Оперная ария от мима, деревянная машина, ожившие Солнце и Луна, Петрушка, Пегас, пролетающий над зданиями, верблюды, клоуны, индийские обряды, свадьба — и всё это на главной пешеходной улице!
В Челябинске прошёл фестиваль «Театры без крыш», организованный Алексеем Тетюевым – актёром, режиссёром и художественным руководителем Театрального Пространства Свободы.
Множество самых разных и самых ярких театральных коллективов из городов России приехали в наш город, на всеми челябинцами любимую улицу Кировку, чтобы устроить незабываемый праздник и раскрасить августовские выходные показом своих лучших постановок.
Начался фестиваль с громкого шествия. Все актёры в ярких образах двигались от набережной, танцуя, распевая песни, играя на музыкальных инструментах и завлекая всех прохожих в свою весёлую и большую компанию. Возглавляла толпу деревянная машина. На её крыше сидел человек в чёрном пальто, тёмных очках, с микрофоном в руках и красной шапке. Благодаря ей он сразу бросался в глаза и хорошо запоминался. Именно это и был организатор всего фестиваля, как я выяснила в процессе. Зная это, его уже точно было ни с кем не спутать. Спиной к спине с ним сидел лысый клоун в чёрно-белом наряде с вечно печальным лицом. Сбоку за эту машину держался мим в деловом костюме с ещё более опечаленным и чувственным выражением лица. Внутри, за рулём, сидел ещё один клоун-мим, более радостный, в полосатом костюме, шляпе и очках. Впереди всех шла лохматая женщина в чёрном платье и разных полосатых чулках, похожая на Пеппи Длинный Чулок, внезапно ставшую готкой, или Беллатрису Лейстрендж из Гарри Поттера. Она героически тащила машину за верёвку вместе со всеми, сидящими на ней. То ли актриса так хорошо играла, то ли всё это сооружение действительно двигалось лишь благодаря ей, но уже спустя половину пути она выглядела очень уставшей, её приятели позже даже спрыгнули с машины и стали поддерживать её, приговаривая: «Ксюха, давай!». Уж не знаю, принадлежит это имя актрисе или её героине. Среди людей, подключающихся к шествию, бегали ещё два клоуна. Один был похож на тех, что на машине – в водолазке в чёрно-белую полосочку, печальный, но при этом очень шутливый. Второй же был более ярким, в зелёной рубашке и оранжевом комбинезоне. В отличие от своих товарищей, он был очень радостным и общительным. В руках у него был пульверизатор с водой, которой он щедро обрызгивал всех прохожих. Также с ним многие фотографировались и обнимались.
Так постоянно растущая радостная толпа дошла до Кировки. Все гости пешеходной улицы, которые не знали об этом мероприятии, поначалу немного пугались, были в замешательстве и пытались выяснить, что же это за празднование. Как только они узнавали, что это открытие фестиваля театров, тут же все их страхи стирались с лиц, и появлялась лишь охотная заинтересованность.
Наконец, прошествовав до назначенной точки, где-то посередине Кировки, машина и все её сопровождающие остановились, чтобы послушать прекрасную арию грустного мима, а позже подойти к ближайшей сцене для официального открытия фестиваля и вступительного слова Алексея Тетюева, которое на самом деле звучало совсем не официально. Вообще всё проведение фестиваля было очень лёгким, несерьёзным, со множеством шуток и сарказма. Я искренне не всегда понимала, правду говорит Алексей, рассказывая о том, что будет происходить в тот или иной момент, или он просто прикалывается над гостями.
После открытия начался первый в рамках данного фестиваля спектакль от Театрального Пространства Свободы, руководителем которого как раз и является Алексей Тетюев. Спектакль назывался «Лето. Август. Навсегда». История основана на двух известных произведениях — «Маленький Принц» и «Вино из одуванчиков».
