Это интервью – с необычным учителем английского языка. Алёна Дмитриевна Пепеляева приехала в наш город из Санкт-Петербурга. Она окончила Санкт-Петербургский университет по направлению «Педагогика», а начала преподавательскую карьеру и обрела своих многочисленных учеников у нас, в Челябинске. О чём мечтает педагог и причём здесь театральный кружок – читайте далее.
Кирилл Зубков, журнал «Тинейджер», Центр внешкольной работы г.Челябинска
Фото из архива А.Д.Пепеляевой
– Алёна Дмитриевна, как вы думаете, почему стоит изучать иностранные языки?
– Это повышает нейронную мозговую активность. Так мы можем предотвратить болезнь Альцгеймера и деменцию. Люди, изучающие языки, постоянно тренируют свой мозг, как и математики. Эти два вида деятельности эффективнее всех побуждают головной мозг к выработке новых клеток.
– Какими источниками знаний вы пользуетесь, когда готовитесь к урокам?
– Я использую только ресурсы своего мозга. Сверяюсь с учебником – и у меня моментально появляется схема, как я буду вести следующий свой урок. Например, нарисую что-то на доске так, чтобы всё было понятно, и у каждого получилось легко запомнить материал.
Иногда приходится пользоваться интернет-ресурсами, просматривать курсы по лексике, грамматике и аудированию. Я ориентируюсь не столько на возраст учеников, сколько на их знания в той или иной теме. Кстати, есть важное правило: любой материал можно преподнести в игровой форме.
– Какого учителя вы бы могли отметить как лучшего из лучших?
– Сухомлинского Василия Александровича, произнёсшего легендарную фразу «Сердце детям отдаю». Это высказывание показывает моё отношение к преподаванию. Я работаю только на детей. Также хотелось бы отметить и Макарова Михаила Петровича, у меня даже работа была по нему.
– А как можно описать образ идеального ученика?
– В моей голове это, в первую очередь, опрятный ребёнок. Стиль одежды – официально-деловой, но это не обязательно унифицированная школьная форма. Хорошо готовится к урокам, держит в порядке учебники и школьные принадлежности. На занятии – внимательный, слушающий и активный.
Не нужно, чтобы ребёнок делал всё, слыша приказной тон. Важно сохранять баланс между учителем и учеником. Школьник должен использовать все возможные усилия, чтобы найти ответ на поставленный вопрос.
– У вас есть индивидуальный подход к каждому ученику, или вы даёте информацию сразу всей аудитории?
– В этом году пришлось осознать, что я работаю на массу. В классе 30 человек, нужно пройти несколько тем – и лексику, и грамматические конструкции. Кто-то отвлекается, кто-то меньше работает, кто-то больше. Если в старших классах ребята готовятся сдавать ЕГЭ по английскому языку, подход уже, конечно, индивидуальный. Им это необходимо, значит, и задания более развёрнутые.
– Если бы у вас была возможность что-то изменить в этой работе, то что бы это было?
– Для досконального подхода к изучению языков нужны лингвистические классы с соответствующей аппаратурой, у каждого ребёнка должна быть персонализированная парта.
Мне нравится техника работы наших финских коллег, где домашнее задание носит необязательный характер. В этом есть зерно здравого смысла. Ну и, конечно, нам действительно не хватает специализированной техники и экипировки.
– Почему вы решили переехать в Челябинск?
– Это случайное стечение обстоятельств. На тот момент у меня вся семья уже целый год жила здесь, а я училась и работала в Санкт-Петербурге. Поэтому я решила уехать в отпуск к родителям. Они напомнили, что нужно проходить дипломную практику, и посоветовали пойти в школу неподалёку. В итоге меня взяли не просто на практику, а сразу на работу.
– Какое место в вашем сердце занимает Санкт-Петербург?
– Это моя Родина, так что логично, что у меня сложились об этом городе тёплые воспоминания. Но не скажу, что Санкт-Петербург – это то место, куда мне хочется вернутся. Я испытываю к нему смешанные, неоднозначные чувства.
– Кем вы хотели стать в детстве?
– Я всем говорила, что стану бизнесменом и построю каждому дом. Думала стать дизайнером или архитектором – оканчивала художественную школу и была очень воодушевлена. Потом захотелось побыть археологом. В 11 классе наконец-то определилась – буду журналистом! Но вступительные экзамены сдала не так успешно, как хотелось бы, и пришлось поступать на переводчика.
– Помимо преподавания, вы ведёте театральный кружок. Какие у вас есть достижения и чего планируете добиться?
– Для меня большое достижение, что уже в течение двух лет существования кружка количество детей в нём увеличивается с каждым годом. Если изначально ходили девять-десять человек, то теперь у нас уже 15.
Да, кто-то перестал ходить, кто-то бывает на репетициях время от времени, но детям интересно. В будущем мы планируем показать тот же спектакль, что и в прошлом году, но с новыми актёрами. Также мы снимем постановку по рассказу «Уроки французского», она будет в медиаформате, а в конце учебного года покажем представление по мотивам «Сказки о потерянном времени». Планируется уйти в онлайн-формат, участвовать в конкурсах, вот тогда и появятся первые наши достижения!
– Есть ли у вас какие-нибудь увлечения? Является ли преподавание иностранных языков вашим хобби?
– Я очень люблю свою работу, мне нравится заниматься английским с детьми. Возможно, в будущем я открою для себя другие школьные предметы, но на данный момент именно иностранные языки мне удаётся хорошо объяснять ребятам. Можно быть каким-нибудь исследователям, но не уметь преподносить найденную информацию. У меня такие навыки имеются.
Работа является моим хобби. Но, помимо этого, конечно же, у меня есть и другие увлечения, например, выращивать цветы, отправляться в походы, организовывать поездки и готовить.
– Какие у вас есть цели?
– Жизнь – такая интересная вещь… когда я ставила себе одну цель, она каждый раз отдалялась от меня по каким-то причинам. Но в ближайшем будущем хочется поработать с театральным кружком, а впоследствии открыть своё дело и начать самостоятельное развитие.