Юлия Семейкина – автор проекта «Челябинск пешком». Девушка водит экскурсии по Челябинску с маршрутами по Центру, ЧТЗ, ЧМЗ и другим районам нашего города. Юлия не является историком или гидом по образованию, но по призванию – она точно экскурсовод. Благодаря любви к городу, интересу к истории и местам, Юлия собрала вокруг себя интересующихся людей, которым небезразлично прошлое, настоящее и будущее Челябинска...
Лада Брик, журнал «Тинейджер»
Фото из архива проекта «Челябинск пешком»
– Кем вы себя считаете – гидом или, может быть, экскурсоводом?
– Вообще, мне, честно говоря, не нравятся все эти термины. Но слово «гид» более благозвучное. У меня со словом «экскурсовод» ассоциируется какая-то «старая школа», бабушки, которые водят по стандартным маршрутам. Поэтому «гид» нравится больше.
– Как появилась идея проекта «Челябинск пешком»? Насколько я знаю, вы занимаетесь этим недавно?
– Это относительно молодой проект, нам полтора года. Идея была всегда. Я жила в других городах, ходила на экскурсии и знала, что это досуг не только для приезжих, но и для местных, которые могут взглянуть на свой город под другим углом. Когда я приезжала в Челябинск, мне всегда очень не хватало этих экскурсий. Казалось, что горожане здесь совершенно не знают места, в котором они живут. А знание места необходимо для любви к нему. Потому что очень трудно любить то, чего ты не знаешь, но очень легко это ненавидеть.
Я уехала из Челябинска в 16 лет после школы и вернулась в 24. Всё ходила и причитала «почему нет нормальных экскурсий?», пока мне не пришла в голову мысль, что, возможно, это я тот человек, который будет их проводить. Когда эта мысль пришла ко мне в голову, пути назад уже не было. Пришлось это делать.
– Как гиду не быть скучным? Как водить экскурсии так, чтобы было интересно и увлекательно?
– В первую очередь я стараюсь отталкиваться от себя. На самом деле, любая экскурсия, которая кажется нам скучной и непонятной, с большим количеством дат и неизвестных персонажей, может стать очень увлекательной, если человек, который будет её проводить, горит своим делом. И может зарядить этой энергией других.
«Скучно» – относительное понятие. Мне скучно слушать про историю войн и революций. Я не воспринимаю этот материал, засыпаю на второй же строчке, у меня не получается «родить» в себе интерес к революционной истории. С моей стороны глупо и нечестно рассказывать об этом. Если мне не нравится, как может быть интересно другим?
Также нужно быть достаточно эмпатичным человеком. У вас прописан определённый план экскурсии, но при этом люди приходят разные, по-разному реагируют, им разное интересно. К каждому необходим свой подход.
Никто не отменял шуток. Мне изначально было важно говорить простым языком, возможно, даже допускать слова-паразиты, потому что меня саму бесит заученный возвышенный литературный текст. Он мне не кажется живым. Человек как будто не пропустил его через себя. Мне важно говорить, как обычные люди, а не как в книжках написано.
– Откуда вы берёте информацию? Какой маршрут был самым интересным при разработке, где больше всего интересных фактов?
– Информацию беру из открытых источников. Часто использую ЖЖ, пусть эта сеть уже полумёртвая (если не совсем мёртвая), но одно время наши краеведы писали там очень много полезных постов. Конечно, есть книги, публикации и архивы Государственного исторического музея Южного Урала. Наверное, глубже всего я погружалась в район ЧТЗ.
У меня маршрут по авангарду, по самому началу района. И он в разработке очень широкий. Необязательно читать про историю района, можно в целом погружаться в ту эпоху, в историю авангарда в России, конструктивизма. Все города становятся ясны и понятны при изучении этого материала, потому что они строились одинаково, основывались на одном.
Какой маршрут интереснее всего водить? Тут всё зависит от компании, которая собралась.
– Расскажите немного про все свои маршруты. С какого лучше всего начинать знакомство с городом?
– На данный момент у нас 10 маршрутов. Это экскурсия вокруг вок-зала, по улице Российской, Центр, Центр 2.0, ЧТЗ, Кирова, ЧМЗ, Заречье, Мелькомбинат и городской бор вместе с травницей.
