Во время пресс-тура ребята прогулялись по территории знаменитой заброшки Сысерти и узнали историю когда-то градообразующего предприятия, ныне — Сысертского музея-завода. #культурно_моменталисты #НеЧелябинск@momyi #Поедем_по_Уралу_ЛЮЖ74 Это место активно поддерживает Александр Савичев — краевед, педагог, экскурсовод и просто Человек с большой буквы. А историю прогулки юнкоров по заводу рассказывает Августа Стефановна — местная жительница и, по совместительству...кошка. Экскурсию ее глазами запечатлели Поля и Серёжа.
Авторы: Полина Кадомцева, Сергей Яковлев
Хочу представиться, дорогой читатель: зовут меня почему-то Августина Стефановна. Хотя, если подумать, это не такая уж и плохая кличка для кошки, родившейся и выросшей на территории Сысертского завода-музея. А это имя принадлежало маме писателя Павла Бажова, который здесь родился.
Чувствую рябь асфальта и слышу топот. Скорее всего, это толпа. Мои навыки хищника ещё не растеряны. СТОП. В такое раннее время подобный топот могут издать только туристы! А где туристы, там и еда. Ух, поскорее меня угостили бы колбаской.
Нехотя поднявшись, я потягиваюсь и бегу в сторону детского гомона. Он, как и больше 30 юных путешественников, разбежались по всей Сысертской набережной и, словно голодные до зрелищ, снимали на телефоны и фотоаппараты всё подряд: беседку нашу особенную из памятного дерева, пляж, большой крест на возвышенности, и даже счастливый Тузик попал в объектив.
Мы с ребятами с любопытством наблюдаем друг за другом. Здесь гости из Челябинской области: Кыштыма, Пласта и самой столицы Южного Урала. Пока не слышим знакомый мне голос, привлекающий внимание толпы:
— Меня зовут Александр Савичев, и я мучитель детей. Почему мучитель? Потому что я люблю учить и взрослых людей, и детей. И пока я не расскажу все, вы никуда не уйдёте. Меня не колышет ваш обед. Мне даже с утра жена сказала, что не пустит меня домой, пока я не наговорюсь.
Дядя Саша — человек с большой буквы. Он архитектор по образованию, географ и немного реставратор. А еще — педагог в местном центре внешкольной работы. Дядя Саша помогает работе местных школьных музеев. Иногда пишет книги — в его послужном списке уже три книги про наш город и даже «Азбука Сысерти». Он проводит экскурсии по 17 авторским маршрутам, знакомя туристов с прошлым, настоящим и возможным будущим Сысерти.
Сегодня путь школьников лежит через исторический центр на Сысертский завод — раньше это было главное предприятие, кормившее весь город. Экскурсовод умело привлекает внимание рассеянных историей про «памятник вандалам» — рассказывает, как подростки растаскивали заброшенное здание и забывали про свою безопасность. Получилось — слушают внимательнее. Дядя Саша видит в толпе мой мелькающий хвост, улыбается и продолжает рассказ:
— Впервые железную руду нашли на том берегу Сысерти. А у вас под ногами — сплошные сувениры. Обратите внимание на этот блестящий камень.
Я смотрю издалека на происходящее и не совсем понимаю, зачем дяде Саше вообще понадобился какой-то камень с земли, поэтому внимательнее наблюдаю за его действиями. Он и до этого рассматривал кусочки на земле и собирал их, но чтобы показывать их другим людям, для меня это было очень странно.
— Называется в народе он очень красиво: соковушка либо соковец. Сок металла. Когда варишь руду, на ней образуется пенка, которая называется «Шлак». В начале сливается он, а после — само железо, — рассказывает экскурсовод. — Вы можете спросить: чего это я держу в руках камень какой-то. А на самом деле тут, в туристско- информационном центре из них продают магниты по 200 рублей. В итоге, сколько я сейчас рублей в руках держу?
— 200 рублей? — слышится предположение из толпы.
— Неверно, 150 рублей — без наценки. Поэтому нужно правильные сувениры собирать.
Начиналась история нашего городка с завода «Крепость», который, к сожалению, не сохранился до нашего времени. После активного развития производство перенесли на соседний берег и дали название «Завод императрицы Анны», которое продержалось четверть века. С 1732 по 1930 года завод считался металлургическим, а после его забросили. Спустя много лет, с 1955 по 2004 год он снова вёл активность как «Сысертский электротехнический завод» — здесь собирали двигатели для стиральных машин. Но после снова пришел упадок.
— Кто-нибудь знает сколько лет нашему городу? — дядя Саша хитро смотрит на группу.
Пару секунд тишины. А потом сыпятся варианты возможных, но неправильных ответов.
— Ха! Даже я знаю ответ на этот вопрос.
А я знаю, гордо посматриваю на ребят. Жизнь начиналась на этом берегу в 1680 годах. Поэтому в этом году городу исполнилось уже 292 года.
Если задуматься, я здесь живу уже достаточно. Это и правда интересное место. Помнится мне, как дядя Саша рассказывал: в 2004 году завод купили, чтобы снимать фильмы, но в итоге создали лишь несколько эпизодов фильма о заводовладельце и меценате Дмитрии Павловиче Соломирском. Но зато не так давно, но с периодичностью здесь проводятся довольно шумные фестивали, ярмарки и всякого рода мероприятия. По-моему, они называют это «Лето на заводе». Вокруг появились яркие баннеры и рисунки, построили современный лекторий для занятий школьников и не только. Но я вовсе не против этой суматохи, потому что всегда окружающие добры ко мне и проявляют внимание.
Погрузившись в воспоминания, я совсем перестала обращать внимание на группу, и опомнилась только когда из толпы звучит вопрос:
— А за что вы любите краеведение?
— За что я люблю краеведение — это за то, что при изучении ты становишься первооткрывателем, — мечтательно делится дядя Саша. — И ты действительно ходишь по кустам и ищешь, где и что располагалось. Например, — он указывает на место неподалеку от корпусов, — здесь находились четыре рельсы, на которых возили вагонетки с железной рудой, углём, известняком. Но опять же, если вы хорошо читали Бажова, то можете помнить, что он писал: «Для того, чтобы железо получилось вкусное, нужно иногда бросать туда людей». Кстати, среди вас нет никого лишнего?
Опять он со своими шутками! Махнув возмущённо хвостом, отправляюсь отдыхать на ближайшую зелёную лужайку, пока её ещё не успели заметить эти неугомонные люди.
Как-то раз одним прохладным осенним днём в году эдак 2020 в одном из цехов завода, где я любила обитать, дядя Саша открыл Сысертский музей-завод. Различные железяки, или, как их называет экскурсовод «экспонаты», были найдены на территории завода, а некоторые образцы исторической памяти ему отдавали местные жители. По словам краеведа, «они отражают три столетия истории завода и являются зеркалом жизни города».
Основа коллекции — это предметы, которые производил сам завод: пушечные ядра XVIII-XIX веков, разные чугунные детали и крепежи, рабочие станки и советские стиральные машины, инструменты. Некоторые люди даже не знают, как выглядит руда, когда её только-только находят. Поэтому дядя Саша показывает детям и руководителям поэтапный каждый шаг производства — как в XIX веке из камешка появлялся готовый металлический предмет. Какой же он всё-таки трудолюбивый человек.
Наблюдая издалека, я вижу, как эти дети изучают местные граффити, скульптуры, снимают каски — внутрь старого здания без них совсем нельзя, — пока не собираются уходить с территории музея-завода. Провожая их вместе с дядей Сашей, мы направляемся к выходу. Слышу от детей заветное слово «обед». Прямо на выходе экскурсовода ловят двое ребят — мальчик и девочка. Мне стало интересно, и я подбежала ближе, чтобы послушать разговор.
— Как вам жизнь в Сысерти?
— Я кайфую!
— Это хорошо. Скажите, пожалуйста, какое место в городе — ваше любимое?
— Я думаю, что Исторический центр, поскольку это моё детище. И, с другой стороны, это моё место силы.
— Отлично! А почему вы начали заниматься краеведением?
— Потому что меня однажды заинтересовал тот факт, что в Сысерти стояли копии античных скульптур. И я подумал: как в такой дыре могло что-то стоять? И до сих пор удивляюсь.
— Вы очень колоритны. Раскройте секрет вашего ораторства.
— Любовь. Любовь к детям. К деятельности, которой я занимаюсь.
Так это были журналисты! А я уж думала, это обычные дети, которые отправились сюда, лишь бы только в школу не пойти. Ну что ж, я всегда рада гостям. Пусть приезжают и не забывают про вкусненькое для Августы Стефановны.