Знаете ли вы, кто такой Олег Митяев? Это известнейший представитель авторской песни, родившийся в Челябинске. Главный бард на Ильменском и Грушинском фестивале!
А ещё в Пласте есть гитарный кружок «Гитара и песня», являющийся отделением Челябинской Детской студии Олега Митяева. Давайте узнаем, как в нём проходят занятия. Команда корреспондентов входит в школу искусств. Юнкоров встречают звуки гитар, клавиш. В обитель бардовской музыки нас проводит руководитель кружка Валерий Сурган — главный бард этого города. Мужчина с бородой и небольшой сединой, глаза весёлые — прямо лицо уральской бардовской музыки. Проходим в просторный класс — за столом сидят пять-шесть школьников приблизительно шестого-седьмого класса с гитарами.
— Как вы создали этот клуб?
— Я ходил в челябинский клуб авторской песни «Макушка». «Макушка» — потому что находился на самом верхнем этаже восьмого общежития нынешнего ЮУрГУ, и всегда видно, если клуб работает — то свет горит. Мне нравилось заниматься музыкой, общаться с её авторами и исполнителями. По окончании института, по распределению попал в Новосибирск. По совместительству работая в детском клубе, решил организовать гитарный кружок. А потом, по семейным обстоятельствам, в 1991 я приехал Пласт. Работы не было, решил получить педагогическое образование и пойти по этому пути. Тогда же организовал клуб «Гитара и песня».
Занятия длятся два часа и проходят по особой системе: полчаса на «разогрев», а далее все играют «домашние задания». На столах лежат листы с текстами и аккордами исполняемых песен, — если юный гитарист забыл слова или последовательность звуков, он может выкрутиться из этой ситуации.
— Митяев является представителем бард-музыки. А какие направления и каких исполнителей вы играете?
— У нас большой репертуарный багаж. Тут и Окуджава, и Визбор, и Цой. Я не разделяю на жанровые принадлежности. Для меня главное в бардовской песне — её смысл, содержание, искренность. Авторская песня — это та, которая трогает дух, и она может быть подана и как шансон, и как эстрада, и как классическая бардовская песня. Поэтому у нас широкий спектр. Поём всё, что нравится.
— Есть ли в коллективе деление по ролям: соло-гитарист, басист и подобные?
— Нет. В основном мы аккомпанируем самим себе в классическом бардовском стиле. Иногда есть песни, где две гитары максимум — проигрыш сыграть или соло. Мне лично больше нравится фингерстайлом играть — когда в одной гитаре объединено две партии: и мелодия, и аккорды.
Руководитель берёт гитару и играет «Как здорово…» Митяева. В одном инструменте слышится и мелодия, и аккомпанемент. Ученики пока умеют лишь аккомпанировать вокалу. Поют тоже сами. Иногда Валерий Иванович не сдерживается и подыгрывает соло молодым музыкантам.
— Я не любитель ансамблей, тот же Олег Григорьевич как-то сказал: «Там, где начинается хор, заканчивается авторская песня». Потому что хор — это уже несколько человек, и им всем сложно донести авторскую позицию.
— Среди выпускников вашей студии есть известные гитаристы или исполнители? Где они себя проявили?
— Дмитрий Хмелёв. Он обучался мастерству жанра авторской песни в творческой мастерской Александра Розенбаума и некоторое время гастролировал вместе с ним, выступал на концертах. Сейчас Дмитрий живёт в Москве и профессионально пишет песни, ездит по фестивалям в качестве почётного гостя. Был лауреатом премии «Шансон года» в 2013 году.
— Должен ли поступающий к вам гитарист хотя бы как-то уметь играть на гитаре, или вы можете обучить человека с нуля?
— С нуля. Ничего сложного нет, здесь сидит впервые пришедший человек — показывает на девочку, притаившуюся в углу. Всем новеньким я даю «трамплинчик» для прыжка в мир музыки — песни, играющиеся на двух аккордах. Одну из них написал Сергей Матвеенко — она называется «Эту песенку, друзья, разучить несложно». Вторая песня тоже на двух аккордах. Окуджава — «Бумажный солдат». Для начала можно играть простейшим боем, потом усложнять, затем перебором, а потом и фингерстайлом. И дальше всё зависит от самого гитариста. Захочет двигаться дальше — он продвинется. Не захочет — останется на любительском уровне.
Начинается практическая часть урока. Каждый ученик показывает, что должен был выучить к занятию. Один мальчик-гитарист лет двенадцати начинает играть песню Юрия Аленикова «Дожди стекают по стеклу». Видя небольшие заминки, Валерий Иванович подхватывает соло-партию, не забывая петь. Остальные присутствующие берут тексты и присоединяются к исполнению вокально. Встреча кончается под грустный ре минор аккорд. Оценок ни за гитарное, ни за голосовое исполнение никто не ставит, «Ведь если кто-то на Земле поет с чужого голоса,
Совсем не обязательно, что он умеет петь».
P.S.
— А в чём или где находится золото Пласта?
На главный вопрос этого Погружения Валерий Иванович отвечает цитатой Олега Митяева:
— Главное золото — люди, те, кто его добывал!