небольшом городе?

—           То, что обсуждают люди. Это новость. А новости достойна любая тема, которую глазом смог вычленить журналист: есть девушка-мыловарщица, тромбонщик, живущий на два этажа ниже. Почему бы про них не написать? Запретных тем у нас нет.

Беседа заканчивается, ловлю себя на мысли, что я спокойна: инфоповодов хватает, про трубы никто не пишет.

Надежда ведет экскурсию на первый этаж, по пути заглянув в литературную гостиную. После спуска нас встречает длинный коридор. Слева — подоконники с обилием цветов и украшений, напротив — деревянные двери, входы в рабочие кабинеты. Заворачиваем в самый дальний.

Это небольшая комната, в которой умудряется уместиться все: три стола, девять мониторов, ноутбук. Нас встречает верстальщик, Егор Павлович Максимов, рассказывает про работу. Верстают в InDesign, подготовка же текстов осуществляется в фотошопе, Adobe Illustrator, после, уже готовая газета, «едет» в типографию. Мужчине помогает местная слепая кошка, которую Федор ласково и с улыбкой называет «кошечка». Ее спасла корреспондент газеты несколько лет назад, теперь она живет в редакции. Кошка говорлива и неусидчива, несколько раз мне удается ее погладить — шерсть шелковистая и нежная. Пока отвлекаюсь на ласки, верстальщик успевает закончить рассказ.

(Не)Шороховатая жизнь журналиста

У нас есть несколько минут до отъезда, подхожу к Надежде Глыбовской. Журналист работает в газете уже 17 лет (заведовала отделом экономики и промышленности до его упразднения, сейчас — корреспондент «Златоустовского рабочего»), есть авторская литературная рубрика, печатающаяся каждую пятницу.

—           Почему вы остались в Златоусте?

—           Златоуст — мой город, любовь к нему привита с детства. Зачем из него уезжать? Хоть в Челябинск и приглашали, работала четыре года в Каменном поясе, не захотела.

—           Чем отличается работа журналиста в маленьком городе от работы в большом?

—           Общением. Оно более близкое, доверительное, для меня это ценно. Тонкая, но крепкая связь выстраивается с людьми.

—           Существует стереотип о том, что работу журналиста в России построить невозможно. Что вы об этом думаете?

—           Ты можешь найти свою тему, рубрику, проект. Это можно сделать в любом городе. В маленьком проще, но не менее интересно.

—           Ещё один стереотип о низкой зарплате журналиста. Это так?

—           На всё хватает, но я уважаю профессию журналиста и считаю, что зарплата должна быть соразмерна затратам психологическим. Человек постоянно в рабочем тонусе, поэтому она должна быть немного выше. Но с другой стороны, журналист — бессеребреник, он больше отдаёт.

—           Что могут руки златоустовцев?

—           Мои земляки — мастера, они могут многое. Украшение, производство, выделка оружия. Руки могут все от работы на точных механизмах до создания полотен, гравюр. Город красивый, люди наполнены природной красотой, как и их произведения.

После разговора с Надеждой иду по лестнице, окончательно успокаиваясь: журналисты еще и не бедствуют! Параллельно думаю, так ли хочу поступать в Москву. Родной город не менее перспективный, но более любимый и близкий сердцу. Где родился, там и пригодился, верно?

Открываю дверь, ведущую на улицу. Сейчас металл не обжигает, наоборот — он теплый. Как будто температура поднялась на несколько градусов, пока мы были в редакции. А может, внутреннее ощущение изменилось? Да, потеплело на душе.

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях