Виу-виу. Ни с места! Под прицелом театрального патруля новый спектакль «Ван Гог. Автопортрет», поставленный в Челябинском Молодёжном театре. Подозреваемый уже задержан, рецензия о его «театральном прошлом» в статье ниже. Приятного прочтения, детективы!
За всю свою жизнь знаменитый художник-постимпрессионист Винсент Ван Гог написал 35 автопортретов. В 2021 году в Челябинском Молодёжном театре появился 36-ой. Спектакль «Ван Гог. Автопортрет» на протяжении вот уже трёх лет вызывает непрестанный интерес зрителей, билеты на него постоянно распроданы. Так что же так притягивает зрителя? Что скрывает за собой тяжёлая дверь третьего этажа Малой сцены? И почему многие после просмотра остаются в замешательстве?
Чтобы понять спектакль, нужно понять людей, которые его создали: а именно режиссер Александр Черепанов и художник-постановщик Антон Сластников. Их объединило новаторство и свобода от рамок «Хочется чтобы спектакль сделал сам себя. Больше свободы, эксперимента, смелости хочется». На мой взгляд это именно то ощущение, которое складывается во время просмотра спектакля. Будто ты лишь прохожий наблюдатель, оказавшийся в центре урагана под названием б е з у м и е.
На сцене разворачивается история двух гениев, отвергнутых обществом: голландского художника Винсента Ван Гога и французского писателя Антонена Арто. Они не были и не могли быть знакомы в реальной жизни: Арто родился через 4 года после смерти Ван Гога, но их судьбы настолько схожи, будто переплетены друг с другом. «Два гения, снискавших славу сумасшедших». В постановке «Ван Гог. Автопортрет» они впервые сталкиваются лицом к лицу.
В основу диалога Ван Гога и Арто легли два произведения художников: эссе Арто «Ван Гог. Самоубитый обществом» и письма Ван Гога к брату Тео. Своё эссе Арто написал сам будучи в психиатрической лечебнице на протяжении нескольких лет, поглощенный ненавистью к людям и «порочному обществу». Писатель находит в Ван Гоге родственную душу, видит в нём человека, выходившего за рамки, установленные общественностью: «Умалишенный – это и тот, кого общество не захотело услышать и кому помешало изречь невыносимые истины», видит в нём не сумасшедшего, а истинного реформатора. Подобно тому, как Ван Гог отказался от линейной живописи, Арто в своём эссе отказывается от общепринятых норм текста: абзацы, состоящие из нескольких предложений, множественные повторы и эпитеты, причудливые и порой безумные образы.
Острое, критическое и озлобленное эссе Арто контрастирует с «Письмами к брату Тео» Ван Гога. В них столько бескорыстной любви к миру, природе и окружающим людям, но, при этом, страха, сомнений и боли. Порой при прочтении я задавалась вопросом: «Как человек может испытывать такие противоречивые эмоции?»
Наверное это и есть безумие. Безумие отвергнутого всеми художника.
Только всеми ли?
«С чего начинать — пока неясно»
Поднявшись по узенькой лестнице под крышу театра в Малый зал, почти в полной тишине все рассаживаются на места. Места не указаны в билетах: куда успел, туда и сел. С этого момента начинается путешествие в пучину хаоса. Сцены фактически нет, место действия – белое квадратное полотно, будто холст одной из картин Ван Гога, или белый лист в записной книжке Арто, а, может, пол в больничной палате: протяни руку и можешь коснуться. И вот гаснет свет, музыка звучит громче, колокольчиками звенит прямо в ухе, тяжело давит в голову: дзыыыыыынь
Герои появляются будто из ниоткуда, говорят отрывисто, громко: «Ван Гога можно было бы назвать человеком психически здоровым: за всю жизнь он всего-то навсего сжег себе руку, да и в остальном лишь однажды отрезал себе левое ухо». Арто (Александр Зайцев) говорит о Ван Гоге (Денис Саратников), тот – о своих чувствах. И неясно, беседуют ли они друг с другом, или это видение воспалённого сознания. И вот они такие непохожие и одновременно похожие, огонь и вода, Антонен и Винсент. Они тянутся друг к другу, переплетаются телами, подхватывают, подставляют плечо. Стоит отметить пластику актеров: их движения такие разные, но при этом будто кусочки пазла составляют единую картину.
Свою картину рисует и Ван Гог, пачкая руки в чёрной краске, словно в копоти от свечи, дёргаясь в судорогах на периферии сознания, он обращается к зрителю, заглядывает в глаза и этот взгляд пробирает до глубины души, становится страшно.
Какофония звуков, света, завитков дыма сквозь лучи прожектора, проекции картин, а потом - дзыыынь и все. Тишина.
Выхожу из зала, будто не в себе. Казалось бы, прошел целый час, но пролетел он, будто мгновение. Я до сих пор чувствую это отчаяние в цепком взгляде потерянного человека. Но что же произошло? Помог ли Арто Ван Гогу справиться с внутренним хаосом? Или же появление Арто лишь фантазия воображения художника? Что значат все эти знаки, надписи, скомканные одежды? Рой вопросов все не отпускал меня. Но одно я поняла точно. Это, пожалуй, первый спектакль, заставивший меня так глубоко задуматься, заставивший вслушиваться в каждое слово, ловить каждый взгляд, луч света, мимолётное движение, чтобы суметь п о н я т ь. Понять не правильную задумку режиссёра, а то, что вижу Я.
А я увидела, что во вселенной этого спектакля Ван Гог, встречая Арто, обретает верного союзника, который поддержит и защитит, который не даст обществу задавить окончательно, который позволит творить на общей арене хаоса.
На мой, взгляд, данный спектакль требует ознакомления с личностями героев и произведениями на основе, которых он был создан. Мне кажется, они в полной мере позволят проникнуться истории и найти в ней отголоски своей, собственной.
Слушаете, смотрите, чувствуйте б е з у м и е.