В лицее проходит выставка реликвий семей учеников. Среди её экспонатов можно найти ничем, казалось бы, не примечательный фотоаппарат, но он является свидетелем смены эпох, поколений, уклада жизни и множества событий. О нём подробнее расскажет Гузель Насибулловна Загороднова, мама учениц нашего лицея.
Этот фотоаппарат «Зенит-Б», купленный в 1972 году, принадлежал моему тестю — отцу моего мужа, Василию Александровичу Загороднову. Ему сейчас 77 лет, а фотоаппарату — 52.
Увлечение фотографией началось с того, что в детстве кто-то из хороших соседей подарил Василию Александровичу его первый фотоаппарат. И так как у него, конечно, тогда ничего для проявления фотографий не было, он всему учился у соседей. Потом тестю родители купили «Смену», далее качество техники росло. Позже он уже сам купил этот «Зенит-Б»
Фотоаппарат доставался непросто: по блату. Изначально расчёт был на «Зенит-М» из-за фотоэкспонометра (устройство для инструментального измерения яркости или освещённости снимаемых объектов — Прим. автора), но когда в доме появилась эта модель, то о былой мечте забыли сразу же.
Гузель Насибулловна рассказывает: «Я один раз снимала на этот аппарат, но плёночная романтика не захватила надолго, поэтому фотоаппарат сейчас стоит на полке как память.
На эту технику были запечатлены многие семейные торжества, разные события: походы, поездки. Получается, что вся жизнь родственников мужа запечатлена этим устройством.
Дети неожиданно увлеклись этой темой — мы вместе рассматриваем фотографии, и постоянно спрашивают, кто есть кто. Мы, конечно, половину запечатлённых людей уже не знаем, но, тем не менее, есть там и свадьбы, и танцы с гармошками, и другие торжества семьи. К тому же на плёнку запечатлено много праздничных демонстраций, партийных мероприятий — а там фигурируют многие атрибуты советской эпохи: разные транспаранты с лозунгами, флаги, значки и вымпелы, и так далее, так что техника имеет и историческую, и семейную ценности.
У тестя были разные приспособления для фотоаппарата — вспышки, различные объективы, — но со временем необходимость в них отпадала, техника использовалась всё реже; в итоге всё кроме «Зенита» было продано.
Тесть, Василий Александрович, очень разносторонний человек. Снимал он на любительском уровне, ведь главным увлечением его жизни всегда была музыка. Он без всякого профессионального музыкального образования играл на саксофоне, флейте, баяне, аккордеоне; до сих пор играет на гармошке и гитаре. По слуху мог без нот мог сыграть мелодию, песню. Он играл в разных ВИА на концертах.
Я считаю, что цифровая техника не может до конца заменить физические носители, и сейчас даже идёт тренд на старинную аппаратуру. Она воспринимается как дух того времени, о котором мы можем сейчас судить с позиции людей, шагнувших в будущее. Сейчас уже можно посмотреть как на некую историю и проанализировать свершившиеся события.
Имея в доме такое связующее звено с прошлым, как старые фотографии, дети интересуются жизнью своих старших родственников. Они спрашивают, что да как было, и узнают много нового. Сохранилось очень много фотографий, которые наши дети теперь рассматривают с большим интересом».