Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Открытия Геннадия Здановича

4 октября  – день рождения знаменитого ученого, первооткрывателя археологического памятника Аркаим Геннадия Борисовича Здановича. В честь его 85-летия открылась фотовыставка в Челябинском государственном университете, на которой можно увидеть  моменты раскопок и экспедиций. Накануне юбилея  я встретилась со Светланой Яковлевной Зданович, супругой профессора и археологом, и узнала об открытиях Геннадия Борисовича.

4 октября  – день рождения знаменитого ученого, первооткрывателя археологического памятника Аркаим Геннадия Борисовича Здановича. В честь его 85-летия открылась фотовыставка в Челябинском государственном университете, на которой можно увидеть  моменты раскопок и экспедиций. Накануне юбилея  я встретилась со Светланой Яковлевной Зданович, супругой профессора и археологом, и узнала об открытиях Геннадия Борисовича.

Открытие профессии

–Геннадий Борисович никогда не мечтал быть археологом, он хотел стать журналистом. И вот он едет на Урал в свои 23 года поступать в университет. Среди ночи в вагон заходит ватага ребят, возвращающихся из археологической экспедиции, и они делятся своими впечатлениями. Геннадий Борисович с интересом их слушает. Рано утром он выходит на своей станции, садится на лавочку в ожидании первого трамвая, вытряхивает из карманов крошки и кормит ими голубей. И друг видит: перед ним объявление «Уральский государственный университет приглашает на обучение по специальностям: …» и среди прочих значится археология. Это его подтолкнуло на решение изучить эту науку: он подал документы и успешно проучился там. Уральский университет был тогда одним из немногих вузов России, где официально готовили археологов, поэтому в его дипломе записана специальность «Историк, археолог, учитель истории и обществоведения».

Открытия – школьникам

– Мы познакомились на историческом факультете. На четвертом курсе образовали семью. С этих пор работали уже вместе. Когда приехали в Петропавловск, в школе, в которую мы пошли искать помощников, была очень хорошая преподавательница истории, которая помогла нам организовать археологический кружок.

Законодательство того времени позволяло музеям и Домам пионеров финансировать работу экспедиций и участие в них детей. Как сейчас помню, группе в день выделялось 1 рубль 86 копеек на пропитание, лекарство и прочие бытовые мелочи, (к примеру моя зарплата была 90-110 рублей), в то время это были хорошие деньги. Еще для них были бесплатными проезд. Школьники служили основной рабочей силой в экспедициях.

Геннадий Борисович готовил ребят к экспедициям как теоретически, так и физически. Зимой были преимущественно теоретические занятия. По воскресениям выезжали за город на туристическую станцию. Продукты брали из дома.

Однажды наша группа ребят нашла книжку по этнографии Океании, в ней рассказывалось о племени  маринд-аним, и вот они взяли для своей компании такое название. Стали себя называть маринд-анимовцы и выпускали газеты под этим заголовком. И ведь они до сих пор, спустя 60 лет, общаются.

Открытия совершаются с любовью

– Когда Геннадий Борисович пришёл в археологию, он понял, что в этой специальности соединилось всё: его любовь к природе, к рисованию (там же надо всё запечатлеть на бумаге), интерес к фотографии и кинокамере (даёт объём и динамику, в отличие от фото). Когда ему было восемьдесят лет, он даёт интервью нашей университетской газете и говорит такую фразу: «Здесь сошлось всё, весь мой жизненный опыт: кино, фото, рисунок».

Для него это была не просто работа, как бывает у людей: сходил с девяти до пяти, отбыл, отработал, ушёл. Всё его время было занято служению археологии. Для него это что-то особенное. Все это чувствовали и понимали.

