"Они у нас тут живут как дома. Некоторые дети не хотят домой. Ещё уговариваем их."
- Расскажите, пожалуйста, о режиме дня детей.
- В семь часов утра у нас подъём, дети занимаются зарядкой, завтракают, потом идут в школу. Детей, посещающих детский сад, мы развозим. Кто-то приходит пораньше, кто-то позже, в два, в три часа. Пообедают, далее тихий час. После они занимаются выполнением домашнего задания. После дети занимаются либо с психологом, либо с воспитателем, кто-то идёт в спортзал. Занятия в спортзале до пяти часов, пятнадцати минут шестого. Потом они, естественно, ужинают и готовятся к вечернему отдыху, сну.
-По какой причине чаще всего дети попадают к вам?
-Ну, причины бывают разные. Есть дети, у который погибли родители, есть дети, у которых родителей лишили родительских прав, а есть дети, которые приходят из-за трудной жизненной ситуации у родителей: кто-то выпивает, кто-то не может купить продукты и так далее. Когда наши сотрудники выезжают и смотрят какие семьи, они выявляют нарушения, дают определённое время на исполнение. Когда проходит время - три месяца, шесть месяцев, родители исправляют ситуацию. Кто-то поправляет, может быть, в доме что-то, кто-то перестаёт пить, занимаются своими обязанностями. Дети, естественно, проходят реабилитацию здесь, отдыхают, учатся в обычном режиме. У всех разные причины.
- Как часто оформляют опеку над детьми?
- Вот в этом году мы выпустили четверых детей, определили в семьи. Это очень хорошо. Не скажу, что очень часто, но в год всё равно один, два, три ребёнка уходит.
- Чаще возвращают детей в свои же семьи или оформляет опеку новая семья?
- Мы в этом году оформили, поправлюсь, не опеку, а отдали в семьи. Опеку оформляют реже, конечно. У них же тоже определённая система. Они проходят курс родителей и потом приходят к нам. Ну, бывает один-два ребёнка под опеку, но реже, конечно. Этим мы занимаемся. В этом году к нам приезжали с департамента по охране детей с Челябинска. Они готовят наших детишек, чтоб их показывали на федеральных каналах. Кто-то заинтересуется, может быть, кто-то, да объявится.
- Сколько детей на сегодняшний день проживают здесь?
- На сегодняшний день у нас двадцать один ребёнок, но из них пятеро студентов. Это наши студенты, которые выпустились и уже учатся в городе Магнитогорск. Они до восемнадцати лет находятся под нашей опекой. А так, у нас шестнадцать.
- Нам известно, что вы всесторонне развиваете детей. Какие творческие, спортивные мероприятия проводятся для этого? Может, какие-то мастер-классы?
- Да, мы приглашаем специалистов со стороны, недавно прошли мастер-классы от специалистов по макияжу, маникюру, парикмахерскому делу. Дети замечательно восприняли это обучение. Кто-то даже уже мечтает быть визажистом, кто-то парикмахером. Всё это им нравится. В декабре у нас поездки в Магнитогорск были. Они ездили в Ситно. Детям показали как готовится пицца. Потом ездили в город Пласт на шоколадную фабрику. Они там смотрели как изготавливают шоколад. Приглашали сюда и сотрудников прокуратуры, полиции. У детей же разные интересы. Так что, они у нас везде бывают. Также они у нас участвуют в конкурсах, свои работы выставляют, становятся лауреатами, получают грамоты, благодарственные письма. Работы выполняют из бисера, из дерева. В общем-то у нас всё умеют. Всё им нравится.
- Как вы стимулируете их достигать всё больших и больших высот?
- Вообще, когда я пришла, я разговаривала с преподавателями и ребятами об их интересах. И далее уже строим работу. Стимулируем мы их по-разному, вот в этом году, например, я перед новым годом попросила их написать все свои пожелания, что они хотят. Те дети, которые хорошо себя ведут, которые участвуют в конкурсах, мы их стараемся вывозить на какие-то мероприятия. Перед Новым годом, все, кто проявил за год отличные успехи, принимали участие, мы их возили и в театр в Магнитогорск. Всё, что они пожелали, мы всё им купили. Каждый написал по своему одному. Только одна девочка у нас написала: "Я хочу в семью". Мы стараемся, будем стараться. Они у нас тут живут как дома. Некоторые дети не хотят домой. Ещё уговариваем их. Поэтому, я думаю, им тут нормально живётся, хорошо. Вкусно питаются. Творчески развиваются, посещают различные секции.
- Как вы готовите их к самостоятельной жизни?
- В этом есть сложности. Потому что за них тут и варят, и стирают, так скажем, и деньгами они не пользуются. И, когда ребёнок вырастает, ему сложно адаптироваться в этой ситуации. Недавно спросила у студентов: "Как вы распределяете деньги? Один студент мне объясняет: "Мне хватает. Я научился. Было сложно изначально, но я научился".
Я предложила сделать отдельно кухонку. Допустим, чтобы дети научились готовить, курсы им какие-то проводили. Мы только начали этим заниматься. Преподаватели объясняют как обращаться с деньгами.
- Многим будет интересно, какая помощь требуется детскому дому, в том числе и нематериальная, помощь волонтёров. В принципе, они у нас тут одеты, обуты, всё у них есть. Единственное, мне бы хотелось чаще их вывозить, показывать и театр, и какие-то спортивные мероприятия. Также у нас есть программа "Наставничество", хочется её развить. Нужны такие люди, которые готовы быть наставником ребенку, готовить его к самостоятельной жизни. Мы-то тут стираем, убираем, кушать варим, возим везде, а именно при выходе в жизнь у них возникают проблемы. Был бы такой человек, который, который помог ребенку не то, что материально, а советом как родитель, как друг.
Но я ещё не нашла в районе у нас таких людей, которые взяли бы ребёнка и повели в жизнь. Это моя мечта.
- Могут ли как-то помочь учащиеся нашей школы?
- Да почему нет? Конечно! Я бы предложила какие-то спортивные мероприятия проводить у нас, какие-то творческие вечера или даже прийти с каким-то концертом. Пожалуйста. Приходите, мы будем очень рады вас видеть.
- Расскажите о ваших главных приятностях в работе.
- Приятности? Ну, знаете, приятно то, что детям какое-то добро несёшь, чем-то можешь помочь. Это знаете дорого стоит. Когда дети доверяют, это, наверное, самое главное, видеть результат работы.
- Что помогает им продолжать верить в добро?
- Ну, во-первых, наверное, сама обстановка, когда находишься в, так скажем, в тёплых отношениях, в тёплых руках. Ребёнок он же тоже как промокашка, он всё это впитывает, если правильно его настраивать, правильно вести. Добро, его не то чтобы творить, его видеть надо и чувствовать. Когда ребёнок это чувствует, он и будет дарить своё же тепло, своё добро другим людям. Ну, это моё мнение, конечно. Когда он сам это чувствует, он дарит другому.
- Можете ли вы вспомнить свой самый счастливый день на работе?
- Ой, таких дней бывает очень много. Вот в этот раз Новый год проводили, выступили наши дети. Знаете как приятно было смотреть? Сердце вот-вот выпрыгнет. Они верят в чудеса.
Утром приезжаешь на работу, маленькие дети подбегают, обнимают за ноги. Прям вот счастье!
- И последний вопрос, что вы хотели сказать родителям, которые отдают своих детей в такие учреждения, или тем, у кого забирают детей?
- Ой, таким родителям сложно что-либо сказать. Я бы всё-таки хотела обратиться к ним, чтоб сердца свои они открыли для своих же детей. Чтобы они всё-таки подумали, прежде чем что-либо творить. Только о детях подумали бы и о том, что кроме нас - родителей никто им не поможет. Поэтому, хочется им пожелать, чтобы они всё-таки включили свои головы, сердце, скажем, подумали о детях, их судьбе и будущем. Тут сколько мы разговариваем с родителями. Это сложные родители, поэтому говорить им сложно что-либо. Хочется пожелать, чтобы их сердце открылось. Почему так получается? В основном от того, что болезнь у них - употребление спиртных напитков, естественно, это и приводит сюда детей. Это сложно, конечно, но хочется всё-таки пожелать им включить свою голову и думать только о своих детях, потому что кроме нас о них никто не позаботится, никому не нужны будут наши дети, если не нам самим. Хочется пожелать им здоровья и понимания, что дети - это самое главное в нашей жизни.