Вы знаете свою улицу? Название – наверняка. Но что насчёт так называемого местного колорита? Какие уникальные традиции у бабушек именно ваших подъездов или цыплят именно ваших садов? А что за история у надписей на гараже… до сих пор ли «Даша+ Влада = друзья навеки»? За всю жизнь не понять родных мест. Ну а как же прочувствовать за один день целый незнакомый район, например, Нагайбакский, в Челябинской области? Я вот предпочла посмотреть ему прямо в лицо.
Встреча с «безликим»
С Ним я познакомилась в Интернете через общего знакомого – Галину Дмитриевну Павлову. Как директор регионального отделения «Лиги юных журналистов», она позвала юных медийщиков Челябинской области к Нему в гости не денёк - 27 сентября в рамках проекта «Медиадайвинг: погружение в глубинку». И пусть разделяют нас четыре часа на автобусе и будильник нужно завести на четыре утра. И пусть! Это такие пустяки, честное слово.
Чем выше становилось Солнце, тем ближе к Нему автобус. Всё больше табличек с Его именем встречалось на пути. Всё громче и громче с полей шептали коровы: «Приятно познакомиться, Нагайбакский район». Доносилось это ото всех людей, брусьев домов, экспонатов в музеях. Только самого Его не видать… Кажется, вот, прямо на Его силуэт гляжу, на целый район. Да вот нет, всю эту широту не обхватить. А понять хочется, в глаза посмотреть. И, подобно персонажу из детского образовательного мультика, решила собирать по кусочкам этот разбросанный образ. Начала из Фершампенуаза.
Во что одет Нагайбакский район?
«Свободный» - первое слово о Нагайбакском районе, которое я услышала. Ещё и от главы – Егора Анатольевича Тимофеева. Также он добавил: «Сильный. Здоровый. Спортивный. Одевается он уместно – в соответствии с мероприятием, на котором находится».
Только выйдя из Администрации, уже заходим в Дом творчества на пересечении улицы Бикимова и переулка Кооперативный. В этот домике когда-то жил почётный гражданин Нагайбакского района, партийный руководитель, автор книг о своём родном крае Алексей Михайлович Маметьев. Здесь же были райком партии, поликлиника и военкомат. Столько перемен приняли эти стены за каких-то 100 лет. А с 2009 года они приобрели покой и стабильность, укрывшись творчеством своего народа: детскими рисунками, изделиями из эпоксидной смолы, дерева, бересты.
Здесь мне тоже помогли с поисками. «Крепкий, коренастый такой. Наверно, какие-то горящие глаза должны быть, прям какая-то казачья удаль! Вот так», - представила свой район в человеческом облике директор Валентина Владимировна Тюфякина.
Урок философии в музее камня
В погоне за Нагайбакским портретом забрела я в сказку… Всё здесь же, в Фершампенуазе, на улице Строителей один из домиков стал, наверное, главной достопримечательностью села, для кого-то и всего района. Это частный Музей камня Александра Маторы.
Представьте: сотни камней. Повсюду. Только вы скорее Горыныча встретите, чем скучную гальку или серые валуны. Вот, камень долголетия агат из Магнитогроска (на сову похож) и из Забайкалья. Рядышком – килограммы хрусталя. В доме и в гараже - агаты из Чукотки, якутские аметисты, турмалины, чароиты. Но музей это не только камня, но и философии: «Вы должны знать: счастье пушистым не бывает. Оно очень колется. А чтоб счастье меньше кололось, колкости добрыми и хорошими словами нужно заделывать или красивыми камнями подкреплять. В данном случае, сердолик – камень любви. А что такое любовь вас учат в школе?»
Прежде чем оставить этот каменный рай, остаётся задать один вопрос его владельцу и получить ответ: «Нагайбакский район - это в общем-то разносторонний человек, ущемлённый организаторскими способностями. Ну это уже политика, никуда не деться. Здесь у нашего района был такой, значит, хрустальный рудник. Хрусталь - камень, который усиляет деятельность головного мозга. Но рудник развалили, затопили, ну как-то вот так. У нас есть золото, и медь, всё есть. Все условия. А работать негде, получается. То есть, люди ходят без работы и уезжают в город. Что там делать – я не знаю. Я против».