Он никогда не мог просить за себя, он кабинет себе выпросить для лекций не мог! Но когда это касалось археологии, он стучался в закрытые двери! И ему открывали. Вот когда он решил встретиться с президентом УрО РАН Геннадием Месяцем (Аркаиму угрожало затопление – на этом месте возводилось Большекараганское водохранилище) он приехал к нему в офис, подходит к секретарю, она говорит: «Да, конечно, вас смогут принять через месяц». Геннадий Борисович возмущается: «Вы что, я не могу через месяц», она отвечает, что ничем не может помочь. И он садится в коридоре и начинает ждать. В один момент Месяц всё-таки проходит мимо него, и Геннадию Здановичу удаётся с ним поговорить и добиться своей цели. Водохранилище построено не было!

Открытия для семьи

– Рядом с заповедником Аркаим в одноимённом посёлке стоит наш дом с большим участком, на котором посажено множество деревьев – хвойных и плодовых.  А ещё у нас, видимо, семейный подряд, со временем и сын ушёл в археологию, а дочь – специалист по английскому языку, она переводит работы Геннадия Борисовича, чтобы выпускать их на всемирную арену. В своё время они работали с нами в экспедиции и помогать успевали. Сын с трёх лет ездил в экспедиции, дочь – с четырёх. Они проникались духом исследований.

Помимо любви к археологии, Геннадий Борисович очень любил семью. Он был хорошим отцом, переживал за болячки сына, возил дочь в санаторий. Любил возиться с внучками. Оставил огромное количество семейных фотографий, поскольку не выпускал фотоаппарат из рук. Даже просил коллегу антрополога из Чикаго проявить цветную плёнку, ведь у нас-то проявлять негде было! Любил театр, любой: и оперные посещал, и драматический. И внучек с собой водил. Содействовал развитию талантов младших.

Открытия характера

– Исследование Аркаима привело к его популярности, как заповедника, так и Геннадия, как археолога. Геннадий Борисович был популяризатором, любил выступать на большую аудиторию и водить экскурсии по Аркаиму. Он никогда не мог никому отказать. И вот история: однажды мы должны были делать ограждения для яблонь, которые подвергались нашествиям зайцев, приходит группа туристов и просит провести для них экскурсию.  Это был первый раз, когда он сказал: «Вы знаете, я не могу, я обещал семье заняться хозяйством». Они с энтузиазмом: «А что надо делать?», он отвечает, что так и так, надо поставить столбы, и экскурсанты резко: «Так давайте мы поможем!». И ведь  помогли!

Открытия не случайны

– Мне не нравится формулировка «Аркаим – великое открытие». Великая вся история, и мы все что-то изучаем до сих пор. Это каждодневная работа, которая не может быть случайной. Более того, каждое открытие должно быть подготовленным. Ведь до этого другие учёные тоже могли обратить на это внимание, но не было связи, почему это поселение  здесь расположено. Если бы Аркаим был открыт раньше, наверное, никто бы ничего не понял. Так что Геннадий Борисович попал в нужное время и сделал открытие, к которому медленно двигалась история.

Открытие Аркаима было подготовлено раскопками на поселении Синташта. Там впервые были обнаружены остатки оборонительных укреплений. До этого в степной полосе России крепости были известны только в раннем железном веке, т.е. на тысячу лет позже. Это было важным открытием. В 1985 году Геннадий Борисович заявил о нём на съезде археологического общества. Для коллег это тоже было неожиданно.

Узнав многое о первооткрывателе Геннадии Борисовиче Здановиче от Светланы Яковлевны, я спросила ее: «Какое будущее ждет Аркаим?»

– Будущее у него двоякое. С одной стороны, то, что не нравилось Геннадию Борисовичу и не нравится нам, это толпы народа, которые топчут его поверхность. Сначала его топтали овцы, теперь – туристы. Когда-то мы пытались и забор возле него поставить, что-то защищать, но это невозможно. Ходят днём, ходят ночью, несмотря на то, что есть егерская служба. Поэтому физическое состояние памятника, конечно, под угрозой.

А что касается научного значения – он уже занял своё место. Отношение к нему может меняться, но оно останется незыблемым. Потому что это – страница нашей истории, и её нельзя вычеркнуть.

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях