Однажды Аркадий Гайдар написал повесть «Тимур и его команда», однажды школьники из Пласта совершили трудовой подвиг, а однажды ученики школы №15 этому не поверили. Так и появился «тимуровский маршрут» от исторического музея Пласта.
Советский писатель никогда не загадывал, как движение тимуровцев распространилось бы по всему Советскому Союзу. В произведении пионеры незаметно помогали семьям красноармейцев: носили воду, кололи дрова, чтобы хозяйки неожиданно обнаруживали работу по дому совершённой тайными помощниками. Аркадий Гайдар умрёт в самом начале войны, но успеет увидеть, как писательская фантазия становится реальностью в такое тяжёлое время…
Но вряд ли он слышал о городе Пласт. А ведь там, под руководством Александры Петровны Рычковой (или просто бабы Шуры) будет почти с начала войны работать Тимуровская команда №1, которую выделит даже Иосиф Виссарионович… Но до этого надо было работать, работать, и ещё раз работать. А ещё…
УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ, И ЕЩЁ РАЗ УЧИТЬСЯ
Бывшая школа №10, сейчас – центр развития творчества детей и юношества. Большинство тимуровцев из команды №1 были из этой школы, в том числе три сестры с «заморскими» именами: Клеопатра, Беата и Шарлотта – внучки той самой бабы Шуры. По воспоминаниям, однажды она услышала радиопередачу из встававшего на военные рельсы Челябинска. Там говорят: «Нужен металл, чтобы отливать военную технику». Баба Шура предложила внучкам собирать металлолом.
Со слов тимуровки Клары Коптягиной рассказывает экскурсовод Евгения Николаевна Валиахметова: «Однажды девочки несут металлолом во двор, и у них спрашивают встречные мальчишки: «Чем вы занимаетесь?» Детям лет девять-одиннадцать. Они гордо: «Мы металлолом для фронта собираем!» Мальчишки их поднимают на смех, и тут начинается драка! Баба Шура бежит на помощь своим детям, разнимает их… И вскоре те, кто смеялись над этим «странным» занятием, приходят в команду».
О желании помогать фронту от девочек узнают их подружки и одноклассницы, команда постепенно растёт. И величиной, и организацией труда. Чтобы стать тимуровцем первой команды, нужно было а) написать заявление, почему тебя стоит принять в команду, б) хорошо учиться в школе. Баба Шура была неграмотной, но успеваемость и ответственность для неё были важны. Если ребёнок успевает отучиться в школе и сделать уроки, то сможет выдержать и усиленную работу: летом и осенью – в лесу и на полях, зимой – за колкой дров и помощью по хозяйству, круглогодично – с культурной программой, с которой дети ходили по трём ближайшим госпиталям в Троицке и Увелке.
В Пласт эвакуировали семьи с прифронтовой полосы и обитателей детских домов. Тимуровцы ходили по домам и записывали, какая нужна помощь. После чего распределяли работу в своём штабе по пятёркам – группам по пять человек, на которые делили команду для удобства.
БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ ДЕЛА (ДАЖЕ НА СТАРОСТИ ЛЕТ)
Улица Школьная, 5 – одноэтажный белый дом с деревянным забором и голубыми ставнями, в котором жила вышеупомянутая Клара Николаевна Коптягина (девичья – Лукиных). Она была в команде с самого начала. А после той драки с мальчишками у неё даже на всю жизнь остался шрам на ноге. Во многом по её воспоминаниям были восстановлены события, связанные с первой командой.
Е. Н. В.: «Когда она не могла прийти в музей, мы сами к ней приходили. И она выходила из этих ворот и говорила точные слова бабы Шуры: «Дети, Отечество в опасности. Ваш долг – помочь родине»
Клара Николаевна всю жизнь оставалась в Пласте и работала учителем. Когда вышла на пенсию, работала на почте и вела общественную деятельность, много лет встречалась с детьми и рассказывала о тимуровской команде. На предпоследней встрече в 2015 году в музей пришли те самые дети из челябинской школы №15. Да, после того, как она вспомнила события детства и прочла стихотворение, которое дети читали раненным солдатам в госпиталях, трудно было не поверить в пластовских тимуровцев.
Во время экскурсии в доме был сын тимуровки Александр Николаевич:
«Мама была учителем начальных классов. Я жил тут до совершеннолетия, а потом гонялся по северам, работал на комсомольских стройках. Детство у меня золотое было. Но мама лупила меня, если плохо учился. Сам я тимуровцем не был, только из её рассказов знаю, как они в поле работали и старикам помогали.
Сюда вернулся как в родительский дом. У меня квартира в Челябинске, но в принципе-то я в этом доме и живу. Супруга у меня только ещё работает. Сейчас фотографии отдаёт дореволюционные в музей…»
Подходим ближе и слышим ещё один факт из жизни тимуровки: «Клара Николаевна, оказывается, в 70 лет заняла первое место по лыжам в своей возрастной категории! То есть она жила до конца! По-настоящему. И другие медальки у неё были»
По данным музея, все тимуровцы прожили достойную жизнь, а кто-то даже получил важные должности. А на последней встрече в 2017 году, уже у её дома, Клара Николаевна снова передала фразу бабы Шуры: «Дети, отечество в опасности…»
СОХРАНЯТЬ И БЕРЕЧЬ
Бывшая школа №9, 1934 года постройки. До открытия №10 – полная школа с десятью классами образования, из которой тоже придут тимуровцы. Самой многочисленной команда была в 1943 году, и к тому времени уже появилась традиция капитанства. Постоянным командиром была Александра Петровна Рычкова, а вот капитаншами: Маргарита Луканина, Инна Филипп и Назифа Идельбаева.
Назифа Идельбаева была капитаном дольше всех. Она составит самые главные документы, касающиеся команды: первую справку в 1943 году, вторую по окончанию войны с полным отчётом сделанного командой (сколько посылок отправлено, сколько металла или урожая собрано) и список лучших тимуровцев этой команды с именем, фамилией и успеваемостью.
Только в городе действуют 23 команды, ещё больше во всём Кочкарском районе. Но именно эта команда удостоится телеграммы от Иосифа Сталина. «Товарищу Ивойловой Вале… высшая правительственная… Передайте тимуровцам первой тимуровской команды, собравшим 81 000 рублей в фонд красной армии, 55 000 рублей на создание уральского добровольческого танкового корпуса металлический лом для промышленности… мой горячий привет и благодарность».
Бывшие тимуровцы увидятся после войны четыре раза: в 1975, 1987, 1990 и 2015 годах.
ПОМНИТЬ И ПЕРЕДАВАТЬ
Магазин автозапчастей, бывший магазин №12. В годы войны это здание называлось «ЗолотоПродСнаб» – трест по снабжению рабочих-золотопромышленников продовольствием и промтоварами. На нём мемориальная доска: «Здесь работал штаб тимуровской команды» Нельзя сказать, где точно в этом здании находился штаб. На первых порах баба Шура принимала детей в окрестностях своего дома, но с расширением команды требовалось определённое место. Мемориальная доска появилась в 1975 году, когда впервые встретились повзрослевшие тимуровцы. В этом же году в Пласте появится улица Тимуровская.
Евгения Николаевна в конце экскурсии отмечает: «Я тоже была в тимуровских походах. Мы ходили к одной бабушке. Она нам работы не давала, мы с ней только разговаривали. Но тогда нас уже называли тимуровцами».
А чем мы хуже? Мы тоже придём в гости к одной интересной бабушке из Пласта. Поможем совсем немного, но сколько всего узнаем…