Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Сказ о том, как мы альбом записали

Альбом можно послушать здесь: https://goo.su/F8uCZ

«Андрей, привет! У меня есть к тебе неожиданное музыкальное странное предложение-просьба! Скажи, я правильно понимаю, что ты песни Лемон Бранча на слух подбирал?».
Знала бы Алиса Плаксина, череду каких событий она спровоцировала одним невинным сообщением…

Во время записи «Истерики» (в качестве подарка маме Алисы — эта песня входила в репертуар её группы) и «Не уходи» у меня возникла идея записать с ней одной альбом. Даже когда итоговый вариант песни я посылал Плаксиной, написал: «жду альбом, день первый». Потом я начал писать простенькую минусовку к песне, которая в дальнейшем будет называться «Праздник», на стихи Насти Байер (творение вышло каким-то депрессивным), потом ещё раз предложил Алисе записаться… в общем, материал копился.

Как мы пришли к мысли записать переменовский альбом — точно не помню. Кажется, я 11-го октября вышел в парк Гагарина, и, вспоминая наши музыкальные похождения, записал Алисе следующее голосовое:

«Привет, Алиса! Извини что голосовым, не знаю, видела ли ты или нет, но в «Хожу мимо дома» (канал, где каждый уважающий себя переменкоец мог сделать фотку у двора/дома Алисы Плаксиной (она жила в пяти минутах от лицея) с какой-либо подписью) я написал то, что у меня есть супер-дупер-ультра-макси-альфа крутая идея по смм-делам к 25-летию газеты, то бишь к следующему октябрю, то бишь у нас есть больше года на реализацию. В общем-то я, по-моему, тебе не рассказывал, а может и рассказывал, но не записать ли нам переменковский альбом. Это то, что Андрей тебя кидает (мы уже договорились на её «пластинку»), просто это переменковский альбом на двадцатипятилетие газеты, где более-менее поющие люди из редакции могли бы спеть под мою или мою с кем-нибудь минусовку на тексты, скорее всего, Насти Байер, может быть кто-нибудь еще захочет. Ну и 30-го октября 2024 года публиковать это в вк Переменки. Вопрос: как ты к этому относишься, и хочешь ли ты в этом участвовать».

Вот такое длинное голосовое. Знаете, а ведь хитро придумал. Больше года на реализацию, а уже было готово три песни. Как я думал. Ну написали мы ведь уже «Бесконечность не предел», «Не уходи» (оставалось только второй куплет и коду дописать). А потом мне приспичило… хотя нет, давайте по порядку.

Двадцать девятого октября, в воскресенье, я, прогуливаясь около парка Пушкина, а также слушаю «Пока боги спят» его гитарного величества Сергея Маврина, да вот что-то пришло мне в голову Саше Соколову написать, гитаристу, с которым мы уже пару песенок сделали. Свой же человек, ещё и опробованный:

— У меня, короче, идея есть супер-пупер. Через год у "Переменки" день рождения будет, прикольно было бы записать рок-альбом и выпустить его с вокалом разных людей из редакции. Но у нас Кипеловых нет. Вот "Не уходи" кто пела – это лучшее, что в нас есть».

Саня охотно согласился:

— Классная идея. Интерееесно, кто же будет его записывать, точно не мы)

— Участвовать будешь?)

— По возможности.

**ПЕРВЫЕ ДВЕ (ТРИ) ПЕСНИ**

25 лет газете — 25 песен на альбоме. Суровый символизм, требующий кучи работы.

Ну, сказано-сделано. В том же месяце дуэт, получивший название «Иллюзия перемен» (хотя я топил за «Иллюзию выбора»), начал работу над двумя проектами: «Праздником» и «Твоего окна свет». Кстати, изначально «Праздник» должен быть в жанре постпанк, этакий грустняк с ноткой оптимизма. Однако потом мы с Сашей решили всё перезаписать, в итоге у нас получилось два совершенно непохожих друг на друга творения, и решили, что, если материала дофига должно быть, то нельзя упустить халявный шанс растянуть итоговый материал и сократить себе работу. Хотя решили мы это лишь летом, да и то «мы» — это, как всегда, Гелов, поставивший в известность в самый последний момент.

С «ТОСом» тоже интересная история вышла. Во-первых, к тексту причастны аж три человека: Алиса Шпакова, Вера Макеева и я. Дело в том, что я, оказывается, неплохо пишу музыку, но так себе поэт, как уже упоминалось, так что в один день у Гелова собрался консилиум, участники которого просто сидели в одной комнате (Я на стуле, девочки — на кровати) и перекидывались строчками. Всё это было 14-го февраля. А на следующий день Маша Согрина, Вера, Алиса и, собственно, я писали у меня вокал к сему творению.

