Дмитрий Зигфридович Вибе в актовом зале читает лекцию «Поиск жизни во Вселенной».
Люди всегда относились к теме внеземной жизни очень оптимистично. Первым сторонником теории стал Тит Лукреций Кар: «Мы ничего не видим в единственно м экземпляре – деревья, камни. Поэтому Земля тоже должна быть не одна».
В 1730 году выходит «Размышление о множественности миров» Фонтенеля, которое было очень популярно в России. Его даже читал Онегин.
Люди думали, что жизнь есть даже на Солнце. Считалось, что темные пятна на звезде – разрыв теплой материи, за которой более холодная поверхность, на которой могут жить существа.
Лукреций в «О природе веществ» размышлял о мельчайших неделимых частях – атомах, из которых можно составлять молекулы. А жизнь – процесс с участием молекул углерода. Это органическая химия. Но в 20-х годах 19 века этот миф был разменчан. Химия живого может начинаться с химии неживого.
Нужно понять где мы можем искать жизнь, чтобы на ней могла существовать вода в жидком агрегатном состоянии – обязательный пункт наличия живого. То есть планета должна находиться на таком расстоянии от солнца, чтобы вода не испарялась, и чтобы не замерзала. Солнце и Меркурий в этот промежуток не подходят. На Юпитере нет твердой поверхности, так что пока обойдем его стороной. А начиная с Сатурна вода замерзает. Получается, жизнь может быть на Марсе и Венере.
На Марсе есть атмосфера, смена времен года, суточный день почти такой же, как у Земли, следовательно на нем могут быть наш братья по разуму.
На Венере тоже есть атмосфера (очень плотная) – сплошные облака, следовательно там могли идти дожди. По расчетам учёным там мог быть жаркий влажный климат. В середине XX века тема жизни на Венере плотно проникла в поп-культуру. У Брэдбери был рассказ «Всё лето в один день» про жизнь на этой планете.
Во время поисков разумной и не только жизни был выявлен парадокс Ферми. Сейчас люди эволюционируют с огромной скоростью. Три из четырёх миллиардов лет на Земле ничего не приходило в плане разумной жизни. Если мы оглянется даже на пару сотен лет назад, то увидим совершенно другой мир. В будущем будем развиваться ещё сильнее. И по этой логике если внеземная цивилизация развивается так же, как мы, но начала это делать на 1000 лет раньше, то она должна бороздить вселенную и заявлять о себе. Но никого нет, и никаких сигналов из космоса нет.
Венера не всегда была таким мрачным местом. Ранее она была похожа на Землю, но особенности коры она стала такой, какая она сейчас. Земля от других планет отличается тиктоникой плит – способностью их перемещения. Из-за них извергаются вулканы и происходят землетрясения. Так накопившаяся в недрах планеты энергия выходит наружу. На Венере такого нет, и все силы со временем копились внутри планеты, и в один момент Венера начала взрываться и раскалываться повсюду.
В перспективе запуск аппарата Искателя жизни на Венере. Он будет работать в атмосфере всего пять минут – анализировать состав атмосферы, искать органику.
Марс не всегда был сухим. Есть структуры, похожие на высохшие ручьи и реки, следы озёр и океанов – стоячей воды. На красной планете был другой климат около 3.5 миллиарда лет назад. Это показал прелетевший в 1996 году метеорит Alpha84001. Возраст кристаллизации – 4.5 миллиарда лет, это значит, что он стал камнем, когда Марс цвел. Учёные сказали, что на нем найдены признаки жизни. Но все интересные детали объяснялись небиологически.