Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Под стук колёс навстречу счастью

На первой встрече с героем интервью он спросил меня: «Ты так давно занимаешься журналистикой, не понимаю, чем тебя мог заинтересовать водитель трамвая?» Но ведь заинтересовались им 9,19 тысяч человек в Интернете!

Артура Беляева можно найти не только случайно, увидев фотографию котёнка Матвея на панели управления. (Но об этом позднее). YouTube может порекомендовать вам видеозапись маршрута челябинского трамвая №2 или авторскую рубрику «Волны». Люди из разных городов России (и не только) в комментариях под видео на канале «Под стук колёс» задают вопросы о городе, о развитии общественного транспорта и о личной жизни… А почему бы видеоблогеру и водителю трамвая не рассказать о себе подробнее, будучи на этот раз простым пассажиром?

Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка – Театр оперы и балета им. Глинки, и люди в нём…

— Я был таким романтиком (сейчас про меня так, наверное, не скажешь) и хотел работать в полиции. Пошёл учиться на юриста. На третьем курсе я понял, что это абсолютно не моя профессия, но диплом получил. Как бы ни хотелось, но жизнь – это не кино. Потом, году в 2020, мы с двоюродным братом пытались построить бизнес, но экономическая ситуация не позволила. В 2021 я устроился работать в автошколу. Осенью 2022 года я пошёл учиться в Первое депо на водителя трамвая, и с января здесь работаю.

У меня есть хобби — фотографирование. На беззеркальный фотоаппарат, с одним универсальным объективом. Я люблю стрит-фотографию - просто взять фотоаппарат и идти, снимать людей, вывески, (вот сейчас красиво) огни. Но это, конечно, не всегда — не хватает времени. Сейчас работа занимает большую часть моей жизни.

А когда-то я в студенческие годы, в середине прошлого десятилетия, начинал заниматься музыкой. У меня, правда, нет музыкального образования. Потом на какое-то время забросил из-за экзаменов и работы. Сейчас хочу возобновить. Музыка эта самая простая, электронная, которая у всех на слуху. Не знаю, можно ли это под определение хобби вписать, но у меня есть котёнок Матвей, я его очень сильно люблю. Как только минутка лишняя выдаётся, я время с ним провожу.

Матвей у меня появился очень просто. Я нашёл кота в Ленинском районе, возле дома, где живет моя бабушка. Это было начало октября. До этого у меня уже были три кота и одна кошка, я очень люблю этих животных. Мне очень стало его жалко, и тут же по пути домой я купил лоток, корм… Заехал в ветеринарку. Оказалось и на его, и на моё счастье, что он здоров. С тех пор мы живём вместе. Первый раз, когда мы ехали домой, он сидел у меня на плече, потому что боялся на сиденье. Я это сфоткал, и хочу этот кадр повторять каждый год. Хотя это немного тупо каждый раз его таскать в машину, чтобы сделать фотку, тем более, что он уже не поместится, в потолок будет упираться…

Он меня спас от одиночества. Он очень хороший, правда любит кусаться, и у него есть собачья повадка – ему что-то кинешь, а он принесёт это обратно.

«И живу я на данный момент только с котом. Семьи у меня нет. Нет, есть семья, из которой я вырос, но нет той, которую я создал. Я к этому строго отношусь. Мне не хочется, чтобы была «вот первая семья, вот вторая»... Хочется раз — и навсегда».

Раньше я любил путешествовать на автомобиле. Пробовал с друзьями съездить в путешествие по югу: Сочи, Абхазия... Вроде сложно постоянно быть много дней в дороге, ехать тысячи километров. И когда возвращаешься домой, думаешь: «Никогда больше не поеду». А потом снова туда тянет.

То же самое и про работу водителем трамвая. В день я накатываю порядка 100-120 километров, и в конце смены — чувство полной усталости. Но пока иду домой, понимаю, что хочется снова... Это как наркотик. Почему это затягивает, я не знаю. И многие мои коллеги придерживаются того же видения. Есть те, кто уходят с этой работы, но потом возвращаются.

