Русскому языку и литературе меня учит Елена Юрьевна НЕСТЕРОВА, а с пятого по девятый была еще и нашим классным руководителем. Она окончила эту же школу, училась в Челябинском педагогическом институте. А в 2008-м вернулась в родную кыштымскую первую…
— Елена Юрьевна, почему вы выбрали профессию именно учителя русского языка и литературы?
— Я никогда не думала, что буду учителем, всегда хотела быть переводчиком, но были тяжёлые времена, было сложно поступить на эту специальность. А я много читала, увлекалась литературой, поэтому решила поступить на филологический факультет.
— Есть ли у вас собственные методы обучения?
— Мне в институте всегда говорили, что из меня получился бы хороший методист. Считаю, что на первой стадии получения знаний ребёнок должен понять материал, а его легче понимать образами, поэтому правила, написанные словами, я преобразую в схемы, таблицы, которые легче запоминаются, потому что перед глазами остаётся картинка, а понимание этой картинки и есть понимание правил. При этом, объясняя схемы, дети учатся говорить, выражать свои мысли.
— А свои подходы к ученикам?
— Есть такое понятие — «педагогическая философия», и спустя несколько лет начинаешь понимать, что это лично твои принципы, подходы, используемые в обучении. Прежде всего, нужно помнить, что перед тобой не роботы, а обычные дети, которые живут в разных семьях, в разных условиях, у которых разные способности, и подбирать материал для них нужно с учётом таких особенностей. Например, есть дети, которые хорошо пишут, но не могут изложить ту же мысль устно, и это не значит, что им нужно ставить двойки, пусть сядут и пишут. Работать всегда по правилам не получится, поэтому, только понимая, уважая друг друга и идя на уступки, можно найти общий язык.
— Волновались ли вы перед самым первым уроком, и как вели себя дети?
— Конечно. Первыми у меня были три пятых класса, и дети вели себя спокойно. На самом деле, опыт работы в школе даёт больше, чем институт. В институте много очень хорошей теории, но научиться быть учителем можно только работая в школе.
— Есть ли у вас наставник?
— Мои родители никогда не наставляли меня на профессию учителя. Это было моё желание, я была полностью самостоятельна в принятии решения. Наставником была Людмила Сергеевна Ведерникова, учитель русского языка и литературы школы № 1. Раньше в школах были педагогические классы, и я училась в одном из них и проходила практику на классе Людмилы Сергеевны. То есть азы методики преподавания дала она. Позже она же и позвала меня работать в нашу школу и помогала в первые годы.
— В какой сфере вы бы ещё хотели и могли себя реализовать?
— Я очень люблю готовить интересные блюда, которые не найдёшь даже в ресторанах. Очень люблю придумывать что-то своё. У меня дочь учится по программе «Технология и организация предприятий питания», так она сказала, что нужно открывать кафе и звать меня работать шеф-поваром. А особенностью кафе будет неповторимость каждого блюда. Я не люблю готовить по рецепту, прочитаю, но в ходе приготовления обязательно что-нибудь добавлю.
— Что помогает оставаться в творческой струе?
— Коллектив нашей школы удивительный. Он способен заряжать энергией, позитивом, несмотря ни на что. Вопреки различным обстоятельствам наши учителя готовы поддерживать идеями, они умеют понимать с полуслова и даже взгляда. Уверенность, что всё обязательно будет хорошо, позволяет двигаться дальше. До ковида мы с Еленой Николаевной Устиновой, учителем немецкого языка, часто ездили на различные мероприятия, которые устраивает областной центр дополнительного образования «Альфа». Ездила с классами на Тургояк в палаточные лагеря. Очень много идей мы заимствовали у них. Эта организация помогает многим учителям и детям находить новые идеи, делать то, чего сегодня многие школьники по разным причинам не могут увидеть. Воплощением одной их таких идей стал форум инициативных школьных и классных активов «Фишка», который ежегодно проводят учителя нашей школы для своих учеников на территории санатория «Дальняя Дача».
— Чем увлекаетесь в свободное время?
