В среду Моменталисты побывали в гостях у издательского дома «Гранада Пресс» на встрече с писателем Максимом Бодягиным. Это восторг! #новости_моменталисты #ЛигаЮныхЖурналистов74 Поговорили о сторителлинге, журналистике и жизни. Вышло очень душевно и с кружечкой... чая? Или кофе?
Второй месяц весны начался с необычного сообщения. Моменталисты вместе с другими юнкорами могут посетить встречу с Максимом Бодягиным – писателем и главным редактором «МК-Челябинск». Убедившись, что это не первоапрельская шутка, группа заряженных ребят готова выдвигаться в ту же секунду. В солнечный день 3 апреля наша небольшая команда юнкоров Челябинска из нескольких редакций поднимается по лестнице в офис издательского дома «Гранада Пресс». И почему журналисты так любят забираться вверх?
В уютном помещении располагаются гости. Садятся кто куда: кресла-мешки, пуфики, стулья. Нашему редактору Евгении Алексеевне, которая не бросила момов на такой интересной встрече, предлагают сесть в чуть протертое кресло матерого журналиста и напитаться флюидами. Пространство завораживает. Различные статуэтки заполнили полочки: золотой котик машет лапками, зелёная овечка радует глаз, вазочки и кувшинчики интересуют своим происхождением. Творческий процесс здесь кипит, работает даже кофемашина. Приветствует юнкоров золотым словом Андрей Трушников, директор медиахолдинга. Работавшие ранее журналисты покидают свои места, в душе ненавидят присутствующих за нарушение рабочей атмосферы. Кто любит выполнять задачи в шуме? А перед юнкорами, тем временем, Максим Бодягин.
Нахмуренный взгляд. Темный спортивный костюм. Такой же тёмный, как кружка на столе. Там кофе или чай? Неизвестно. Зато известна тема встречи — сторителлинг. Конечно, для нашей редакции тема не новая, но раскрыть её каждый человек может по-своему. Вспоминаются занятия в начале года и Хэмингуэя. Кстати, в одном из интервью Максим Бодягин поделился своим мнением о писателях: «Когда говорят "писатель", представляю Хемингуэя, окруженного котами, с пишущей машинкой на мысе Кейп-Код». Интересно складывается цепочка длиною без двух месяцев в учебный год.
– Я не очень умею разговаривать с детьми. Разрешите, я буду разговаривать с вами, как со взрослыми? Без чебурашек и прочего.
Никто в помещение и не против. Остаётся лишь погрузиться в материал.
Максим рассказывает нам о теме, начиная с базы: мы все живём в мире текстов. Это основа всего. Даже если вы снимаете рилсы, сложнее, чем со сменой причёски или танцем румбой, то все равно приходится использовать сценарий. Он нужен и для распределения задач в любой команде: «иначе они начнут делать не то, что вам надо, и вы просто умрёте». При этом любой текст должен быть чётко структурирован. Начало, середина, и, невероятно оригинально, конец.
Слова Максима вызывают улыбку, ещё больше она растягивается после наглядного примера: девушка идёт на свидание в кафе. Мальчик красивый, мороженое вкусное, планы на вечер самые романтичные. И тут мальчик отходит и не возвращается. Конца нет. Так же выглядит и текст без своего скелета. Примеры, конечно, слышатся самые интересные, к любой теме. Юнкоры словно начинают воспроизводить наглядно каждый тезис.
Продукт должен вызывать эмоции, как американские горки. С аудиторией нужно говорить на понятном языке — с нашим поколением не пройдёт рассказ о том, как кто-то бежит с металлическим белым бидоном. Журналист несёт пользу – все-таки он не чукча.
Контент должен быть сегментирован — рассказывайте не о кошках, а о кормах для этих созданий. Такой милый пример с кошками, у серьёзного человека. При упоминание пушистых словно тает сердце. Снова появляется улыбка. Максим берет в руки кружку. Попивает кофе. Или это все же чай?
А что ещё важно в хорошей истории? Внимание ребят обращают на известных братьев Стругацких. Оказывается, в их произведениях раскрыт такой важный секрет:
«— Вы кто? Писатель?
— Да.
— И о чем вы пишите?
— Конечно о читателях, ни о ком других читать не захотят».
Если читатель говорит, что история про него, то произошло попадание в его нерв. Мы рассказываем историю, находясь на расстояние от неё. Но от мастера сторителлинга юнкоры хотят услышать его личные истории. Выудить опыт.
– Вы его в противоречия толкаете, хулиганы, — замечает Андрей Николаевич. Но все-таки, ребятам нужны новые знания.
– Правда ли вы сожгли старые работы? Что именно вас в них не устраивало? – спрашиваю.
Голос рядом комментирует, что рукописи не горят. Максим ухмыляется:
– Есть юные поэты, талантливые. Артюр Рембо в 16 лет написал гениальные стихи и изменил французский язык, а потом уехал в Африку. Стал работорговцем. Поэзия конструируется не как художественный текст. Чтобы я рассказал о вас, мне нужно знать вас и понять что-то о вашей жизни. Чтобы мне не транслировать, как мне плохо среди уголовников, а транслировать опыт, он мне нужен. А сжёг я ранние работы из-за их художественной бессмысленности и никчемности.
Лёгкая ирония. Старые истории ушли в огонь, прям как у Гоголя. Зато сейчас Максима Бодягина представляют мастером сторителлинга. Он рассказывает нам о споре с другом: оказывается, можно очень интересно и долго рассказывать о том, как ты пошёл за хлебом. И никто не посмотрит в телефон. Слушая спикера уже час, каждый из юнкоров верит в это.
– Потому что я знаю, что каждый из вас хоть раз в жизни ходил за хлебом.
Все больше вопросов задают юнкоры, затрагивают чувственную сторону человека, пережившего страшные события в жизни. Открывают интерес к американским подкастам, где герои кричат друг на друга и ломают микрофоны.
– Если бы Жириновский был жив, то у нас бы был такой подкаст и в России, – звучит под звонкий смех присутствующих. Максим Бодягин уже не просто журналист и писатель. За час юнкоры собирают полноценный образ потрясающей личности, совмещающей в себе философские мысли и начитанность с безумной любовью к кошкам и умением постоять за себя.
– Не надо давать читать историю без конца, он есть у любого текста, – и у такой приятной встречи он есть. Максим Бодягин поднимается с места и уходит под аплодисменты. На лице его лёгкая усталость: впереди работа, а в комнате остаётся приятный запах. Кажется, он все-таки пил кофе.