Лет 20 назад в газете «Переменка» была рубрика «Лицейские странНицы». Наши девочки- корреспонденты путешествовали по школам Челябинска и рассказывали об их жизни читателям. Рубрика воскресла! Ведь в этом выпуске нам потребовалось узнать особенности российских лицеев. И мы отправились в три из них.
ОСТАНОВКА «120 ЛИЦЕЙ»
Это же наша! Выбегаем из маршрутки и видим известный лицей Тракторозаводского района. Вопреки всем тревожным ожиданиям – цивильный внешне, со сквериком напротив калитки.
СВЕТЛЫЙ ЛИЦЕЙ
Это первая мысль, возникающая при входе в школу. У окна на посту удивительно много света, оттого сразу тепло на душе становится. Охранник просит подождать Марину Викторовну Банникову, заместителя директора по воспитательной работе. Холл просторный, стандартная планировка небольших школ: главная лестница, которая переходит в две боковые, цокольный этаж, правый и левый корпуса. В глаза бросается ярко-зеленая надпись – бегущая строка прямо над главной лестницей – можно узнать время и прочитать свежее объявление.
Справа от входа – раздевалка, пока мы задумчиво выбираем, в 8а или 7б повесить куртки, вокруг нашего корреспондента Любы Калашниковой собирается толпа бывших одноклассников: Люба училась здесь раньше. Возникает ощущение, что попал на стандартную русскую свадьбу: в компании по-семейному весело. То и дело слышатся ироничные шутки, ребята делятся последними новостями из жизни школы. Но фан-встреча длится недолго – появляется Марина Викторовна и уводит нас смотреть школу.
ЛИЦЕЙ УМЕЛЫЙ
Начинаем с цоколя – там кабинеты технологии. Сразу погружаемся в мир машин и лазеров. Они здесь не в дефиците. Школьники после девятого класса сами выбирают, будут шить или работать на станке. Помимо стандартных двух часов технологии в средней школе, этот предмет ведется в 120 лицее и в старших классах – по три часа в неделю.
Прямо сейчас идет подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников, работа кипит, ученики приходят в восемь утра и уходят в восемь вечера. Позже ребята смогут получить разряд портного; в лицей приходит комиссия, просматривает проекты и присваивает разряды, самый высший – третий (у портных их семь, но в школе можно получить второй или третий. – прим. авт.). Получишь разряд – можешь устраиваться на работу. Ребят от рабочего процесса не отвлекаем и поднимаемся на третий этаж, в библиотеку.
ЦВЕТУЩИЙ ЛИЦЕЙ
Поднимаемся по левой стороне, так принято. Много зелени: цветы, искусственные газоны, кусты. Все украшено, смотрится гармонично и стильно. Удивляет обилие выставок: ручные изделия школьников украшают стеллажи и размещаются даже на лестничных пролетах. На третьем, последнем этаже заворачиваем в библиотеку. Здесь нас ждут Вика Ведерникова, десятиклассница, и Алиса Карпова, выпускница 2023 года:
– Обстановка в нашей школе дружественная, позитивная. Ребята классные, учителя спокойные. Традиции: посвящение в лицеисты в начальной школе, «Минута Славы» (похоже на конкурс талантов), Мисс и Мистер лицея, почта на Новый год и День святого Валентина, новогодние елки (старшеклассники для младших программу разрабатывают)».
Идем дальше. Все пролеты симпатично оформлены: гимн лицея в огромной светлой рамке во всю стену, достижения, картины. На втором этаже – столовая, рядом с которой стоят привлекательные диванчики. Напротив – золотая надпись «Лицей – технология успеха», которую окружают аккуратные зеленые кустики с метр высотой, сбоку по правому корпусу – металлическая подсвечивающаяся карта России, сделанная руками учеников, а на ней – красные флажки. Это места, где на олимпиадах побывали лицеисты.
На третьем этаже находится Зимний сад – открытое зеленое пространство с качелью, столиком, а вокруг – скамейки, на них можно отдохнуть на переменах.
Вернувшись в библиотеку, понимаем, что время близится к вечеру, и нам пора уходить. Жаль! 120 лицей оставляет приятные впечатления: ученики и учителя отзывчивы, мастеровиты, школа уютная. А благоприятная атмосфера влияет на желание учиться и учить.
Елизавета Балтрушевич
5 ВОПРОСОВ ОБ ИТ-ЛИЦЕЕ
ИТ-лицей «Привилегия» – один из самых молодых в Челябинской области, и мы с моей коллегой отправились в эту школу, чтобы посмотреть ее изнутри и ответить на некоторые вопросы.
ГДЕ ЖЕ МЫ?
Едем на маршрутке 136 в загородный поселок Западный. Вглядываюсь в окно – передо мной предстает трехэтажный замок, будто сделанный из молочного шоколада. Съедобная школа – мечта ребенка. Однако через мгновение навигатор заявляет, что лицей с другой стороны дороги. Направляемся к месту назначения – зеленому, по-научному раскрашенному зданию. Нас встречает Елена Васильевна Шерстобитова, учитель физики, которая проведет экскурсию.
ИТ-ЛИЦЕЙ – ЭТО ПРО ИНЖЕНЕРОВ?
Первым делом подходим к учебному кабинету. Старшеклассники внимательно слушают учителя и что-то конспектируют. Мы робко вторгаемся в храм науки, чтобы узнать тайны их учения. В разговоре с ребятами медленно разрушается стереотип, что в ИТ-лицее все дети – будущие инженеры. Андрей Сотников, ученик 11 класса, рассказывает: «Однажды я сам вел урок по монгольскому языку. Хотите, спою на нем? Могу еще на грузинском спеть. И на греческом. Надо поворачиваться лицом к странам, которые видят в нас равноправных партнеров – к Монголии, например. Мало кто знает, что русско-монгольская история – это далеко не только иго».
ЧЕМ ИНТЕРЕСНО ЗДАНИЕ?
Двигаемся по школе, особенность ее в том, что дание одноэтажное. В этом его преимущество – например, во время чрезвычайной ситуации детям легче попасть на улицу, в каждом кабинете есть свой эвакуационный выход. Однако к такому расположению нужно еще привыкнуть.
- Потеряться тут несложно, особенно малышам. А в школе их много. Они прыгают, бегают, а иногда даже летают.
- Законы гравитации для них еще только слова. Такое оживленное движение обусловлено тем, что в лицей набирают много младшеклассников – здесь девять первых классов.
КТО МЫ ВНУТРИ?
Во время прогулки по коридору отлично видно, что происходит в кабинетах – все двери со стеклянными окошками. В кабинете биологии замечаю странное устройство – большой экран, прикрученный к полу. «Это у нас анатомический стол, можно сказать, атлас человеческого тела. Мы можем кнопками убирать разные структуры: репродуктивные органы, кожу, слой мышц. И так до скелета. Еще посмотрим анимацию – вот бьется сердце. Если хочется изучить патологии, нужно выбрать орган и заболевание, допустим, желудок и хронический гастрит. С помощью этого стола можно изучить тело в разрезе, но такие вещи нельзя показывать младшеклассникам», – говорит Екатерина Валерьевна Широкова, учитель биологии. Чудо техники не единственное в кабинете. На столе в пробирках проращивают семена, плесень. Рядом стоят модели клеток: из бумаги, ткани, пряжи.
ТЕХНОЛОГИИ СПАСУТ МИР?
Еще немного про школу нам рассказал Дмитрий Алексеевич Шилков, заместитель директора по науке: «У нас в школе три профиля: ИТ-инженерия, ИТ-лингвистика, ИT-медицина. Везде приставка ИT, это значит, что цифровое образование присутствует во всех областях. Также мы активно внедряем искусственный интеллект, проводим конкурсы с его использованием ».
В ИT-лицее цифровые возможности есть. Пока мы ходили по школе, мне удалось увидеть smart-доски в кабинетах, передвижные блоки питания и комплекты ноутбуков, другие новшества. Но с продвинутой технической стороной соседствуют и творческие занятия – так мы случайно наткнулись на ансамбль укулеле – дети собираются и вместе играют на инструменте. Школа показала себя со всех сторон.
Выхожу из лицея, и солнечный свет сразу атакует глаза. Здание стоит пос- реди леса, а потому воздух отличается от городского, дышать легче. Еще раз окидываю взглядом окружающий меня мир. Птички светят, солнышко поет – благодать!