Самым первым я бы рекомендовала центр, потому что это первый маршрут, который я разработала. Он про исторический центр, про то, чем Челябинск жил до революции. И туда же вокзал. Это база.
– Есть ли у вас наставник, вдохновитель? Может быть, это родители, друзья, учителя?
– Есть проекты, которые мне нравятся. В одно время ребята из Питера, работающие в «Подписных изданиях», создали ячейку краеведов на базе этого магазина и водили экскурсии «Трипфикшн». Это было очень интересно и классно, потому что это краеведение именно от местных жителей, которым интересно узнавать не красивые стороны Петербурга, а все его грани.
Очень большой недостаток Санкт-Петербурга – это город, который сам себя музеефицировал и тем самым мумифицировал. Люди там очень плохо относятся к изменениям. Они восхищаются тем, какой он есть, все хотят сохранить его таким. А это неживая история. Ведь город, как и всё в мире, – меняющаяся субстанция. И в основном все экскурсии по Петербургу – о его красоте, парадности, площадях и дворцах. Но есть люди, которые хотят видеть не идеальную картинку, не «глазированные» здания, а что-то настоящее. И вот «Трип-фикшн» было про настоящее. Это не всегда красиво, это реальность. А она в основном, увы, некрасива. И вот эти ребята меня очень сильно вдохновляли. Равно как и сейчас многие интересные проекты. Например, «Москва глазами инженера» и его создатель Айрат Багаутдинов. Я читала недавно интервью с ним, и Айрат говорит те же мысли, что есть у меня в голове.
– Не хотелось ли вам водить экскурсии по Санкт-Петербургу?
– Там, конечно, очень высокая конкуренция, и уйдёт некоторое время на раскрутку. Мне нравится место, в котором я сейчас. Я здесь своеобразный первооткрыватель, возможно. Здесь очень большое поле для деятельности. В этом есть и плюсы, и минусы. Трудно найти людей, которые работают в этой же сфере, и создавать что-то вместе. Иногда опускаются руки, очень много всего непаханого. Но в целом я бы не хотела ни в какие другие города, мне интересно в Челябинске. Это мой родной город, и для меня вся эта история, в первую очередь, про себя и узнавание своих корней.
– Как у нас в городе относятся к сохранению культуры и архитектуры? Чем мы можем помочь в данный момент?
– Сейчас ситуация с культурным наследием в стране стала налаживаться. Ещё десять лет назад не было сильной контролирующей базы, и тогда мы потеряли очень много, к сожалению. Сейчас ситуация лучше и в Челябинске, и в других городах России. Отношение зависит от человека. Кто-то видит в этом красоту, им это небезразлично. Наверное, когда ты бедствуешь и живёшь на грани голода, тебе не до культурного наследия. Когда уже на другом уровне, меняется отношение.
Мне кажется, нужно, чтобы больше людей узнавало о культуре своей родины. Чем больше будет знания, тем больше неравнодушия. Это моя политика в целом. Поэтому я делаю это со своей стороны: пишу посты, вожу экскурсии, показываю людям, в чём может быть ценность какой-то гранитной стенки за домом.
– Насколько я знаю, вы много путешествуете. Можно ли Челябинск сравнить с городами России или мира?
– Раньше, приезжая в новый город, я сразу замечала, что он напоминает Челябинск. Всегда есть что-то общее, то, чем они похожи, но есть и локальная идентичность – то, чем города отличаются друг от друга.
Челябинск очень разный. Если другие мегаполисы России представляют какую-то одну эпоху своего развития, то Челябинск рос хаотично, в нём интересно отложились различные эпохи, начиная с Бронзового века и заканчивая современностью. Это ценность нашего города. Но чем дольше я изучаю Челябинск, тем сложнее мне его сравнивать с другими городами. Должен быть незамыленный взгляд, чтобы сравнивать города друг с другом.
– Какие ваши путешествия были самыми яркими?
– Да они все были классными... Например, когда начался ковид, я осталась в Китае на некоторое время. Поехала кататься по Азии: пожила неделю во Вьетнаме, месяц – в Камбоджи, в Лаосе, в Малайзии… Было круто!
Очень люблю бывать на Тенерифе, проводить там много времени. В сумме, наверное, жила там около трёх месяцев. Но я не воспринимаю Тенерифе, как путешествие. Это, скорее, поездка домой.
