Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

«Художник должен быть свободным»

Выставочный зал ДК «Октябрь» в Пласте. Вокруг две секции картин: которые поменьше, выставленные близко друг к другу, чтобы можно было в деталях рассмотреть каждую, и которые побольше, повешенные так, чтобы можно было любоваться издалека. В помещении беседуют два человека: художник из самого Пласта и творец-метафизик из Южноуральска. Это наш герой, Бахытжан Кашакбаев, и его коллега, Наталья Юркина.

На первом рубашка, серый кардиган и очки, держащиеся на вороте за душку. Тихий голос, ухоженные усы и мечтательный взгляд, будто ищет покоя даже в активной беседе. У женщины же ярко-розовая водолазка, серьги в виде кругов с обезьянками внутри, отсылающие к Крылову, и массивное кольцо с драгоценностями. Активная жестикуляция, быстрый поток мыслей и тоже мечтательный взгляд, но на этот раз ищущий высший смысл в каждой детали. Две параллели, тем не менее два самых чётких образа, всплывающих при слове «человек искусства».  

После просмотра картин я спрашиваю Бахытжана об источнике его вдохновения:

– Вдохновения – это понятие расплывчатое. Я считаю: не надо ждать, когда оно придёт. Надо работать. А что если вдохновение пришло, а художник не готов, потому что нет опыта? С другой стороны, для начала работы я должен прийти, посмотреть на вид, чтоб он мне понравился, и только потом я вернусь с красками, кистями и мольбертом, – Бахытжан указывает свою картину «Тот вечерний несказанный свет». – Я как-то шёл вдоль октябрьской, а там такая трава росла недалеко совсем от тротуара. Я всё думал: «Надо траву порисовать». Пришёл ближе к вечеру, и так красиво солнце упало на неё. Изначально справа был угол здания, я думаю: «Ну вообще не катит». Тогда я берёзки слева перенёс на место этого здания, освещение поменял и получилась такая атмосфера. Потом у меня иногда появляется такая проблема: «Как назвать свою картину?». Так я в стихе Сергея Есенина «Письмо матери» нашёл такую строчку, да и назвал так картину.

Вы все картины пишите с натуры?

– Да, здесь практически всё написано с натуры. Я их писал в парке, дома, из школы. Если брать те большие картины, то это скорее фантазийные вещи. Иногда приходится что-то додумывать. Практически не бывает, чтобы вышло один к одному, что-то надо убрать, добавить, переставить, чтобы улучшить композицию. Поэтому изменения естественны. Это не приукрашивание действительности, а передача того вида, который меня заинтересовал. Он может от реальности чем-то отличаться. Есть такое выражение: «Художник пишет не то, что он видит, а то, что он хочет видеть». Я выражаю своё отношение ко всему через картины, вот это главное!

А какие жанры живописи ваши любимые?

– Когда спрашивают: «Кто Ваш любимый художник?», говоришь художника, у которого нравится всё, а есть авторы, у которых нравится что-то одно. Яркий пример Пикассо. Мне нравится его голубой и розовый период и серия «Художник и модель», а вот его кубизм мне не нравится абсолютно. Есть Малевич, который нарисовал «Чёрный квадрат». Когда ко мне обращаются, говорят: «Я ничего не понимаю в этом чёрном квадрате!», а я им отвечаю, что я тоже ничего не понимаю. А если серьёзно, то супрематизм, который изобрёл Малевич, огромное значение имел для архитектуры и дизайна. А в живописи это тупиковая ветвь. Но сюрреализм тоже имеет право на жизнь. Есть такие вещи, которые не понятны. Что-то человеку приснилось, почудилось, эту сторону как раз и отражает абстрактное искусство. Но я за фигуративную живопись.

Ещё из современного мне нравится импрессионизм и постимпрессионизм, дальше уже не так. Больше нравится романтизм. Айвазовский его яркий представитель. Я считаю, романтизм необходим для живописи. Его не хватает в наше время. Сейчас привыкли резать правду-матку, она такая немного угловатая и неэстетическая, а в тот период рисовали именно романтическое представление о жизни. Даже если люди тонут в волнах, всё подано с такой эстетикой, что более-менее человека приподнимает над обыденностью.

Что Вы чувствуете, смотря на шедевры искусства?

– Я, когда ездил во Францию и Италию, я не представлял, что то, что я изучал, мне придётся увидеть своими глазами. Допустим, Римский Колизей, каналы в Венеции или скульптуры Микеланджело. Конечно, когда смотришь вживую, ощущения совершенно непередаваемые. Ведь то, что видишь в натуре нельзя сравнить с тем, что видел на репродукции или на каких-то изображениях. В жизни у этого есть масштаб. Например, скульптура Микеланджело «Давид» высотой около пяти метров. Когда ты находишься рядом с ней, ты ощущаешь грандиозность.

Или, например, картину «Девятый вал» я видел три раза. Первый раз после третьего курса, когда у нас была музейная практика, второй, когда её привозили в Сатку. И потом ещё раз я был в Петербурге. Айвазовский – уникальный художник. Других творцов можно сравнивать в портретах, пейзажах, кто-то будет лучше, кто-то хуже. А если взять жанр марины, то Айвазовский – number one!

За рубежом основной моей целью было посетить художественные музеи. Допустим, Лувр в Париже, он такой большой, что за одно посещение не обойдёшь, я три раза туда ходил. Мне нравится ходить по выставкам и смотреть на картины высокого уровня. А так как я этим ещё и занимаюсь, то удовольствия получаю больше, чем другие люди.

 

Через время к нашему разговору присоединяется Наталья. 

– Деньги – это бонусы, по-хорошему. Если создаёшь произведения искусства, оно может быть отложено и куплено через долгое время: сегодня может быть малая проходимость, а позже приедет человек и приобретёт всю коллекцию.

С другой стороны, бытует такое мнение, что художник должен быть голодным, классики ведь так говорят! Ну что вы такое говорите? Художник должен быть голодным до того, чтобы что-то создать и отработать свой талант. Творец должен быть свободным. На него никто не должен влиять, кроме его собственного сознания. То есть у тебя должны быть средства, чтобы реализовывать свои проекты. Вот вы ведь сюда тоже не приехали бы, если бы у вас не было спонсора. То же самое для художника – Бахытжан вчера закупал материалы в Челябинске. Как бы он их купил, если бы он сам был голодным? Он должен быть сытым, чтобы об этом не заботиться. Конечно, всё-таки нужно заниматься своим именем, если не самому, то нанять менеджера. Это ведь не какие-то подделки, это искусство. Искусство – это поиск пути истины, передача информации, передача красоты.

Как мир творцов связан между собой?

– Когда я приехала в Москву, меня посчитали высокомерная. А я приехала не из желания заработать на большом городе, а потому что я была одна. Когда-то я не знала об этом искусстве ничего. Мне подарили липку, я начала вырезать этих кукол, а потом узнала, что в Екатеринбурге есть группа людей, которые что-то создают.  Потом история продолжилась в мультцехе у известного режиссёра Аляшева в комитете по телевидению и радиовещанию Екатеринбурга. А потом и то, что есть целая федерация коллекционеров в США, на тот момент ей было 50 лет. А мне этот мир был неизвестен, я узнала, что есть галерея в Москве, сделала запрос, поехала. Просто живописцы, графики – это на слуху уже, а куклы своё развитие получили относительно недавно. Когда творцы в одиночестве находятся, они думают, что они одни уникальны, а на самом деле каждый из людей – это уникум и присутствие таланта однозначно есть у каждого, просто нужно в процессе жизни его как можно скорее обнаружить и распахнуть. Распахнуть его для мира, а не только для себя! 

 

Последним я задаю наш главный вопрос погружения, и даже на него Бахытжан отвечает, как истинный человек искусства:

В чëм золото Пласта?

– Под золотом каждый понимает что-то своё. Кто-то считает, что это полезное ископаемое, которое приносит пользу людям. Я считаю, что золото в слитках не работает. Из него должны делать какие-то произведения искусства и исключительные вещи, а потом выставлять в музеях. Тогда оно будет оправдывать свою добычу. Вот в Питере есть Золотая кладовая, в нём золото давным-давно оправдало свою добычу.

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях