Созвездие Грамматикова Человек, способный сделать из коровы голливудскую звезду? В очередной раз на Всероссийский фестиваль-форум «Бумеранг» в очередной раз спустилась яркая звезда кинематографа – Владимир Александрович Грамматиков, который является советским и российским актёром театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, продюсер, педагог, заслуженный деятель искусств РФ. Мне представилась возможность пообщаться с мэтром Российского кинематографа и задать ему пару вопросов!
- Владимир Александрович, добрый день! Меня зовут Ира Комелькова, я из города Челябинск, представляю редакцию «То4ка Зрения». Мы находимся в ВДЦ «Орлёнок», а именно в лагере «Звёздный», именно поэтому все вопросы будут так или иначе связаны с космосом! Итак, в нашей галактике было, есть и наверняка будет немало ярких звёзд кинематографа. Вы в их числе! Подскажите, с чего начать восходящим «кинозвёздочкам», в том числе тем, кто взрослеет здесь, на «Бумеранге»?
- На самом деле, не нужно ставить цель «стать звездой», в первую очередь необходимо показать миру самого себя. В творчестве очень важно услышать своё собственное «я»! Ведь чем искренней и исповедальней ты будешь себя показывать, тем интереснее будет картина. Поэтому я могу посоветовать лишь быть собой, следовать за мечтой и ничего не бояться!
- Совсем недавно на небе кинематографа зажглась очередная яркая звезда – ваш фильм «Смотри на меня». Расскажите историю создания этого фильма?
- Сама идея появилась очень давно, фильм автобиографичен и посвящен моей матери. Даже так – пафосно говоря, это мое приношение маме. Это её гимн! В самые сложные времена людям как никогда важны тепло и забота – и тогда ситуацию спасает именно женщина! Фильм посвящен не только моей горячо любимой маме, но и очень тяжёлым временам. 1948 год. Нина Левицкая, бывшая оперная певица и мама четверых детей, ничего не знает о судьбе своего мужа, пропавшего из виду почти год назад. По слухам, отец семейства, ответственный работник Александр, должен находиться где-то в Москве. Вокруг семьи сгущаются тучи, и, чтобы избежать возможного ареста, Нина экстренно продает все имущество, собирает детей и уезжает из Свердловска в столицу. Путешествие товарным вагоном с остатками домашнего скарба, коровой-кормилицей и пианино сопряжено с каждодневной опасностью. Дорога сводит героев истории со множеством людей: некоторые откровенно опасны, другие дарят тепло и веру в будущее… А вот создание фильма в исчислении времени звучит так: подготовительный период – 3 месяца, около 2 месяцев – съёмки, и 6-7 месяцев ушло на сборку материала, запись музыки и монтаж. По поводу съёмочной группы – команда была великолепная! Мои коллеги любили эту историю, безумно любили! А когда человек любит, то всё можно преодолеть, со всем можно справиться. У нас было такое единодушие, такое единство в команде, что работа шла очень легко, хотя трудности, конечно, были. Ну и хочу сказать, что, к сожалению, по разным именно причинам съёмки отложились на целых 12 лет… И вот, наконец-то, кинокартина снята!
- А какие астероиды прилетали в ваш космический корабль во время съемок этого фильма?
- Проблем возникло немало! Вот вам один яркий пример: дождливая осень, паровоз, который должен водить за собой вагоны туда-сюда, уже одна большая проблема. Что уж говорить про товарный вагон, в котором перевозилась корова… Дело в том, что этот самый товарный вагон маленький, а наша парнокопытная большая. Поперёк вагона Милка, так зовут коровку, не становилась. А в длину – нельзя. То ли пятая точка, то ли морда… У художников была паника! «Что делать? Как быть?», думала вся съёмочная команда. Но решение нашлось! Мы организовали настоящий всероссийский розыск коровы маленького размера! И представляете, нашли! В глухомани нашлась тёлка, которая оказалась на 60 сантиметров меньше, и она у нас снялась. А теперь эта корова – настоящая звезда! Она так и не вернулась в свою родную деревню, всё снимается из картины в картину! Встретил я как-то Сашу Урсуляк, актрису, которая играла маму в «Смотри на меня», а она, как оказалось, две недели назад опять снималась с этой же коровкой!
- Ого! А где же теперь живёт эта корова-голливудскаязвезда?
- А вот! Съёмочная группа постоянно расселяет её, перевозит. Во время съёмок последнего фильма специально для неё мы искали площадки, на которых есть лужайки! Ведь нельзя же тёлке на постоянной основе находиться в павильоне, правильно? Поиск подходящей площадки тоже отнял много времени! На «Мосфильме» лужайки нет, на студии Горького – нет, но и тут мы сумели выкрутиться. Нашли подходящую лужайку на территории студии в Химках и посеяли ей клевер в половину гектара! А вообще, ну очень девочке понравилось сниматься, она буквально бежала на съёмочную площадку. Вся команда её очень полюбила! Коровку и ласкали, и подкармливали яблочками, морковью… Ну а сейчас наша Милка – своеобразная коровка-путешественница!