**СЕТ-ЛИСТ**

То, над чем Андрей работал, походу, с Петрозаводска. Исписал свой любимый блокнот ДВАДЦАТЬЮ различными вариациями порядка песен. Каких только жанров не было: и потспанк, и рок, хардрок, хэви-метал, бард, инструментальные таинственные электронные композиции и ещё синт-поп. Замышлялись ещё эти ваши рэпы, поп-песни и даже фонк, но руки не дошли. Точнее, дошли, но частично.

Дело в том, что сет-лист постоянно менялся в течение учебного года: то в альбоме было 12 песен, то 16, то 18… в конечном итоге 17, хоть хотели, но с учётом бонусов. Что за бонусы? Сейчас расскажу.

Весь альбом разбит на жанровые блоки. Впрочем, давайте я представлю песни:

Журналистские инди-песни:

  1. Гимн Переменки
  1. Прощание с 31 Журналиной
  1. Меняйся (inst)

Рок/хард-рок:

  1. Бесконечность не предел
  1. Не уходи
  1. Твоего окна свет

Постпанк/синт-поп (одна хехня)

  1. Взгляды из бездны.
  2. Листья клёна
  1. Мысли о вечном (inst)
  1. Плыть по течению (inst)

Хэви-метал:

  1. Кровавое слово
  1. Здесь нет иллюзий

Бард:

  1. Портрет

Бонус-треки:

  1. Взгляды из бездны (alt)
  1. Не уходи (alt)
  1. Песня о голодных журналистах
  1. Предел (inst)

Теперь, наверное, про каждую из них надо рассказать… Тексты всех писать не буду, просто подробно введу в их контекст и историю.

Все тексты можете найти по этой ссылке: https://telegra.ph/Peremenkovskie-pesenki-10-12

Гимн Переменки. За пять лет до двадцатипятилетия, и почти ровно за год до моего прихода в редакцию был другой юбилей — двадцатилетие (вау, просто удивительно), и к этому знаменательному событию был приурочен конкурс на создание гимна редакции, в котором победила учительница русского языка и завуч Елена Николаевна Федечкина, написав хороший текст. Но всегда хочется чего-то лучшего. Когда я показал Светлане Викторовне наброски альбома, она сказала, что на нём нет журналистских песен, и это, по факту, большой сольник Андрея Гелозутдинова. Справедливо. Пришлось писать про журналистику, и эта песня стала первой в этом списке. Песня посвящена бытовухе переменковцев, как поём в плацкартах куплеты, снимаем на плёнки сюжет, ждём в судьбе перемен и так далее.Сказ о том, как Гелов с компанией альбом записал, изображение №3

Писали мы её с Алисой Шпаковой в поезде, когда ехали в Петрозаводск. В два часа ночи. Мы очень яро шёпотом спорили о рифмах, размерах и прочих темах. Почему-то ей не нравилась рифма «нетленка (в значении «вечная актуалочка»)-Переменка», но я её уломал-таки. Сидели мы до трёх часов, пока не начались шумы с нижней полки Светланы Викторовны. Тут мы поняли, что мешаем некоторым спать, и полемику пришлось отложить. На следующий день, кстати, мы исполнили эту песню составу нашей делегации.

Погружение. (Не вошедшие песни будут зачёркнуты) Очень многострадальное произведение, на фоне которого шли ожесточённые баталии за каждую строчку, каждую запятую даже. Поругались мы с той же Шпаковой (она стала вторым по плодовитости текстовиком на альбоме — 9 стихотворений. Угадайте, кто лидер с 17 текстами). Аранжировка родилась из старого проигрыша, в котором я высмеивал простоту некоторых песен русского рока. Ну, простой ритмический рисунок, басовая партия, играющая пять главных нот аккорда на такт (есть, условно, аккорд ми минор, и в этом случае в подобных партиях приходится играть пять раз ноту ми. И так во многих песнях рока нашей Великой и Необъятной). Справедливости ради, далее партия благородного четырёх(в моём случае — пяти-)-струнного инструмента превратилась в безумную игру по всему грифу. Заменил это электрическим синтезатором. Песня посвящена сами знаете чему — путешествиям юнкоров в другие города.

Песню записать не успели, но она есть на табах полностью готовая: https://www.songsterr.com/a/wsa/bass-tab-s685115

Прощание с 31 журналиной. Так как на 31 журе у нас не взяли перепевку, а заменили кринжовым «Дайте танком (!)» (я теперь каждый раз это вспоминать буду), мы решили, что негоже добру пропадать, и запихнули в альбом. «Но это же перепевка «Травы у дома»! Как вы её вставили?» — спросите вы. Дело в том, что перепевкой она была лишь в оригинале, а, сделав неплохую рокешную (храни, Господь, Саню) аранжировку и поменяв вокальные партии, мы имели полное право на использование этого творения в своих целях.

Меняйся. На одном из летних сборов, посвящённому переменковскому юбилею, когда мы придумывали концепцию празднования — об этом позже — меня попросили написать танцевальную песню/мелодию для дискотеки. Нужно говорить, что я полнейший ноль в этом жанре? Слава богу, существует один одиннадцатиклассник-гитарист, с которым мы делали альбом. Саша опять затащил и написал хороший инструментал. Кстати, песен без слов (давненько отсылок на Кино не было) у нас было целых четыре на 13 треков со стихами.

Телестудия «ПерО». Песня про телестудию, с которой была интересная история. Точнее, интересное творческое задание. Раз уж текст про работу телестудии, то без мнения Михеля Денисыча насчёт аранжировки я обойтись не мог. А, послушав «212-85-06» Аквариума и «Roundabout» группы Yes, я насладился артхаусным роком, и хотел сделать нечто похожее на первое произведение. С речитативами, отсылками, орами и прочими фишками арт-рока. Но тут Миша мне пишет длинное убедительное сообщение:

«Теперь понимаю про обусловленность одного стиля. Но, может, для «Пера» сделать исключение? Потому что песня про телестудию конкретно как таковая одна, с учетом того факта, конечно, что юнкоры самой Переменки и корреспонденты телестудии — одни и те же люди. Гимн Переменки оформлен тоже в таком «бардовском» стиле (нет)? Если это не так, то поставить, допустим, песню про Перо после «Гимна».

А остальные «бардовские» песни поставить после. Да, «Погружение», «Журналина», песня о закрытии сезона и «Меняйся», как понял, о дне рождения Переменки, важны, но эти события происходят раз в год, а телестудия работает постоянно, нередко эти самые события освещая. Жанровое разнообразие трека подчеркивает разноплановость сюжетов, уникальность каждого. Мероприятия повторяются, юнкоры телестудии растут. Меняются интересы, стили. И музыка: она отражает рост.

Конечно, не стоит делать «Богемскую Рапсодию» о юнкорах телестудии) Это не рационально в плане затраченного на эту песню времени, которого уже осталось не так много. Но я предлагаю не столько альтернативу, сколько один из вариантов реализации той мысли, что описал ранее. Да, это может быть «бардовская» (обращаю внимание на кавычки) песня, но в ней могут проскакивать известные рифы, мотивы, могут становиться основной мелодией для одного куплета, там, где это может быть правда востребованно (мелодия не угадывается по «отсылкам»).

Ни в коем случае не проявлен свой несогласный со всем характер, а стараюсь сделать все, что в моих силах, чтобы сделать этот проект лучше»

Да. Разножанровая песня в разножанровом альбоме. Что же, Миша на выходе получил смесь лирик-рока, испанских мотивов, с которыми контакт был разорван года три назад, с уходом из музыкалки, хэви-метала и хард-рок-музыки, а после и попсы. Недобогемская Рапсодия, правда.

https://www.songsterr.com/a/wsa/tab-s730008

Ну и Миша заспойлерил песню про Закрытие, которое в учебный год выхода альбома выдалось очень жарким: Шпакова, Лиза, Жукова, Костромины, Кострикина, Люба, Диана, Катя Панова… да уж, эта песня заиграла новыми красками. В общем, это такой некий реюнион «Уставшего сухаря», только теперь общий. И не только для вышеописанных лиц, но и в принципе для выпускников. Главная идея текста — после окончания школьного этапа жизни, у юнкоров есть два пути — остаться в редакции, как Плаксина, Чепрасова, Кулясова и прочие легенды, а можно распрощаться с прошлой жизнью, и забыть о редакции.

https://www.songsterr.com/a/wsa/tab-s730027t0

На этом журналистские песни кончаются, и идёт блок рок/хард-рок песен:

Бесконечность не предел. В представлении не нуждается. Так же, как и Не уходи, Твоего окна свет и Праздник.