Мерси, парижане!
—Муха, давай представим, что Нагайбакский район - это человек. Опиши его.
—Бзззз бзззз.
Так и общалась с ней до самого Парижа. Автобус запрыгал от счастья, когда из под домиков выросла Эйфелева башня. И никому не было важно, что она в 50 раз меньше оригинала, что вокруг не французы, а русские, нагайбаки, башкиры (что даже лучше). И прямо под башней стояли нагайбачки в народном костюме. Они спели нам песни и также помогли мне с миссией.
—Нагайбакский человек – это ответственный человек. Он добрый, добродушный, работящий! Мы никого никогда в беде не оставляем. Он красивый очень! И мужчина, и женщина. Мне 73 года! — поделилась мнением другая исполнительница.
—Вы очень красивая и творческая! — не стала я скрывать. — А как вас зовут?
—Спасибо! Зоя Павловна Утешева я. У меня внучка в Челябинске тоже. Учится ещё, 4 класс.
За Эйфелевой башней – площадка. Подхожу к школьникам на качелях. «Сегодня праздник будет – день воспитателя. Вот этот человек будет выступать. Танцевать. Недавно площадку эту построили. Мы добрые. Кирилл вон добрый и смешной. Каждое воскресенье у моей бабушки собираемся в баню. Ещё здесь очень ценят природу. У нас она красивая. Лесничество есть! Любим Ольхову рощу. Там родник. Если хотите, то это прямо-прямо-прямо. Зимой там горка», - с энтузиазмом, время от времени перебивая друг друга, выкрикивали Богдан, Савелий и Кирилл.
Район, что не отпустит без чая
Разгадка близка. Для сбора мнений и чувств остался последний посёлок – Кассельский. Как сказала наша экскурсовод Олеся Александровна: «Знакомство начинается с нематериального культурного наследия». Так что начало конца мы вновь встретили под народную живую музыку. Её дополняли Солнце и берёзы. Одна из артисток, Татьяна, помогла в моём деле и ответила: «Характер должен быть дружелюбный, потому что Нагайбакский район многонациональный. Он должен быть терпим и дружелюбен к мусульманской, к христианской религиям. Нагайбаки тем ещё отличаются, что очень гостеприимны. В любой нагайбакской семье вас просто не отпустят без чая». Доказательство не заставило ждать, и нас пригласили на чай.
Стол довольно быстро пустел. Путешествие подходило к концу, как и мои поиски нагайбакского облика. Последние слова мне сказала заведующая музеем в Кассельском Татьяна Александровна Яковлева: «Высокая красивая голубоглазая русоволосая девушка (если девушка). Если мужчина, то казак бравый. С кудрявым чубом. Потому что мы потомки казаков. Мы казачки-нагайбачки все. Вот, про кого сказано: «Коня на скаку остановит» - это не вопрос. Если бы мне сказали, что я буду коров доить – не поверила бы. Но доила. А последняя женщина верхом на лошади у нас ездила ещё, наверное, в начале двухтысячных. По факту и лошадей меньше стало. Всё уходит…”
Иронично, что договорить Татьяна не успела, её уже ждала благодарность и аплодисменты, а журналистов – автобус. Останется небольшая загадка в портрете Нагайбакского района. Загадка, на которую каждый здесь найдёт свой ответ. Или, что более вероятно, не найдёт никто.
«Приятно было познакомиться!» — кричал Нагайбакский район
Прощаясь, я всё же смогла увидеть Его. Да, словесные портреты немного отличались, но в итоге сошлись в одном образе. Как и должно было быть, каждый из жителей описал свой Нагайбакский район и себя, как неотъемлемую его часть. Обобщить мнения и воссоздать истинного Нагайбакского человека позволим независимому эксперту – нейросети. А итог путешествия пусть подведёт нагайбакская муха: «Бззз. Бз!»