- А какой момент в вашем по-настоящему звёздном фильме оказался самым эмоциональным?
- Наверное, это была сцена, когда мама мальчика полезла к сыну на верхнюю полку поезда, чтобы что-то объяснить. И после съёмки этого момента Макс так разрыдался! Он настолько проникся рассказом мамы, что забился в истерике. И вот после этого я с ним сидел и разговаривал ещё около 30 минут, успокаивал! Вот насколько он был эмоционально потрясён…
- Очень многие звёзды кинематографа погасли из-за падения космического тела под названием COVID-19, как он повлиял на вашу жизнь?
- Лично я очень тяжело переживал период пандемии. Я лежал в реанимации с 72% поражения… И вот меня откатили к окну. Слышу стук в окно. Странно, думается мне, как кто-то может стучаться в окно, которое находится на втором этаже? Смотрю, а это веточка! Веточка стучится мне в окно, а на ней распускаются почки, весна же! А моя жена всегда говорила: «Проси помощи не у Господа, а у Ангела Хранителя». Всё быстро сложилось в один пазл. И я попросил у Ангела Хранителя дать мне время снять ещё один фильм… И вот я здесь, живой и здоровый.
- Для многих ребят вы – путеводная звезда! А была ли такая путеводная звезда в вашем детстве и юности? Как она вела вас по Млечному пути?
- В детстве мне очень хотелось быть как главный герой советского кино «Подвиг разведчика»! Всегда я восхищался Глебом Панфиловым, особенно его ранним работам. Но с возрастом мы, конечно, меняем приоритеты, и это вполне понятно и нормально. И чем старше я становился, тем меньше мне хотелось «походить на кого-то» и тем больше мне хотелось остаться собой… Всё же быть собой – самое главное!
- Случались ли в вашем путешествии по космосу киноиндустрии падения звёзд?
- Да! К сожалению, очень много моих друзей, потеряв работу, навсегда ушли из киноиндустрии. А многие молодые режиссёры просто-напросто переоценивают себя, думают, что открывают Америку, на деле же – всё это уже видел мир, и их картины никого не впечатляют… Но каждый по-разному переживает ситуацию. Кто-то понимает и пытается сосредоточиться, а кто-то теряется!
- Великий космонавт Юрий Гагарин перед полётом в бескрайний космос говорил: «Поехали!». А есть ли у вас цитата, фраза или девиз по жизни, который помогает вам лететь вперёд?
- Моя мама часто говорила: «Володечка, всё, что ни делается, всё к лучшему!». Это та фраза, что идёт со мной по жизни. И ведь даже история создания картины «Смотри на меня» подтверждает её правдивость. Вопреки всем проблемам, фильм вышел в свет!
- Что вы ощущаете каждый год вновь приезжая в лагерь «Звёздный» на форум «Бумеранг»? Как вы думаете, что такое «Бумеранг» для детей?
- Всегда еду сюда с большим интересом, с чувством любопытства и предвкушением! Поколение меняется, появляется что-то новое, это хорошо. Что-то радикально меняется. А что-то остается, и это тоже хорошо! Конечно, я всегда с нетерпением жду работ! Талантливых, красочных, интересных работ! А для ребят, приезжающих в лагерь «Звёздный», это в первую очередь – общение, обмен опытом, возможность найти друзей и единомышленников!
- Продолжая тему звёздных подростков, как вы думаете, отличаются ли тинейджеры вашего времени и нынешнего?
- Ох, отличаются, и отличаются радикально! Мы были более зажатыми и закрытыми, а подростки сейчас это что-то с чем-то! Вы на всё имеете своё мнение и главное – вы его высказываете! Резко, с плеча, не стесняясь ничего и никого. Единственно, расстраивает, что во взаимоотношении ребят между друзьями, родственниками и близкими – стоит телефон. Ребенок теряет возможность нормально коммуницировать с родными, ведь ни один подросток при наличии гаджета не пойдёт спрашивать совета у бабушки! Отрок сразу полезет в интернет! И вот – переломный момент, когда коммуникация нарушается…
- А что важно знать юным звёздным кинематографистам?
- В первую очередь, очень важно знать мировое кино! Его надо смотреть, смотреть и ещё раз смотреть! А ещё лучше, когда ты его понимаешь! Ну и конечно, важно понимать, как ты можешь его использовать в своём индивидуальном творчестве. Также, в своих проектах и начинаниях важно говорить о том, что беспокоит и волнует именно тебя! Писать картину боли или радости именно твоего сердца. Не стоит пытаться угодить зрителям, не нужно пробовать их удивить! Это не та цель, которую стоит преследовать. Главное – рассказать свои мысли.
Я беру автограф у режиссёра, делаю фотографию и говорю: «До встречи!» И он отвечает мне тем же. Я искренне благодарна фестиваль-форуму «Бумеранг», ВДЦ «Орлёнок», лагерю «Звёздный», кураторам и мэтрам Российского кино, и конечно, самому Владимиру Александровичу за предоставленную возможность взять у него интервью!