Другая жизньИзначально аранжировка было постпанковской. По этому поводу написал своей жене Шрёдингера — Алине Сайрановой, главному эксперту постпанка в моём окружении, на оценку. Кстати, она изрядно пострадала, так как при записи альбома я зачастую «кидался» в неё демо-версиями песен. Впрочем, ей, вроде, нравилось: «Я тебе скажу, что, если бы меня все вот по таким делам отвлекали и дёргали, я была бы только счастлива…». Ответ был следующим:

«Возможно, это одно из самых бессмысленных решений — отправить мне. Потому что мне просто нравится, и я ничего тебе не смогу сказать полезного)

Я бы такое слушала. Иногда будто слова были слышны — странно, но интересно. Меня просто удивляет, как вы такое делаете... Создавать музыку... это как? А если что-то посерьезнее... Начало напомнило песню «Самая» Mada. А все остальное мне показалось очень уникальным. Ну, мне ни одной ассоциации не пришло. Это круто)».

«Создавать музыку... это как?» — да ещё б я знал…

В итоге мы переделали всё это изобразие в рок, причём не самый простой, а Люба Калашникова, спустя 217 дней после первых нот сего произведения, написала очень хороший текст.

Блин, а я ей рок-версию отправил, или постпанк? Просто подобная текстовая философия не прослеживается у любителей перегруженных гитар. По моему скромному мнению — один из лучших стихотворных текстов, который я читал. Для вас — решайте сами.

Мне вчера приснился сонЕсли самая многострадальная песня на альбоме это «Не уходи», то данное творение занимает почётное второе место. Увидев вертикальное видео в Инстаграмме с какой-то поэзией, я очень вдохновился, открыл заметки, и понеслось… это было в сентябре 2023 года, только, беда, я потерял точную дату. Так что сие творение, сочетающее в себе рилс из интернета, «Ночью я чинила глобус» (кстати, автором этого сравнения стал мой папа. Стихи знаю, но на них не ориентировался от слова совсем. Не открывал давно. Нужно перечитать) и «Мы потеряли связь с миром» моих Lemon Branch, по официальной версии, было написано 13.09.23.

Кстати о Лимонах. Моя совесть не позволила бы выпускать творение, которое, как минимум, содержит метафоры из другой песни, как максимум, которым я вдохновлялся, без личной консультации с автором оригинала. Поэтому я написал вокалистке и поэтессе Лимонов с просьбой благословления, если так подумать.

А ещё Настя Байер, которая должна была исполнить этот трек, была третьей жертвой моего перста — до этого с песни (и альбома) ушли две другие вокалистки — Яна и Лиза. Вот у меня и появилась идея насчёт Насти, которая в одиночку поёт всего две песни на альбоме, и обе — «Праздник». Можно было бы напрячь Алису Плаксину в n-ный раз, но у нас и так семь песен с её лидирующим (иногда просто по физическим показателям) вокалом. Забавно, что сначала я хотел написать альбом именно с Подкотёнковой (вторая, шуточная фамилия, придуманная Яной для фанклуба (мы Алисе целый тг-канал посвятили) вышеупомянутой вокалистки) а сейчас злюсь из-за того, что слишком много поющей Алисы.

О, кстати ещё об этом:

Взгляды из бездны. Да, Алина Сайранова внесла свою косвенную лепту в процесс создания пластинки (мы потом винил ещё заказали. Точнее «закажем» — я это пишу 12.09). Напомню 29 главу: Алина позвала меня на свой день рождения 30.12. С подарком я сразу определился — песня и что-нибудь из её любимого Мураками. С последним проблем не было, а вот творение я дотянул до 28 числа. У меня был какой-то дедлайн, не помню уже. Я его соблюл, прогулялся по району, послушал пауэр-метал-группу «Эпидемия» и пошёл в свою мини-студию. Два дня и две ночи шёл процесс создания музыки, а текст у меня никак не шёл. В итоге, наполовину сгенерировав лирику нейросетью, я довёл до конца песню, за полтора часа до сбора.

Листья клёна. Пишет мне как-то Шпакова в три часа ночи 12.02 интерпретацию «Твоего окна свет». А я не сплю — как добропорядочный лицеист на каникулах постпанк слушаю. И буквально в тот момент, как заканчивается «Я тебя люблю» от «Где фантома», мне Алиса посылает стихи, начинающиеся со строки «Дождь рассыпал листья клёна». Блин, это же буквально подходит к «А на кухне суп мой стынет». И по размеру, и по настроению. В общем, подваял слегка текст Алисы, и получилось новое прочтение классики ру постпанка. Может, продать им эту песню…

Мысли о вечном. Второй инструментальный трек. Тоже, какое совпадение, появился из первого посвящения Антоновой. Играл басовую партию в куплете, задумался, начал теребить струны, на которых стояли пальцы, понял, что аккорд неплох, да и отложил в памяти.