— Раньше увлекалась шитьём. У меня даже есть документ, в котором написано, что я домашний портной. Такие документы раньше выдавали в Доме детского творчества. Я училась шить у Татьяны Дмитриевны Сомовой. С удовольствие занималась этим, придумывала что-то интересное и всегда радовалась, что у меня получалась вещь как в магазине. Мне это очень помогло в непростые студенческие годы. Люблю кататься на лыжах. Прошлой зимой не было на это времени, но до этого почти каждые выходные каталась в своё удовольствие. А вот после выездов на озера я устаю.
— Вождение автомобиля для вас стресс или удовольствие?
— Удовольствие. Отдыхаю, когда еду на машине. Даже если есть какое-то напряжение или настроение неважное, то оно обязательно исчезает. Люблю ездить на дальние расстояния.
— Если не учитель русского и литературы, то какого предмета?
— Наверное, стала бы учителем английского языка. Но могу представить себя учителем любого предмета, кроме химии. Иногда, разбирая материал уже со своими детьми, я любила решать примеры по математике и задачи по физике, но химию… понять невозможно.
— Я знаю, что вы параллельно учились на педагога музыки. А её хотели бы преподавать?
— Да, я люблю петь. В детстве занималась в фольклорном коллективе «Ленок» первой школы, потом у Татьяны Геннадьевны Власовой в Доме детского творчества. Позже в школьном хоре под руководством Светланы Владимировны Мыларщиковой.
— Читаете электронные или бумажные книги?
— Бумажные книги — это замечательно, но мало времени остаётся на чтение, поэтому читаю обычно перед сном. А в темноте удобнее использовать электронную. Самое главное, что чтение стало доступнее, например, сидишь в очереди, и тебе достаточно просто открыть приложение в телефоне. И всё-таки бумажная книга притягивает. В Кыштыме исчезли книжные магазины, и когда бываю в Челябинске, люблю походить там по большим двухэтажным. Но сегодня книги — удовольствие дорогое, поэтому я больше пользуюсь электронными вариантами.
— Какие книги вы посоветовали бы прочитать?
—Мне нравится роман Шарлотты Бронте «Джейн Эйр», несколько раз его перечитывала, повесть Елены Ильиной «Четвёртая высота». В начальной школе моей учительницей была Валентина Михайловна Еловскова — почётный гражданин Кыштыма. Она оставляла нас практически каждый день после уроков и читала художественные книги. В детстве я много читала. Помню, что на второй этаж детской библиотеки меня перевели раньше, чем остальных, в пятом классе, потому что я перечитала всё, книг для меня не осталось. Наверное, поэтому я выбрала профессию учителя русского языка и литературы, больше делая упор на литературу. Потом постепенно поняла, что русский язык — удивителен, его нереально полностью познать, и, исследуя его, каждый раз можно открывать что-то новое. Очень интересная наука — этимология, но ей, к сожалению, мало времени посвящается в школе, и часто хочется выходить за рамки школьной программы.
Есть такой момент. Когда ежегодно перечитываю какие-то произведения, они вновь для меня открываются. Книга, которая казалась скучной десять лет назад, сегодня может стать интересной, поэтому я всегда говорю: «Нет плохих литературных произведений, вы просто до них ещё не доросли».
Современная литература сейчас вызывает много споров. Есть много произведений, которые мы не изучаем по школьной программе, а они интересны. Последнее, что я читала из современной литературы, — три романа Гузели Яхиной, из которых больше всего понравился «Дети мои». Некоторые её ругают, а мне нравится. Я давно не читала так, чтобы хотелось побыстрее дочитать и снова возвратиться. Ей удалось сделать таким образом, что во время чтения забываешь о реальном мире. Не каждое произведение может меня так вовлечь.
— Чего вы хотите для своих учеников?
— Я буду очень рада, если из моих учеников вырастут добрые, хорошие, отзывчивые люди. Замечательно, если они буду профессионалами своего дела, но, прежде всего, они должны стать верными друзьями, в будущем хорошими родителями, чтобы спустя годы их вспоминали только добрыми словами.
Беседовала Маргарита Батракова