Понедельник, мы у кондитерской фабрики «МС-Конди», спустя пару минут приходит ее директор Сайфилло Тошкентович Маткулов, аккуратно одетый, общительный человек. Начинается разговор.
– Мы хотели бы купить и принести ребятам ваши знаменитые конфеты, и попасть на производство.
– Конечно, мы вам подарим конфеты. На фабрику сегодня не сможем пустить – санитарный день. Я вам расскажу о производстве.
История бизнеса
– На данный момент на фабрике работает 35 человек. А началось все в 2004 году с конфет «Арахис в пар-варде». Я случайно их на рынке увидел
и попросил продавца: «Научите меня». Сделать так же получилось только через три месяца. А через два года мне пригодилась эта рецептура.
Бизнес этот мой первый. Когда денег не хватало семье, я решил работать на себя. Вместе с женой начинали. Помню, она арахис по два килограмма в казане на электрической плите жарила, когда я только рецептуру разрабатывал.
Приготовление сладостей – это чисто мужская работа. Конфеты делать очень тяжело. Карамель варишь, если на градус больше или меньше, брак пойдет. И берешь маленькую чашечку и тоненькой струей половником в нее наливаешь. 15 литров сиропа льешь где-то час, сначала рука болела, а потом привыкла.
Сладкий бизнес очень конкурентный. Дело еще в том, что в России нет прироста населения. Представьте:был мужчина, вы делали ему одну коробочку конфет, у него родился сын, вы стали делать ему две коробочки. А когда нет прироста населения, значит, вы одни конфеты делаете, а я другие, на тех же двух человек. Чтобы они оба стали мои коробки конфет кушать, как я должен работать, чтоб не захотели есть ваши конфеты?! Только так я могу увеличить свой объем, по-другому не могу. Мои самые прибыльные годы – с 2006 по 2008, а потом кризис потихонечку, потихонечку.
Проблемы малого бизнеса
– Взять кредит – это очень рискованно. Всю жизнь для банка потом надо работать. Наши конфеты пользуются хорошим спросом, многие сети хотят видеть их на своих полках. Но есть проблема: например, «Пятерочка» хочет взять на продажу мои конфеты, а я не могу им дать. Потому что производственная мощность не позволяет, ведь я не могу дешевые кредиты или субсидии брать у государства.
Стать крупным производителем сложно. Начинается какая-то сеялка, мы выпадаем в сеялку, а если укрупнился, остался, потом следующий этап, следующая сеялка, если до следующего этапа ты укрупнился, останешься на следующей сеялке, а если нет, то тоже выпадаешь.
Еще не хватает кадров. С одной стороны, хорошо, что в Пласте, а, с другой, плохо, выбирать не из кого.
Я и сейчас работаю на производстве, рецептуру сам разрабатываю, сам смотрю, сам ремонтирую, сам вожу продавать, ищу клиентов.
Роль фабрики для города
– Фабрика для Пласта была и осталась брендом. Все гости города обязательно через «МС-Конди» едут, людям нравятся наши конфеты. Вся продукция на натуральной основе, нет искусственных начинок, только орех или фрукт, чтобы было полезно. Даже наши фрукты в шоколаде цельные, а не как на других фабриках – «фарш» (перемолотые фрукты).
Производство для меня – это...
– Фабрика – мой кормилец, я с ней с 2004 года. Если я сердце, то это – тело. Мы друг без друга жить не можем. Теперь сердце немножко барахлит, и тело тоже барахлит. Сердце можно вылечить, но дело в возрасте. Если бы я лет на десять помоложе был…
Производство – это такая тяжелая командная работа, это люди живые, это оборудование, все это знать надо, понять, чувствовать, команда должна
быть хорошая.
Разговор наш подходит к концу и завершается фразой: «Хорошо сделанная работа всегда окупится, всегда на нее найдутся покупатели». Честно, мы даже не пожалели о том, что не посмотрели производство, мы впечатлились откровенным разговором с мудрым и трудолюбивым собеседником. И повезли домой знаменитые пластовские, очень вкусные гостинцы: щербет, «МС-ки», конфеты «Пластовский сувенир», «Арахис в парварде».