Любовь Калашникова
АНКЕТА 31 ЛИЦЕЯ
Рассматриваем необычно оформленный вход в один из старейших лицеев Челябинска. Высокая лестница, анкета лицеиста на стене, рисунок Маленького принца. Заходим, слева – автомат с едой и напитками, скамейки, электронные часы. Да цифры на них непростые, а с формулами и примерами, посчитаешь – узнаешь время.
ИМЯ – СТАРАТЕЛЬНЫЙ
Спускаюсь в раздевалку. Надпись «Девичья» бросается в глаза, она предназначена для учениц 9–11 классов (их около 30). Захожу. Внутри уютно: небольшая комната в 15 квадратов, закрывающиеся на ключ, деревянные шкафчики, плюшевые игрушки, диванчики. Здесь сейчас несколько девочек: уроки закончились, есть время поболтать. Все друг друга знают, перекидываются локальными шутками. Меня ждут Арина Умертаева и Маша Гаврилина, ученицы 9а:
– Атмосфера в нашем лицее уютная, дружелюбная. Ребята, ушедшие в другие школы, говорят, что там эстетика не та, менее веселая. У нас, кстати, во дворе раньше «рогатка» стояла, говорили, что «выпуливают» всех исключенных. Сейчас уже дерево спилили. Здесь не все «зубрилы», как принято считать. Есть и те, кто случайно попадает, из родительского желания. Но ближе к старшей школе они вылетают, не тянут программу. Олимпиадников достаточно, таковыми считаются только те, кто на заключительный этап Всероссийской Олимпиады Школьников выходят, их 20–30 в старшем звене. Прошел на регион или «взял» перечневые олимпиады – просто умный ребенок.
ФАМИЛИЯ – ТВОРЧЕСКИЙ
Меняем локацию, идем по лицею. Девочки рассказывают про нагрузку: в среднем уроки начинаются в 8:00, заканчиваются в 14:40. Но есть еще дополнительные занятия, с ними можно «зависнуть» в школе и до шести вечера. «Допы» разные, не только по профильным направлениям: бальная секция, олимпиадные кружки по русскому и английскому языкам, раньше был пресс-центр, театральная студия. Но, как объясняет присоединившийся к нам Александр Петрович Тамочкин, завуч по воспитательной работе, дети не могут разорваться на все, нагрузка серьезная, и спрос маленький на гуманитарные занятия.
Но есть в школе живое арт-пространство, к которому мы направляемся. Проходим до конца раздевалки, заворачиваем направо, лестница ведет вниз прямиком к…станции метро! Внутри – небольшое помещение со скамейками, возможной картой метрополитена Челябинска (это ирония директора Александра Евгеньевича Попова: 31 лицей – станция несуществующего метрополитена) и почти настоящим вагончиком, внутри которого можно включить наименование станций, передвинуть рычажки и даже сфотографироваться в «тоннеле». Правда, это иллюзия.
Рядом стоят синтезатор, барабанная установка – можно репетировать и играть. У ребят проводится традиционное «Евровидение» к Новому году, помещение в это время популярно. Кстати, кроме бала на День лицея, это единственное крупное мероприятие. Остальные проводятся с меньшим размахом: чтение стихов на переменах, конкурсы от учителей в коридорах лицея, радиолинейки. Отсутствие актового зала сказывается, девочки признаются, что порой актива не хватает.
НАЦИОНАЛЬНОСТЬ – СТИЛЬНЫЙ
Сама школа выглядит антуражно: витает в воздухе «запах» информатики и физики, добавляют атмосферы теплые темные оттенки стен, скамейки на лестничных пролетах, доска почета олимпиадников и медалистов, таблички над входом на кафедры с именами знаковых учителей лицея.
Но прямо напротив входа чувствуются нотки искусства – литературная гостиная рядом. Кабинетом под номером семь заведует Елена Васильевна Баталова, она же устраивает выставки картин и фото раз в два месяца и проводит галерейные уроки. Помещение напоминает средневековый замок. Балки, выкрашенные под дуб, светлый паркет, круглый стол, называемый столом короля Артура, книги разных возрастов и изданий соседствуют на полках.
Впечатленные, идем дальше по лицею: стилизованные кабинеты английского языка, литературы, информатики выглядят стильно. В перемену школа оживает: снуют самые младшие – ребята из 5 классов, ученики постарше кучками болтают о своем. Чувствуется единство, дружелюбие. Даже уходить не хочется. Но пора возвращаться в свой любимый лицей №11!
Елизавета Балтрушевич