Весь фестиваль я провела с фотоаппаратом в руках, запечатлевая самые яркие моменты. Именно благодаря своему цифровому другу я смогла пробраться вперёд и сидеть прямо перед импровизированной сценой, прямо на асфальте, рядом с детьми, и вблизи фотографировать прекрасных актёров в ярких костюмах, с самыми разными эмоциями на лицах.
Все актёры данного спектакля — подростки и дети. И все безумно талантливые! Этот спектакль окунул в невероятную атмосферу добра, детства, уюта и счастья, поднимая при этом важные темы, такие как взросление, изменения, мечты, которые вынуждены остаться лишь мечтами, но самое главное – дружба, семья и их необходимость. Я осталась под огромным впечатлением и с невероятным вдохновением покидала Кировку в этот день.
Второй день фестиваля я посетила вместе со своими друзьями, для нас это был прекрасный повод весело и интересно провести время. В этот день на Кировке также проходило множество открытых спектаклей разных театров из разных городов. Среди них был кукольный спектакль про Петрушку от театра «ПапьеМашенники» из Санкт-Петербурга, который показался нам с подругами немного жестоким, так как Петрушка и другие герои весь спектакль дрались и бились головой о стенку. Хотя это и было забавно. Также очень интересным мне показался спектакль-променад «Затерянный караван» от театра «Эскизы в пространстве» из Москвы. Он проходил по всей Кировке, по улице гулял пластиковый, но живых масштабов, верблюд, по небу летал Пегас, а рядом ходили люди в ярких костюмах и масках, украшенных разными камнями и вышивками. В какие-то моменты они останавливались и проводили настоящие обряды. Весь спектакль сопровождался подходящей музыкой и запахом благовоний. Выглядело всё это немного жутко, но очень красиво.
Вечером пошли немые клоунские спектакли, среди которых был «Лишь бы» от театра клоунады «Микос» из Москвы и спектакль «Горько» от дуэта «НеБолет» из Челябинска. Клоуны из Москвы все были в чёрно-белой одежде и под очень интересную ритмичную музыку в стиле джаза показывали забавные миниатюры. Атмосфера напоминала фильмы Чарли Чаплина. За ними вышли рыжие жених с невестой, на свадьбе которых смогли побывать все желающие. Многие гости даже оказались родственниками и друзьями молодожёнов. Что-то на протяжении торжества явно пошло не так, и женитьба чуть не сорвалась, но общими усилиями мы-таки пришли к хеппи энду. Этот спектакль вызвал как много смеха, так и просто искренние улыбки, потому что актёры «НеБолета» много взаимодействовали со зрителями и делали это очень здорово и умело. Возникло даже ощущение нахождения на утреннике в детском садике, где, вроде бы, представление для тебя, но ты тоже задействован. Только здесь он был для более взрослого возраста.
После этой весёлой свадьбы прошло закрытие фестиваля, были представлены люди, благодаря которым это всё получилось, сказаны слова благодарности, и все снова веселились, пели и танцевали. Всем гостям фестиваля, присутствующим там в тот момент, подарили оранжевые воздушные шарики на палочке. Все афиши фестиваля «Театры без крыш», все таблички, одежда волонтёров были оранжевыми, этот цвет можно считать цветом фестиваля, так что оранжевые шары очень символичны.
«Театры без крыш, как и я» — главный слоган фестиваля, что отражает всю суть той суматохи, веселья и безграничной свободы творчества, которые может дать театр, даже на улице.
«Театры без крыш» подарил мне огромное количество самых разных, но только позитивных эмоций, море вдохновения, почти две тысячи ярчайших снимков, познакомил меня с новыми театрами, видами спектаклей и с замечательными людьми. Для меня эти два дня стали самыми яркими, запоминающимися и, возможно, самыми лучшими за это лето, а оранжевый шарик всё ещё стоит в моей комнате, напоминая об этом грандиозном событии. Почему-то раньше я никогда не знала про этот фестиваль, хотя проходит он уже три года подряд. Теперь же я о нём знаю и с нетерпением жду следующего лета и следующих «Театров без крыш».
Софья Чугаева, журнал «Тинейджер» Центра внешкольной работы г.Челябинска