Алексей Сергеевич Морковин представляет компанию "Cognitive pilot", разработавшую искусственный интеллект "Ипполит", параллельно внедряя ИИ в городской и сельский транспорт. технологии развиваются, но чем живут движущие силы прогресса? Оне начал карьеру как бизнес-рекрутер, то есть нанимал продающие, маркетинговые подразделения, начал смотреть, что есть вокруг, и влюбился в технологии.
- Человек-айтишник в широком смысле - разработчик, системный администратор, архитектор... Я понял, что меня это цепляет больше, чем всё остальное. При чём мой первый HR-директор, Наталья Григорьева, как-то меня подловила: «А ты любишь с прогерами [программистами] общаться, да?» - и мне так неловко стало, я отвечаю: «Я так запалился страшно?» - «Ну да, у тебя голос сразу другой, подача тоже меняется, плечи расправляются... Наверное, это твоё» и вскоре я убедился в этом: С 2015 года я уже 9 лет как IT-рекрутор, то есть я свой путь нашёл и продолжаю по нему идти.
При этом в школе мечты были у меня совершенно иные: я хотел заниматься журналистикой, поэзией, писательством, маркетингом в общем, был довольно далёк от технологий, тем более что родители тоже старались уберегать меня от гаджетов, которые только-только появлялись - наверное, это тоже стало толчком в подростковом возрасте... Я вкусил всё и сразу в больших количествах, что несколько вскружило голову и тоже стало одной из причин, но уже во взрослом возрасте. Моя история скорее исключение, чем правило, я гуманитарий, ставший технарём. Но здесь нет противоречий. Творческое и инженерное - на самом деле одно, но в разных приложениях. На примере "cognitive pilot" - здесь много творческих людей, которые занимаются инженерией. При этом это и музыканты, и поэты, и прочее - прочее. Нельзя сказать, что человека насильственно вовлекли в инженерную специальность - без любви здесь не получится работать.
Мы любим свою работу, и эти две ипостаси - работа и отдых - не в конфликте. Мы отдыхаем, отдых заряжает на работу, работа выжимает часть из-за того, что отдаёшь себя всего - но не выжимает морально, ты истощённый не приходишь и не падаешь с мыслью «Боже, когда это закончится», а наоборот «я сделал и я хочу ещё сделать», это следующий виток работы. Отдых - это клей, почва для другого вида взаимодействия. Чередование деятельности и поддержание баланса важно.
-Как думаете: может ли искусственный интеллект заменить работающих на заводах и в цехах людей, чтобы не было такой потребности в кадрах?
- Искусственный интеллект может брать на себя рутинные функции, но в любом случае он - инструмент в руках человека. Чтобы он работал, нужен человек, а для этого нужны инженерные кадры.
-В теории может быть такое, что в будущем на заводе будет работать 5 человек, а всё остальное - ИИ?
-Это сценарий очень далёкого будущего, как мне кажется. Сейчас искусственный интеллект - это помощник, младший товарищ, который нуждается в руках человеческих. Инженерные кадры в ближайшие 5-10 лет будут востребованы, и, возможно, даже больше, чем сейчас.
Инженерия - палка о двух концах, с одной стороны которой - человек, с другой - механизм, а жизнеспособность их созависимости сейчас остаётся вопросом ещё на какой-то неопределённый срок. Но может ли эта палка сломаться в неравных пропорциях? - покажет время...