Мне выпала возможность поговорить с преподавателем естественно-технологического факультета ЮУГГПУ, кандидатом географических наук, доцентом, преподавателем кафедры географии и методики обучения географии Сергеем Геннадьевичем Захаровым, почётным председателем челябинского отделения Русского Географического Общества. Он поделился с нами своим опытом и интересными рассказами!
-Кто или что заставило вас заниматься наукой?
-Именно наукой заниматься получилось случайно: случилось так, что я, будучи студентом, стал изучать озёра, и как-то раз я обнаружил подводный хребет, который раньше был неизвестен. Появился интерес к открытиям, и чем дальше - тем больше: начал замечать, как в учебниках было написано одно, а на практике получалось другое: стало понятно, что где-то появляется некоторая форточка, а в форточку дует. Появляется процесс, который мешает классическому исполнению изложенного в учебниках материала. Неожиданно и не в том месте появляются воды с нетипичными свойствами водных масс, что по идее не должно быть; потом убеждаемся, что идёт сток по поверхности дна. В экспедиции в Казахстане мне удалось открыть и первым описать гелиотермность озера Куздакары и даже сравнить это озеро с официально самым маленьким озером мира Сарасота.
-Какое у вас было самое интересное исследование?
-Сложно выделить одно... Исследования радиоактивных озёр, например, очень интересны... Хотя был один случай, когда надо было измерить глубину гелиотермного озера, где солнце пропускает тепло в воду и не выпускает обратно, сохраняя его там, как под одеялом. Там, в глубине, температура не опускается ниже +44 градуса! При этом при погружении бутыли (для отбора пробы воды на химический анализ), она от высокой плотности воды схлопывалась в пластиковый блин и отобрать пробу у дна в отсутствие батометра не удавалось. Отобрал пробу складной нивелирной рейкой.
Ещё один интересный момент был в Африке на одном круглом озере посреди солончака (подойти к нему не было возможности): фламинго выстроились по диаметру озерка, они нас боятся; но видят, что мы к ним подойти не можем. Ну и сгоряча я прикинул, что кто-то из птиц по щиколотку в воде стоит, кто-то по перья -- уже на глубине, и благодаря этому наблюдению удалось рассчитать объём озерка, не подходя к воде. Так выработали новый способ определения глубины водоёма - по глубине погружения ног фламинго.
-С кем бы вам хотелось пообщаться из учёных прошлых лет?
-На первом месте точно В.И. Вернадский, очень хотелось бы с ним обсудить проблемы, связанные с водой. Он написал книгу «История природных вод», которая почему-то осталась малоизвестной, хотя она по многим своим показателям не хуже, чем его знаменитая «Биосфера». Это был удивительнейший человек, который видел, как дальше будет развиваться наука; опираясь на то, что известно, он строил каркас будущего науки: сейчас нам неизвестно это и это, но когда будет известно, мы узнаем еще и вот это... И до сих пор институты и научные исследования по теме «Что такое вода» не смогли создать более целостного труда, чем создал Вернадский в 1933 году. В.И. Вернадский первый, кто озаботился проблемой луж и их географической ролью. У него был очень интересный склад ума... Часто он обращал внимание на всем известные факты, но видел в них то, что другие не видели. Любимый пример: в 1911 году саранча прилетела из Африки в Италию - её перенесло ветром сирокко. Это было бедствие, это видели и прочувствовали все, об этом писали в газетах... Саранча дошла до Альп, перевалить их не смогла (а справа и слева – море) и померла. Но только Вернадский увидел в этом практически мгновенный перенос 2 млрд тонн микроэлементов с живым веществом с континента на континент!
Второй, с кем хотелось бы поговорить - Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский, у которого было очень оригинальное мышление. Именно благодаря Тимофееву-Ресовскому вы поймёте, что такое наука: почитайте его труды и всё поймёте.
-Сергей Геннадьевич, а какими качествами должны обладать абитуриенты, чтобы выбрать ваше направление?
-Нужно обладать интересом, наблюдательностью, любознательностью, надеждой увидеть то, что раньше не было видано, тягой к приключениям... Природа создала людей, чтобы те могли познавать её саму, поэтому люди должны к этому стремиться всю жизнь.
-Чем занимаетесь в свободное время?
-Конечно, всегда тратишь время на то, что тебе приятно. Мне приятно путешествовать, общаться со студентами - многие из них очень интересны, интересно общаться с детьми, внуками. Люди вообще очень интересны... В свободное время люблю читать книги, причём самые разные. Любимых книг у меня много... Из художественного советую юношам, девушкам почитать Антуана де Сент Экзюпери, потому что вот эта надежда, это понимание человека потом многократно будет помогать в жизни. Я бы хотел, чтобы младшее поколение прочитало Винни Пуха, потому что это гениальная книга, книга против уныния, есть здесь и географические рассказы, например, как Пух искал Северный полюс, или ставил эксперимент с плывущими шишками.
-Как вообще заинтересовать людей направлением географии?
- Я сам был неплохим учеником в школе, но не понимал, зачем нужно изучать географию и тем более посвящать ей жизнь. Но я не пожалел, когда пошёл на этот факультет (хотя во многом это получилось случайно): уже со второго курса пошло осознание географии и ее острой необходимости в жизни человека. Комплексное осознание «здания» географии со всеми ее парадоксами, представлениями, процессами я получил только к 40-45 годам. География - очень сложная наука: в ней есть архаичные знания, есть суперсовременные. Современный преподаватель географии в школе, к сожалению, не может передать необходимость этой науки: он вынужден преподавать по учебнику традиционную классическую географию, которая уже умерла. Она умерла в 60-е годы прошлого века, после начала полетов в космос. Но родилась другая география – системная, экологическая, конструктивная. Эта география показывает, как нам (человечеству) жить дальше. Почему экология буксует сейчас? Экологи тоже пытаются говорить о том, как нам выжить, но, к сожалению, они не понимают пространственных и комплексных закономерностей географии, часто скатываются в популизм, потому что они не понимают то, чем занимается география уже весь XX век: изучением природного комплекса и социальных систем, как, что и с чем связано. Что может быть актуальней, чем наука о том, как нам всем выжить на этой планете? А это география. К сожалению, наше общество сейчас большей частью географически безграмотно. И вот пробелы в этом знании — это провалы в политике, экономике, геополитике.
-Что можно сделать, чтобы абитуриенты заинтересовались естественно-исследовательским направлением?
-Я сторонник географии, потому что она прошла через меня. Для того, чтобы увлечься, нужно обдумать всё, лечь спать и на следующий день самолично что-то открыть: вот хочу, чтобы все, кто занимаются естественными науками, сделали свои собственные небольшие открытия, чтобы задумались, и от этого первого стержня пойдёт намотка той нити, что приведёт к тому, что ваша жизнь станет интересной. Для части людей интерес - познание мира, а это то, что вокруг нас. Польза географии очевидна. Если сказать о себе - я занимаюсь состоянием озёрных экосистем – то здесь есть и практическая польза сохранения водоемов их водности и качества; есть и развитие теории, понимание, что нужно развивать концепцию озера, типологию озёр и озеровидных водоёмов, их связь с природным и антропогенным ландшафтом."
Диалог подошёл к концу, и теперь настала пора совершать собственные открытия, как и напутствовал Сергей Геннадьевич!