Златоустовская художественная мастерская «ЛИК» скульпторов Александра и Нины Лохтачевой была создана в 2002 году. Основное направление мастерской — гравюра, но, помимо этого, здесь развита скульптура и ручное ткачество. А в интернет-магазине можно купить изделия: кубки, мечи, и ножи, и многие эксклюзивные вещи.
Зал золота, мечей и кубков
Мы входим в зал, сияющий золотом подсветки и самих изделий. Везде в витринах расположены самые диковинные экспонаты: мечи, механические часы в виде черепа с драгоценным камнем в одной глазнице и с самим циферблатом в другой.
Экскурсовод Александр, внук основателей мастерской, рассказывает нам про историю создания мастерской и гравюры в целом: «В царские времена златоустовский завод обеспечивал более 70 процентов всего холодного оружия для армии. С наступлением постсоветского периода заказы на наградные орудия практически сошли на нет, а на заводе имени Ленина, где когда-то трудилось около 80 гравёров, персонал сократили до десяти мастеров»
Из-за желания самостоятельно творчески развиваться, основатели мастерской Александр Иванович, Нина Владимировна и Григорий Иванович в начале девяностых решили уйти с завода и создавать своё искусство. В виду острого дефицита материалов, первое, что они делали — закупали латунные тазы для варки варенья на рынках, отрезали край, и по нему рисовали лаком, покрывали золотом. Люди в шутку называли это «поэмой экс-таза». Как бы, из бывшего таза, и поэмой наслаждения.
Первым серьёзным заказом для мастерской стало создание мечей памяти благодарности странам народов антигитлеровской коалиции в первому президенту России, Ельцину, находится в музее Победы на Поклонной горе в Москве.
Следующей значимой работой стало воссоздание «Дарохранительницы» для главного алтаря храма Христа Спасителя в Москве (В религиозном мире этот артефакт — одна из важнейших вещей в церкви, представляет собой священный сосуд для хранения даров — прим. автора) Здесь также представлена реплика. Следует отметить, что работу вели сразу в двух экземплярах. Оригинальная, которая стоит в храме, выполнена полностью из серебра. При создании было использовано более 45 килограммов этого ценного чистого металла. После выполнения работы Патриарх московский всея Руси Алексий II удостоил за это мастерскую статуса «патриаршей», и началось активное развитие направления изготовления церковной утвари в Златоусте.
Средь застывших серых лиц…
Мы покидаем зал, будто бы сотканный из янтаря, и переходим в мастерскую скульптуры. Как только попадаем в помещение, наш взор привлекают две огромнейшие фигуры по три с половиной метра в высоту каждая. Одна закончена и уже как будто готова к установке на постамент, а вторая едва облеплена пластилином, но, безусловно, это фигура Ивана Грозного. Спутать сложно.
На примере этих двух фигур экскурсовод рассказал нам о поэтапной технологии создания таких огромнейших скульптур. Сначала создаётся каркас, как, собственно, мы видим по фигуре Ивана IV. Далее он облепливается не простым, а специальным скульптурным пластилином, после снимают форму, мерки, и сама статуя отливается из чугуна, бронзы, пластикрита или других материалов. На одну такую форму фигуры уходит около 450 килограммов пластилина, с этим материалом проще работать, чем с глиной, он более эластичен и хранится дольше.
В зале мастерской также можно заметить и фигуры из камня, уже гораздо меньшего размера. Присутствуют персонажи мифов Древней Греции, представлена советская тематика, удивляет обычная человеческая рука полметра в высоту.
Зашитые в портреты навсегда
Далее нас проводили в мастерскую ручного ткачества. При входе видишь в основном церковные гобелены, но можно заметить и забавного кота, и флаг «Единой России».
Это направление также было основано по инициативе Александра Ивановича Лохтачева, и, так как этому ремеслу нигде не обучали, то пришлось узнавать по книгам о традиционном французском гобелене, а после готовить художниц-мастериц. Существует в Златоусте это направлевсего одного метра тканного изображения уходит от трёх до шести месяцев, в зависимости от сложности картины. Вся подготовительная и художественная работа выполняется мастерами
Однако спрос на гобелены очень упал с развитием машинного производства и с появлением станков, который аналогичный метр собирают за полтора-три часа. Сейчас в России осталась всего одна крупная гобеленовая мануфактура в Петербурге и малое количество частных мастерских. Но до сих пор идут продажи ручных гобеленов на сайте "Ярмарка мастеров".
По окончании официальной части экскурсии, уже во время личных разговоров с экскурсоводом, выясняется, что в здешнем филиале ЮУрГУ есть специальность «Технология художественной обработки материалов», которая открывает будущим умельцам-мастерам дорогу в эту сферу творчества.
Так прошло знакомство со Златоустовской художественной мастерской «ЛИК-Лохтачевы и компания», которые возрождают традиции мастеров Южного Урала, создателей высокохудожественных предметов декоративно-прикладного искусства.