Jazz. Как же звучит только само это слово. J силуэтом напоминает саксофон. ZZ придают игривое настроение… Добро пожаловать в Alina's Jazz Club. Включайте плейлист с джазом для работы или песни, что встретите на этой странице, приглушите свет на этой планете. В нашей программе краткая история челябинского джаза, инструкция по его понимаю, идеи и силы этого стиля. Расскажет нам об этом Наталья Геннадьевна Риккер — директор ансамбля «Уральский диксиленд», автор книги «Джаз в Челябинске. История с продолжением…», преподаватель в ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского. Ну а между строк — мои комментарии. Так скажем, джазовая импровизация...
—Что стало толчком к появлению джаза в столице Южного Урала?
—Какой стереотип о Челябинске? Что это промышленный город. И джаз это только подтверждает. В 1930-е в стране начался процесс индустриализации. В Челябинске решили строить тракторный завод. Была при ЧТЗ фабрика-кухня, которая кормила работников обедами, производила примерно сто тысяч блюд в день. А вечером там действовал ресторан… Просторный двухэтажный ресторан «Гигант». Для него выписали оркестр, который возглавил скрипач и дирижёр Анатолий Абрамович Хайкин. В 1932, согласно легенде, он играет джаз. Как это звучало — мы не знаем. Записей нет. Можем ориентироваться только на воспоминания сына Анатолия — Александра. По его словам, был замечательный джаз. Один нюанс, почему не можем слепо верить этому: примерно до 1950-х годов джаз и эстрада были синонимами. Но всё же так и повелось, что джаз в Челябинске появился в 1932 году.
(Под стук барабанной установки расскажу, что стало толчком к появлению джаза в моём сердце. Стоило мне из любопытства посетить XXII Международный фестиваль «Какой удивительный мир», пройтись вместе с музыкантами по набережной, на каких-то семь часов зависнуть у сцены, как я нашла это позолоченное лекарство от всех своих болезней. И мне открылся Челябинск. Тот самый, творческий, в котором ежемесячно по несколько джазовых концертов. И вот, я уже коллекционирую программу концертных сезонов и даже узнаю песни на очередном концерте. Если вас интригуют мои чувства и хочется тоже прикоснуться к джазу, Наталья Геннадьевна расскажет, как сделать это).
—Как правильно слушать джаз и понимать его?
—Джаз может быть элитарным, очень сложным, а может быть простым и доступным. Можете услышать лёгонькую босанову и начать под неё притопывать. И не нужно особого понимания. Или услышите песенку раннего Луи Армстронга. Может, не поймёте, что именно в этот момент он делает открытие, как импровизировать на трубе, но вам будет приятно это слушать. А есть много музыки, которая требует иного подхода, потому что есть особый гармонический строй, ритмические фактуры, заковыристые размеры, словом, всё непривычно. Ещё могут быть длинные импровизационные эпизоды, при которых неподготовленному человеку кажется, что слышит какофонию. Это не значит, что джаз не нужно слушать. Надо просто понять, нравится ли джаз вообще. И какой. Если ближе традиционное, архаичное звучание, тогда Фрэнк Синатра, Луи Армстронг и так далее. А одна моя студентка сказала: «Какая-то цирковая музыка». Допустим, вам так кажется, окей… Тогда слушайте современный Smooth Jazz - гладкий, сладкий джаз, где много красивых мелодий, вокал. Либо можно методом спонтанного выбора: пластинку купили, понравилось — поставили на полочку.
—Посоветуйте пять джазовых композиций для наших читателей.
—Музыка — это безбрежный океан. Нужно понимать цель, с которой мы составляем такой «чарт». Если человек никогда до этого не слушал джаз и хотел бы что-то о нём знать, то предложила бы наиболее хрестоматийные произведения:
- Дюк Эллингтон и Боббер Майли. «It Don’t Mean a Thing (If It Ain’t Got That Swing)» Тема была написана в 1932 году, когда свинг, как стиль, только получал развитие. Впоследствии, конечно, это произведение стало «декларацией» традиционного джаза, оркестрового свинга.