Когда я начал писать аранжировку, то предполагал, что творение будет полноценно песенным, однако и руки не дошли до текста, и сама «минусовка» была ничего такой, так что оставил как есть.

Плыть по течению. Третий инструментал. Написан полностью Соколовым. Ничего больше сказать не могу.

Здесь нет иллюзий. Какое совпадение. Снова на 100 процентов песня Сокола. Посоветовал лишь добавить скрежет первых трёх струн между первым и вторым катреном.

Кровавое слово. Как-то нечего мне было делать в первое утро в поезде, который следовал в Петрозаводск. Послушал «Непокорённого» Кипелова, восхваляющего Ленинград во времена блокады, подумал, что неплохо было бы запилить нечто подобное. В общем, да, текст почти точь-в-точь слизан по размеру с песни 2015-го года. Ну ещё там нашло место арийское «Твой новый мир» 2003-го. Кстати, песня с «Крещенья огнём», первого «некипеловского» альбома. Песня написана в хэви-металл стиле, исполнил её, ясное дело, Саша Соколов. Писали вместе с Настей Байер и Алисой Шпаковой в электричке Петрозаводск-Питер.

Портрет. Приходит как-то в мае Алиса Шпакова в медиацентр, говорит: «Гелов, я песню сочинила», и даёт прекрасный высоко-бардовский текст. На голову выше Митяева или Николая Валерьевича из Златоуста. Однако я не понял, что это бардовский текст, и начал изображать рокешную балладу цоевским боем в фа диез миноре, с жалостливым вибрато. Потом пропустил это творение через себя, добавил укулеле и калимбу, убрал бас, вставил больше акустики, и получилась хоть и не совсем бардовская, но всё же неплохая песня.

Пусть в душе порой досадно. Ещё зимой, кабы не осенью, Алиса Шпакова, узнав, что нужно как можно больше текстов, отправила мне песню о музе, на которую я даже сразу не обратил внимание. Я думал, что войдёт другая — пародия на «шаланды полные кефали». В ней, Шпаковской песне, была колоритная строчка: «Летят по воздуху узбеки и индусы на кораблях и силой мысли в небесах». Но такую советскую попсу делать я не умею, поэтому забыл про узбеков. Зато потом, ближе к лету, я, буду больным, начал припоминать «Душу», и сваял за три дня две аранжировки — и «Портрет», и вышеуказанное произведение.

Взгляды из бездны 2. Мне стало обидно. Обидно за то, что я сваял хорошую постпанк песню, а в итоге получился синт-поп. Да и 25 песен не набиралось, поэтому я решил сделать альтернативные версии некоторых песен. Над текстом вторых «Взглядов» я думал ночью с чатом gpt, прости господи. А потом я не чекал текст прямо до записи, то есть где-то с августа по 22.09.Поэтомутамбыластрочка «Я слышу дыханье июльского лета». Угадайте, кто был на вокале.

Не уходи 2. Наверное, тот же человек, что и здесь. Ну да неважно. Сейчас я расскажу историю создания текста, и почему «чёрное солнце» — это не Гелов. Как вы знаете, я очень люблю группу Ария, поэтессу Маргариту Пушкину, в частности. Но вы вряд ли знаете, что для известной баллады «Осколок льда» было написано около 12 вариаций текста, причём каждый на разную тему. Даже продолжение «Улицы роз» было. Но что же сделалось со всеми вариантами после выхода альбома «Химера» в 2001, на котором «лёд» нашёл себе место?

Появился проект «Черновики Маргариты», в рамках которого любители отечественного металла жарили первоначальные варианты песен Кипелова, Арии и прочих групп, для которых писательствовала Маргарита Анатольевна. В том числе и «Чёрное солнце». И текст мне так понравился, такие образы там были, что я взял, да и сделал свой вариант с заимствованием образов. Ну уж извиняйте 

.Песня о голодных журналистах. Когда 16 треков было записано, я понял, что:

а) Мало

б) Нет рофельных а-ля «Уходи и не возвращайся» той же самой Арии. Поэтому Алисе Шпаковой, которая для альбома и так написала уже девять текстов, поступил заказ на смешное несколько строфное стихотворение. Результат не заставил себя долго ждать. Теперь есть чем поспамить в чате редколлегии, если кто-то не занёс еду.

Предел. Инструментал, ставший началом «БНП» и, как следствие, первой песни с Соколовым, и, как следствие, альбома. Не могли не вставить. Хотел назвать «Предел конечности», но никто почему-то не поддержал. Странно…

Вот такой вышел альбом… ждите второй, что уж, там уже 100% 25 песен будет.

 
 
 
 
Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях