Интервью с ветераном ГИБДД
ПРАВИЛА ЕСТЬ У ЛЮБОГО ПУТИ
В представлении нуждается
Знакомьтесь: майор полиции в отставке Александр Владимирович Ершов. Родился в 1983 году. Службу в органах внутренних дел проходил с 2004-го по 2022 год. Начинал её Александр Владимирович с должности милиционера подразделения патрульно-постовой службы. С 25 декабря 2004 года и по 1 октября 2010 года - инспектор дорожно-транспортного движения.
Затем А. В. Ершов пять лет работал начальником изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых. В ноябре 2015 года - новое назначение: помощник начальника отдела МВД России по работе с личным составом. После года службы на этой должности и до ухода в отставку Александр Ершов - помощник смены дежурной части.
За добросовестный труд Александр Владимирович награжден медалями МВД России «За отличие в службе» третьей, второй и первой степеней, другими ведомственными наградами МВД РФ.
Во время интервью с Александром Владимировичем разговор шел о сложностях в работе и личных проектах; о чести мундира и «службе не по уставу»; о наставниках и молодых кадрах; о человеческих и «цифровых» отношениях в работе по профилактике дорожно-транспортных происшествий; о подростковых амбициях и родительской ответственности.
Как всё начиналось
- Александр Владимирович, что повлияло на Ваш выбор стать сотрудником ГИБДД?
- После службы в армии пришел в органы внутренних дел в патрульно-постовую службу. Через год, отучившись в школе милиции, согласился на предложение тогдашнего начальника госавтоинспекции Андрея Ивановича Ярина стать их сотрудником. Эта служба была престижной и мне она нравилась.
Уже при следующем начальнике Александре Владимировиче Гончаренко перешел на должность госинспектора дорожного надзора ГИБДД.
- Сложно было в начале службы?
- Сложно, как и везде. Госинспектор дорожного надзора - это ответственная работа. Я контролировал надзор за уличной дорожной сетью всего города.
- Как прошел Ваш первый рабочий день?
- Он особо не отличался от следующих. Разве только тем, что сначала я был стажером. Рабочие будни инспектора ДПС проходили по одному сценарию: планерка у начальника, постановка задач на текущий день, выход на линию.
- Какие события запомнились больше всего?
- Для меня самый значимый проект - установка двух светофоров в Пласте. Первый – на перекрестке улиц Мамина-Сибиряка и Октябрьской, второй - Октябрьская – Блюхера. Я измерял интенсивность движения транспортных средств, рисовал схемы, отправлял их дальше по ступени. Изначально первым светофором занимался Александр Владимирович Гончаренко, позже я продолжил. Возле ДК «Октябрь» - это уже полностью мой проект.
Прежде всего - безопасность
- Александр Владимирович, как Вы считаете, какие факторы определяют ситуацию на дороге в настоящее время?
- Прежде всего – это безопасность. Транспорта стало больше, и нагрузка на сотрудников ГИБДД увеличилась.
- Как изменилась ситуация на дорогах за время Вашей работы и какие Вы видите возможности для кардинального ее оздоровления?
- Улучшилась организация дорожного движения. В городе появились два светофора. Также мы занимались установкой знаков «Пешеходный переход» на желтом фоне и искусственных неровностей, которые в народе называют «лежачий полицейский». Для оздоровления дорожной ситуации и безопасного движения необходимо больше технического оснащения для сотрудников и увеличение штата.
- Какой случай особенно запомнился во время Вашей службы?
- Случаев много было разных, и трагических в том числе. Самые запоминающиеся – это выезды на ДТП с летальным исходом. Были и радостные моменты, когда помогали людям. Например, вытащить транспортное средство, доставить до места, привезти бензин, у кого закончился. Нас благодарили за помощь, хотя официально это в наши обязанности не входит. По уставу не положено, по-человечески – да, помогаем.
Внимание: дети!
- Александр Владимирович, какие применяемые Вами формы самые эффективные в работе с детьми по соблюдению правил дорожного движения и профилактике ДТП?
- Это разные акции, беседы в игровой форме. И, конечно же, положительный пример родителей. Чтобы они не говорили детям: «Давай, вот здесь перейдем, пока нет машин», а приучали с малых лет соблюдать правила дорожного движения.