- Ещё бы порекомендовала произведение, которое Эллингтон написал со своим тромбонистом Хуантом Тизолом — «Caravan». Оно было новаторским в конце 1930-х.
- Конечно, стоит вспомнить такого гиганта традиционного новоорлеанского джаза, как Луи Армстронг. Это гений, который сделал очень много открытий в джазовой музыке. У него был огромный репертуар. Например, послушайте «Basin Street Blues», где хрестоматийным является его соло на трубе.
- Обязательно нужно вспомнить Майлза Дэвиса, трубача, который изобрёл минимум пять стилей джаза. Посоветую одну из его известных тем — «So What».
- Конечно, саксофонист Чарли Паркер. Он тоже совершил революцию, был одним из авторов стиля бибоп. Можно начать знакомство с пьесы «Ornithology».
(Чтобы вы понимали, насколько это серьёзно и не лечится: я хожу на концерты, не требуя компании. Одна. Сажусь. Подпеваю «Route 66». Танцую плечами. Я иду на джаз, желая выйти немного другим человеком каждый раз. Я знаю, что ко мне придут важный вопрос или ответ на него. И очень остро, живо я чувствую там свободу. И со стороны зала, и со стороны сцены. Музыканты творят, что хотят… Мистер Мелвин, французский джазмен, вообще в зал вышел. Мысли заняты далеко не проблемками, а тем, куда же отдать прилив сил. Может, на написание рассказа?)
—Современный писатель Харуки Мураками первый роман написал в собственном джаз-баре. Практически в каждой его книге упоминаются джазмены и композиции. А одна из книг вовсе названа в честь песни Фрэнка Синатры «South Of The Border». По вашему мнению, как джаз влияет на душу человека, в особенности, творческого?
—С Харуки отдельная история. Для него это естественный жизненный фон. То есть, это часть его личного мира. А в целом, если говорим о прямых связях джаза и литературы, мне кажется, джаз появляется тогда, когда автор впечатлился им, как Василий Аксёнов, например. У него есть новелла «Простак в мире джаза, или Баллада о тридцати бегемотах». Она посвящена фестивалю в Таллине. У Иосифа Александровича Бродского есть «Пьеса с двумя паузами для сакс-баритона». Это стихотворение написано белым стихом:
Ровный шепот девушек в подворотнях
стихает,
и любовники в июле спокойны.
Изредка проезжает машина.
Ты стоишь на мосту и слышишь,
как стихает, и меркнет, и гаснет
целый город.
Я всегда думаю… Бродский не любил джаз, он любил классическую музыку, но, видимо, чувствовал синергию. Или французский писатель Борис Виан, у которого есть прекраснейшая, сюрреалистическая «Пена дней». Там постоянно джаз.
—Какова философия джаза?
—Ну, сейчас я вам должна сказать: «Свобода, конечно!» (Если честно, я действительного этого ждала. Теперь даже неловко…) Джазовая музыка действительно свободнее многих других стилей, но всё же это очень рациональное, высоко организованное искусство. Философия джаза — в его интернациональной природе. Всю весну я наблюдала за оркестром The One O'Clock Lab Band. В нём играют представители всех рас. Никто не смотрит на цвет кожи, потому что важно другое — они говорят на одном музыкальном языке. А вообще джаз играют в более 190 странах мира.
В завершении интервью Наталья Риккер подарила свою книгу на 560 страниц «Джаз в Челябинске. История с продолжением…» Я ушла, прошлась по набережной, где в сентябре обрекла себя на гибель… на гибель без живого джаза. Прошла мимо Концертного зала имени Прокофьева, где, как сейчас помню, наблюдала за джазменом, что так напоминал Джона Траволту из «Креминального чтива», где плакала и смеялась, не в силах определиться с эмоциями. Шла, слушая «My Baby Just Cares For Me» в версиях разных веков. Шла, зная, что, весь мой беспредел, разрушенные планы просто требуют от меня импровизации, ведь жизнь - это jazz.