– Можно ли выделить города России или мира, в которых очень следят за сохранением культуры, традиций? Где люди всегда трепетно относились и относятся к своему прошлому.
– Трудно приписать это к какому-то городу. На данный момент в России – это люди. Недавно я была в Нижнем Новгороде. Там много проектов художников, посвящённых локальной идентичности этого места. Они читают Горького, историю своего города и превращают это в современное искусство.
В Сысерти! Это маленький город, который сейчас очень продвинулся по своему туристическому бренду и осмыслению исторического прошлого. Наверное, это делать проще, когда ты – маленький город.
Челябинск – Танкоград, город мельниц, заводов, железной дороги. И очень трудно понять, что именно является «прошлым», в которое нужно возвращаться.
– Как вы считаете, реставраторы должны полностью воссоздавать всё то, что было до этого, или есть место для творчества? Например, граффити.
– Сейчас это самый распространённый подход к реставрации. Когда ценится не только то, каким было произведение изначально, а показ всех периодов его жизни. Например, картина «Даная» Рембрандта, которая висела в Эрмитаже. 20 лет назад её облили кислотой, и картину восстановили с учётом того, что были повреждения, потому что это часть жизни картины. Это происшествие сделало работу Рембрандта одной из самых известных в мире. Конечно, следы должны были остаться. Мне такой подход очень близок. Важны все периоды жизни произведения, даже не самые приятные.
Меня очень смущает, когда при реставрации древнего Зимнего дворца его покрывают идеальным слоем штукатурки, как будто он построен вчера. И ты должен смотреть на этот «пряник». Мне это кажется нечестным. На здании должны быть потёртости, трещины, которые выдают его возраст.
«Граффити – вандализм», как говорят некоторые люди. Да, они допустимы не везде, но это часть того, что происходит сейчас.
– Как местные жители Челябинска относятся к проведению экскурсий? Мне кажется, многие люди не понимают, что могут быть экскурсии по нашему городу. Как менялось это отношение?
– Сейчас явно больше интереса. Видимо, сарафанное радио так работает. Люди рассказывают, как они провели время в городе. Человеку, который об этом ни разу не слышал, тоже становится интересно, он приходит на экскурсию.
Относятся по-разному… Есть те, кто пишет негативные комментарии в соцсетях. Когда идёшь по городу с группой, прохожие удивляются, для них экскурсия по нашему городу – это шок. Они никогда об этом не думали. У подростков почему-то начинаются приступы смеха просто от словосочетания «экскурсия по Челябинску».
– Как сейчас развивается «Челябинск пешком»? Я слышала, появляются новые гиды.
– Да, мне изначально было это интересно. Ещё при основании проекта казалось крутым, если «Челябинск пешком» будет не только про меня и моё видение города. Поэтому если у кого-то есть желание присоединиться, я всех с радостью приму.
Не хочется быть каким-то «контролирующим лицом», которое будет говорить, как лучше делать. Это разные люди с разным подходом и ценностями. База – любовь к людям и Челябинску.
Сейчас сильно растёт ВК. Самое сложное – создать там свой личный бренд и раскрыться. «Челябинск пеш-ком» развивается моим упорным трудом и регулярными постами.
– Какие города или достопримечательности Челябинской области вы можете посоветовать для тура выходного дня?
– Во-первых, уже упомянутая Сысерть. Также Сатка и притёсы, пороги. Ещё из классных архитектурных ансамблей меня в последнее время восхищают Троицк и Магнитогорск. Вообще у меня политика – я посещаю всё, и мне почти везде нравится. Просто потому что я там никогда не была, мне это дарит эмоции.
– Есть ли сейчас в городе что-то новое, яркое и интересное? То, что можно будет показать нашим потомкам. Часто в новостях рассказывают об изменениях. Есть ли они в реальности?
– Очень трудно об этом говорить, когда ты воспринимаешь всё в настоящем. Как это будет смотреться в разрезе веков? Город однозначно меняется последние годы. Закончился этот процесс деградации, и начался период благоустройства. Челябинск возвращается к людям, у пешеходов вновь появляются тротуары и общественные пространства. Город становится более «фрэндли» для своих же жителей!