- Расскажите о профилактических акциях.
- Таких акций много. «Осенние (зимние, летние) каникулы», «Пешеход», «Автобус», «Мотоциклист», «Родительский патруль», «Пристегни самое дорогое», «Внимание: дети!» и другие. Мы проводили их постоянно. Без них никак нельзя. Во время акций мы обучаем детей в детских садах и школах правилам дорожного движения, читаем лекции. У нас был специальный инспектор по детскому дорожно-транспортному травматизму и безопасности дорожного движения. Каждый инспектор был закреплен за своим учреждением.
- Что бы Вы лично внесли в золотую копилку опыта ГИБДД по профилактике дорожных происшествий и соблюдению правил дорожного движения?
- Прежде всего, продолжить улучшать уличную дорожную сеть, устанавливать дополнительные дорожные знаки, наносить разметку. Главное, чтобы это все делалось вовремя и соблюдалось. Чтобы водители сами не нарушали правила и учили этому своих детей, берегли их. Понимаю, что цены на кресла высокие, но надо вкладываться в это дело.
- Как повлияло на дорожную ситуацию широкое распространение среди детей и подростков роликов, электросамокатов, скутеров и мопедов?
- Я думаю, это зависит от родителей, от воспитания. Если они покупают ребенку такие дорогие мотосредства, разрешают на них гонять, то и вся ответственность лежит на них. Посмотрите, сколько у нас ДТП с мопедами, скутерами, электросамокатами. У нас в детстве тоже были мотоциклы, мопеды, но мы не выезжали на улицы, катались по лесу. А сейчас самоуверенность детская, хвастовство перед сверстниками, перед девчонками нередко приводят к беде. Дети не понимают, что в случае ДТП вина ляжет не только на них, но и на родителей. Подростковые амбиции... Влияние соцсетей, когда блогеры выставляют видео с гонок.
ПДД: вчера, сегодня, завтра
- Александр Владимирович, с развитием цифровых технологий, интернета, социальных сетей легче или труднее стало работать?
- Для сотрудника ГИБДД, с одной стороны, – легче, он фиксирует все нарушения и их можно доказать в суде. А с другой стороны, пешеходы и водители тоже сами снимают, фотографируют сотрудников. Потом обсуждают в сети снятые на видео дорожные ситуации и ДТП: что так, что не так.
Что касается профилактической работы, то легче в том плане, что можно выложить обучающее видео на страницу и потом отследить просмотры, вести статистику.
- Что бы Вы перенесли из «вчера» в «сегодня» и из «сегодня» в «завтра» по профилактике ДТП и соблюдению ПДД?
- Из «вчера» взял бы саму атмосферу, отношения. Во времена милиции коллективы были дружнее, а отношение людей к нам - лучше. В «завтра» перенес бы технические средства, видеонаблюдение. Раньше инспектору верили на слово, что превысили скорость. А сейчас – подавай доказательство, видеофиксацию.
О честности, вежливости и личной безопасности
- Александр Владимирович, кто был Вашим наставником в начале службы и были ли наставником Вы сами? Какой опыт Вы переняли у старших коллег и какой передали молодым сотрудникам?
- Конечно, у каждого прибывшего молодого сотрудника обязательно должен быть наставник. Для меня им стал Павел Юрьевич Путилов. Он тогда был инспектором ДПС, самым опытным сотрудником. Какой опыт я передал бы? - Это, во-первых, честность. Во-вторых, грамотность. - Можно ли как-то передать честность? – Это зависит от человека. Стараешься внушить, что это обязательное качество.
- Что для Вас «честь мундира»?
- Вежливое и корректное обращение с гражданами, соблюдение дресс-кода, то есть форменная одежда: как ты вышел, как перед людьми показался.
- Ваше напутствие молодым сотрудникам ГИБДД и пожелания ветеранам службы.
- Будьте вежливы, корректны с гражданами. Соблюдайте сами правила дорожного движения и меры личной безопасности. Каждого дома ждет семья.
Так беседа с ветераном ГИБДД Александром Владимировичем Ершовым о соблюдении правил дорожного движения и безопасности перешла в разговор о человеческих качествах и отношениях. Ведь правила есть не только у дорожного пути, но и у жизненного. И их тоже нужно соблюдать.