Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Общество(не)знание

12 апреля утвердили законопроект об отмене обществознания у 6–8 классов с 1 сентября 2025 года. Какая судьба уготована предмету и что же будет с экзаменами? На тему рассуждают учителя лицея и ученица 10 класса.

Эльмира Раисовна Аскарова, учитель обществознания в 8, 10 классах.

Обществознание — это комплекс наук, которые рассматривают взаимоотношения людей в обществе. Уроки обществознания повышают грамотность в разных областях: экономической, политической, социальной. Например, это основа финансовой грамотности, экономической и вашей будущей деятельности. 

В 6-7х классах можно заложить основы всего на одном часе в неделю, а в 8-9х — хотелось бы больше часов. Там уже происходит объяснение основных вопросов права, политики. В старшей школе хотелось бы углубить обществознание для некоторых профилей через введение таких предметов, как экономика и право.

А что думает Ангелина Барт, ученица 10г, которая готовится к ЕГЭ с начала этого учебного года?

Уроки обществознания действительно могут пригодиться в жизни. Эти знания, ты применишь на практике, может случайно, а может и специально. Мало кому понадобится в реальной жизни формула давления, теорема о 3-х перпендикулярах и так далее. Базовые знания в экономике, в праве и политике — это то, вокруг чего крутится наша жизнь.

Недавно я с семьей обсуждала крупные продуктовые магазины и сразу вспомнила типы рынков. Я говорю: «Мама, это олигополия» (Тип рынка, при котором аналогичную продукцию предлагают лишь несколько производителей). Я начала готовиться в этом году к экзамену по обществознанию и за это время действительно очень много узнала, стала лучше понимать, как работают многие процессы жизни общества, что все взаимосвязано и очень сложно.

Обществознание очень хорошо развивает выстраивание логических цепочек. Формат ЕГЭ предполагает написание аргументов. Ты понимаешь, к чему приведёт то или иное действие в экономике, политике, как это отразится на обществе. Один из блоков обществознания — это политика. Для меня это было что-то новое и довольно сложное для изучения, но от этого еще более интересное. Мир как будто шире стал.

Меня напрямую волнует вопрос ЕГЭ. Если сокращают количество часов урока, то, каким образом ученики должны готовиться к экзамену? Когда я впервые услышала эту новость, я была шокирована. Я надеюсь, что нас это не затронет. 

Яна Дмитриевна Галимова, учитель истории и обществознания, почти каждый урок возмущается реформой. Она дала комментарий и рассказала о том, к чему это может привести.

В мире существуют три системы: биологическая (ее изучают предметы естественнонаучного цикла), система технических устройств (точные науки) и система, в которой мы живем — социальная. Не просто так обществознание изучается с шестого класса. Юный ученик постепенно начинает узнавать про то, как устроена семья, как происходит взаимодействие, что такое доверие, дружба, любовь.Обществознание частично позволяет рассмотреть многие психологические вопросы. Оно формирует научную картину мира

Шестой — восьмой класс, это самый что ни на есть подростковый период — пубертат. Детям важно иметь возможность выражать свое мнение. Есть предметы, которые учат этому, например история и литература, но они ограничиваются конкретными произведениями и событиями. А обществознание учит осмысливать общественные процессы, исходя из своего опыта. Теперь этого не будет. 

Обществознание раньше изучалось с пятого класса, и это было замечательно. А теперь ребенок будет приходить в 9 класс и поверхностно изучать этот предмет, не углубляясь в материал. Далеко не все идут в 10-11 классы. Нынешние пятиклассники — последние ребята, которые пойдут по старой программе. В какой-то степени им повезло.

Если ребенок выберет техническую специальность или станет врачом, как он будет жить, не зная законов и основ общества? Не представляю, как у детей теперь будут появляться базовые междисциплинарные знания. 

У меня в этом году есть девятиклассники. Ребята совершенно мне не дают покоя на переменах, настолько им интересен предмет и темы, которые мы проходим на уроках. У них очень много вопросов, ведь одного часа в неделю катастрофически мало, а мы изучаем сейчас с ними политику и право. Если ребенок пойдет на историка или психолога, он в институте что-то узнает. Но опять же, в институт мы приходим уже с готовой базой. Там, это все разжевывать не будут. 

Хорошо, что добавили часы истории, прекрасно. Но как понять историю без обществознания? Это две совершенно взаимосвязанные дисциплины. В будущем, разумеется, экзамен тоже будет изменен. Я думаю, что экзамен по обществознанию в одиннадцатом классе исчезнет, на его место придёт экзамен по истории лишь с элементами обществознания. Возможно введут историю в обязательном порядке для сдачи. Абсолютное большинство историков обществоведов против этой реформы. Я не понимаю одного, зачем обществознание убирать? И так его было минимум. 

В лицее мы не нашли ни одного специалиста и влюбленного в дисциплину человека, который был бы доволен изменениями. Всем тревожно: чем можно заменить такой универсальный урок о мире, в котором мы живем? Надеемся, что разум восторжествует…

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях