Иногда так и тянет выпить чай или кофе из изящной фарфоровой чашки. Но ты задумывался когда-нибудь, какой путь предстояло пройти этому элементу посуды, пока он не оказался в твоих руках? #новости_моменталисты #НеЧелябинск@momyi #Поедем_по_Уралу_ЛЮЖ74 Даша прошлась по маршруту создания хрупких, на первый взгляд, изделий и выяснила, как изготавливают посуду и элементы декора из фарфора.
Выйдя из автобуса, я вижу большое серое, ничем не примечательное здание, явно построенное в советское время. И только яркая вывеска на входе говорит о том, что это «Сысертский фарфоровый завод». Мне никогда не нравились заводы. Они казались чем-то жутким, большим и страшным. Однако это место сразу интригует.
Разделив на группы, экскурсовод Кристина Тельнова ведет нас по узкому коридору, где от сырости отваливается штукатурка, а под подошвой хрустят мелкие камешки. Поднимаясь по крутой лестнице, мы попадаем в просторное светлое помещение, где по периметру стоят шкафы, наполненные различными изделиями из фарфора. Это музей. Огромное количество различных тарелок, чайников, украшений рябят в глазах, и хочется каждый экспонат рассмотреть подробнее.
Кристина рассказывает о становлении завода. К моему огромному удивлению, это место прошло огромный путь, чтобы прийти к тому, что есть сейчас.
– То, что мы видим сейчас, появилось только в 1960 году. Раньше тут была обычная мастерская, которая называлась «Гончарка». Её создали два брата Харитоновы в 1869 году. Они из местной красной глины, которую брали на берегу, изготавливали глиняные крынки, лапки для замешивания текста, кувшины – все для нужд домашнего обихода. Например, в доме, где проживали родители Бажова есть корчаги, кувшины и жаровня. Скорее всего это было изготовлено «гончаркой»,– погружает гостей в историю экскурсовод. – После революции гончарская мастерская переименовалась и стала называться артель «Челюскинцы». Со временем там будут не только глиняные изделия, но и игрушки из папье-маше. Во время Великой Отечественной войны завод изготавливает брезентовые варежки, валенки и веревки. В 1960 году основным приоритетом становятся изоляторы и ролики для электропромышленности. Но через три года работать приходят Николай Иноземцев и Николай Малышев, которые, будучи творческими людьми, создают кофейный сервиз с формой «колокол» и дарят заводу новое направление. В 1970 утверждается элемент урало-сибирской росписи. А в 1977 году благодаря кропотливой работе мастеров добились уникальной формулы, при которой фарфор был очень тонким, звонким, но не хрупким…
Тут резко рассказ прерывается, и наш проводник в удивительный мир чашек обращается к витающему в облаках юноше, стоящему неподалеку.
– Покажи свою подошву.
– Зачем?
– Узнаешь. Вставай на чашку.
– Если она сломается, я не виноват.
– Она удерживала 160 килограммов.
Парень осторожно встает на изделие и начинает балансировать. Я никак не ожидала, что такая хрупкая чашечка способна выдержать вес человеческого тела!
Дальше мы идем по коридору, где повсюду стоят стеллажи с заготовками будущих изделий.
Отсюда выходим в просторный зал, где прессом делают тарелки. Свернув направо, мы оказываемся в помещении с большими непонятными машинами. Как оказалось позже, там мешают фарфор до однородной консистенции. На протяжении всего нашего путешествия я удивляюсь тому, как в таком большом, темном и даже жутком помещении изготавливают такие аккуратные, нежные и красивые чашечки. Оказывается, чтобы из кусков различных ископаемых они смогли превратиться в произведение искусства, каждое изделие проходит большой и тернистый путь. Во-первых, для того, чтобы изготовить фарфор, нужны следующие ингредиенты: песок кварцевый, пегматит, каолин, глина, глинозем и разбитая посуда, которая из-за различных дефектов не ушла в дальнейшее производство.
Во-вторых, для изготовления фарфора необходимы цилиндры, которые на заводе называют «шариками». Их засыпают в шаровую мельницу, закладывают туда все ингредиенты, заливают водой и смешивают около двух суток. Благодаря этому получается жидкий фарфор, который называется «шликер». После он проходит ещё несколько этапов обработки и сразу по трубам поступает к литейщикам на рабочее место. Казалось, что там ничего не изменилось, с самого создания завода, только усовершенствовалась техника.
Так, повторяя путь чашки, мы отправляемся в литейный цех, который кардинально отличается от всех мест, что мы видели ранее. Это огромное светлое помещение с высокими окнами, уставленными цветами. Повсюду находятся столы с фарфоровыми заготовками. Сюда привозят неокрашенные продукты, они называются «бельё». На них наносится красный защитный лак, напыляется основной краситель, затем лак счищают вручную с помощью иглы и обжигают при температуре 830 градусов.
В Сысерти используется метод сливного литья, который впервые был применён в 1953 году. Берется гипсовая форма, из кувшина наливается жидкий фарфор до самого края и сверху выставляется гипсовое кольцо. Гипсовая форма начнёт впитывать излишки влаги, а по краю будет нарастать черепок. После этого, остатки жидкого шликера сливаются и повторно используются. Ручки и носик заливаются отдельно. Швы затираются водой вручную. После ещё нескольких этапов обработки изделие попадает к живописцам. Они работают на стеклянных палитрах сухими пигментами краски, разбавляя их скипидаром, т.е. особым маслом из хвойных деревьев.
Отправляемся в старые плавильные печи. Они больше походят на небольшие кирпичные домики. Внутри находится горн, который выдает температуру 1800 градусов. Из-за того, что температура слишком высокая, в печи ставили капсулы – «капселя», которые принимали часть жара на себя. Обжиг происходил четверо суток. Одновременно печей работало только две в течение двух дней, иначе температура была бы слишком высокой. Всего таких горнов семь. В настоящее время они уже не используются, на заводе находятся исключительно как память и дань истории.
Последней станцией становится место работы живописцев. По мере нашего приближения чувствуем усиливающийся запах «Звездочки». Так пахнет скипидар, которым разбавляют краски. Внутри сидят две женщины, окруженные цветами и различными безделушками. Они под музыку расписывают чашечки, на которых появляются удивительные цветочные узоры. Все это место источает творчество, спокойствие и уют. Мне кажется, что тут остановилось время.
Обратно я уезжаю уже с легкой грустью. Я даже и не думала, что завод настолько запомнится. Переплетение современных машинных технологий и полёта фантазии вместе породило такое удивительное место. Я считаю, что каждый, кто будет в Сысерти, обязан посетить «Сысертский фарфоровый завод» и увидеть потрясающие процессы своими глазами.