«Водитель трамвая – это не только «взаимодействие» с вагоном. Ты... один из героев в этом городе. Город живёт своей жизнью, все куда-то едут. Кто-то на работу, кто-то – в школу, ещё куда-то. И ты несёшь ответственность за то, доедут они или нет. Наблюдаешь сам город: что-то меняется, что-то строится. Я внезапно решил стать главным героем, когда начал снимать видео. Это приятно — быть участником того, что вокруг тебя происходит. Я живу городом, живу в городе. Я один из».

Следующая остановка – Автовокзал, где сменяются «огурцы» с «кабачками»…

— Каждый сам находит минусы и плюсы своей работы. Для кого-то это заработок, для кого-то просто желание покататься. Но плюсы всегда можно найти, во всём. А минусы... Непредсказуемость не всегда хороша. Я люблю, когда всё прямолинейно, когда всё заранее известно. Сможешь ли ты выйти сегодня на линию? Вот однажды я пришёл в депо, и там вагон сошёл с рельс, не успев выехать из самого депо. А я был в предвкушении, мол, скорее бы на работу, возить людей. Но пришлось стоять и ждать.

Ещё один минус для меня – смена заканчивается. И тогда я просто еду домой в ожидании следующего дня.

Я даже на такую работу хочу одеваться презентабельно. Как джентльмен! Не могу себе позволить в какой-нибудь старой майке прийти. Либо рубашка, либо, если холодно, жакет какой-нибудь.

— В видео ты называешь новый, но старомодный на вид вагон «модерном». А какие ещё есть похожие сленговые названия?

— Мы едем на «огурце». Но мне не очень нравится вагоны так называть, не знаю, кто это придумал. Я предпочитаю заводские обозначения вместо просторечий. Это, например, вагон 71-628. Может, его так назвали из-за того, что он зелёный и продолговатый... Есть «кабачки» - вагоны модели 71-623. Они такие бежевые с двумя зелёными полосками. «Кабачки» мне больше нравятся. У них плавность хода, разгон хороший. «Огурцы» гремучие, часто ломаются. На старых вагонах я работаю редко, мне их почему-то не выдают.

— Обычно я пьяных не сажаю. Если никто не выходит из вагона, и я вижу, что на остановке пьяный стоит, я ему дверь даже не открою, потому что это обычно плохо заканчивается. Может дойти до конфликта, но чаще всего они просто всё пачкают. Я не обязан убирать в салоне, у нас есть уборщики в депо. Но я до конечной своё время трачу на уборку, потому что неприятно людей пускать в дискомфортное пространство.

Была ещё одна ситуация в сентябре этого года. Женщина подошла во время движения и говорит: «Остановите трамвай, пожалуйста, мне плохо». Я думаю, может, у меня печки сильно жарят, или я еду слишком быстро... В общем, она была на восьмом месяце беременности. И я остановил трамвай, вызвал скорую через диспетчера, чтобы было быстрее. Мы стояли, ждали где-то 20 минут, хотя она говорила, мол, давайте я выйду. А я сижу в кабине и мне прям стыдно, что я задержал движение, надеюсь, что меня никто не видит. Но что если бы она умирала? Нас, конечно, учат оказывать первую помощь, но она самая базовая, и в сложных ситуациях...

Когда приехала скорая, я помогал женщине выйти на улицу. Смотрю – а там со следующего перекрёстка, с Каслинской, стоит целая очередь других трамваев.

«Мне очень важно, чтобы людям было комфортно. Хотя я и шучу, что порядочный водитель летом включает печки, а зимой кондиционеры».

Это всё можно обобщить в один минус: расход нервной энергии. Нужна уравновешенность, чтобы держать себя в руках. Со временем я стал ко всему относиться по-философски. Если бы я по поводу всего парился, я бы уже ушёл давно.

Уважаемые пассажиры, кем вы мечтали стать в детстве?

— Я на память, конечно, не жалуюсь, но такой вопрос… Наверное, как и все. Кем мальчишки сейчас мечтают стать? Космонавтами? Теми же полицейскими? Я могу точно сказать, кем я не хотел стать. Водителем трамвая. А почему я им стал? Это уже, наверное, личный, серьёзный разговор. Перемены жизни. Когда я пошёл учиться в депо, мне было всё равно, где я окажусь и что со мной будет. Но мне повезло – мне здесь нравится, и я здесь успешен. Не люблю про себя что-то хорошее говорить. Но мне наставники мои и коллеги говорили, что я втянулся в это, и меньше чем за год познал то, на что уходит 3-4 года. Как бы это банально не звучало, но я будто был для этого создан. Но это, конечно, не то, чем я хотел бы всю жизнь заниматься. Буду разное пробовать и двигаться. В том же ЧелябГЭТе есть и пресс-служба, и эксперты по дорожному движению… О, коллега!

Подъезжает «модерн», открывается дверь. Коллеги обсуждают, что случилось с каким-то пешеходом, куда кого закрепили. Дверь закрывается.

— По-настоящему близких коллег у меня двое: это мой наставник и мой постоянный зритель, с которым мы даже ездили в Златоуст, он рассказывал мне о златоустовских трамваях.

Из ближайших планов – хотел бы стать водителем-наставником, тоже учить других. Пока я считаюсь малоопытным, потом ещё нужно будет экзамен сдать. Не люблю загадывать на будущее. Не знаю, как выйдет, но буду стараться!

Но вот трамвай на конечной разворачивается, и мы едем обратно. И говорим немного о другом.

Следующая остановка – Площадь искусств…

«Не замёрзла здесь? Это всё-таки не самое тёплое место. Я пошутил, что оно королевское. Оно королевское для интровертов – ты на всех смотришь, а тебя никто не видит».

— Я не знаю, почему я стал заниматься съёмкой видео. Наверное, просто хотелось показать другую сторону этой профессии, которая в тени остаётся. То, что не видят пассажиры. Даже у людей к трамвайщикам возникают вопросы. Почему переводим стрелки вручную, почему мы не ждём пассажиров... Хотя я стараюсь это делать, особенно в холод.

А потом это дело раскрутилось. Я не знаю, откуда эта популярность у канала появилась. Там сейчас около 10.000 подписчиков (сколько из них ботов, я не знаю, статистику не веду). Но комментарии оставляют стабильно. И человек 20, наверное, самые лояльные, открытые, постоянно что-то пишут и остались со мной даже после заморозки канала.

Я начинал просто с маршрутов. Просто ставил камеру на панель и снимал то, что видно из вагона. А потом думаю: «А поснимаю от первого лица!» За пределы привычного формата сложно было выбираться. Вроде я все рассказал, о чем хотел, но хронометраж хочется побольше. Поэтому я другой формат создал - «Волны» называется. Там я вообще себя не ограничиваю, и в любой момент, если у меня камера с собой, я её включаю и говорю о любой теме, любую историю.

Но с форматом такого «сериала» я хочу завязывать. Мало ли, какие перемены нас ждут в городе. Может быть, метротрам случится, про него рассказать, может новая модель трамвая появится, потому что новых сейчас только две, одна - на которой мы сейчас едем.

Почему я канал замораживал? Немного выгорел. От работы от своей, от съёмок. Вредно много работать. Мне об этом всегда говорили и наставники мои, и коллеги. А работал я очень много, мне это нравилось, но в один момент произошло такое, что «все бесит, не хочу, надоело». Но удалять видео не стал. Предусмотрел, что мне захочется вернуться, и вернулся. Постараюсь теперь больше не пропадать.

***

— Однажды подходит парень. Говорит, я вас по котику узнал. Я фотографию тогда стал с другой стороны панели ставить, чтобы не подходили и не отвлекали. Люблю зрителей, но навязчивость не равна настойчивости. Я когда канал заморозил, столько на почту писем посыпалось, сообщений вроде «Где канал?», «Почему видео нету?», «Снимай снова, одумайся!». Я, конечно, утрирую. Но писали и «Не случилось ли чего? Мы вас очень ждём!» А когда надоедают, переписка превращается в допрос.

Я никогда не просил подписываться, не просил донатов никаких. У меня в видео никогда не будет рекламы, особенно всяких букмекеров. Хотя мне даже зрители писали, мол, оставьте свой номер карты, чтобы мы могли вам помогать. Но я всегда отвечал, что мне всего хватает. И так как я много работаю, у меня зарплата президентская практически. Ну ладно, похвастался…

«Не знаю, почему меня за это инфантильным считают, что я фотографию кота с собой таскаю. А чью ещё? Родственников, родителей, брата я не хочу светить на Интернет. Мне кажется, меня не совсем правильно называть инфантильным. Я, наверное, человек, который выехал из детства, но совсем-совсем до взрослой жизни ещё не добрался. Так и еду на этом автобусе из детства во взрослую жизнь. Я люблю подурачиться, но не скажу, что это совсем уж плохо».

— Все проблемы личной жизни я оставляю за воротами депо. А на территории есть только то, что на работе. А как только выехал – здравствуйте, мои любимые проблемы и переживания, теперь мы снова вместе. Вот в марте было у меня одно ДТП, когда водитель не успел развернуться. Если бы я не думал ни о чем плохом, мы бы нормально с ним разъехались.

Падение пассажира в салоне – это тоже считается за ДТП. И это будет моя вина, если я применил, допустим, экстренное торможение. Конечно, говорят, держитесь за поручни, но водитель должен ехать так, чтобы лишний раз и не звенеть, и не злоупотреблять тормозами.

Напоследок хотелось спросить то, что спрашивают обычно первое и очевидное… «А расскажи о своих татуировках!»

— Сначала были надписи, они мою философию жизненную отражают на латинском. «Сомнение – половина мудрости». Потому что я не люблю всё за чистую монету принимать. А вторая: «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними». Хотя она двоякая для меня, потому что своим принципам изменять нельзя. Лев – мой знак зодиака. Но не просто лев, а с какой-то особенностью - с повязкой индейца. Индейцы они же… бунтари были, а я тоже такой. Я не такой правильный на самом деле, каким я в роликах могу казаться. Меня некоторые даже душнилой называют, но у нас просто работа ответственная. Татуировка из аниме – просто захотелось. Кошки – потому что я очень люблю кошек. Тут одна на другой спит, мне это очень милым показалось. Девушка в лилиях – та, которая ждёт любви своей. Собственно, как и я сам. Ну парня же я не буду накалывать себе, правильно? А чумной доктор… Мне просто ту сторону надо было чем-то забить. Эта отлично подошла и по наполненности, и по… по месту, которую она заполняет на руке.

Если что, ни одна из них не носит уголовный характер! Я вырос в интеллигентной семье; папа инженер, мама врач. Я никогда не мечтал о татуировках. Это тоже порыв такой минутный. Как оно будет выглядеть в старости? Если честно, плевать. До старости ещё дожить надо, а сегодня у меня всё хорошо. А завтра поеду на своей двоечке любимой, и будет ещё лучше. Я стал жить сегодняшним моментом. То, что есть сегодня у меня, я это стараюсь сберечь.

У водителей трамвая отпуск больше, чем у других. Сейчас он с 6 декабря по 10 января. Эта работа нервная из-за изменяющейся ситуации на дороге, а водитель находится «в микроволновке» - в электромагнитном поле. И пускай Артур Беляев работает и в отпуска, будьте готовы встретить его на своём маршруте! Просто помашите рукой - обычно при движении водители так и здороваются.

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях