Потерянные среди труб ЧТЗ, корреспонденты нашей редакции доходят до музея мотоциклов «Мотоэпоха», снимают верхнюю одежду в гардеробе под статуей мчащегося на мопеде Электроника и внимают эксперту коней двуногих.
Алексей Бачуркин – экскурсовод, мастер-рестоврататор, заместитель директора сего места, – рассказывает о выставке, которая собиралась почти 10 лет. История музея проста: директор был из деревни, его мечтой был мотоцикл. И вот он их покупал-покупал... да появилась у него коллекция, которая сейчас переросла в нечто большее. Здесь представлены 114 экспонатов, причем это всего треть от всей коллекции. Также здесь почти вся коллекция моделей немецкого мирового производителя Simson.
«Из 26 советских предприятий, выпускающих мотоциклы, остался один – Ирбитский, выпускающий легендарный Урал» – сокрушается Алексей.
Двухколёсные транспортные средства зародились давно. Прародителем был примитивный беговел, схожий с двухколёсным велосипедом, – прототип всех двухколёсных. Далее многие инженеры стали повторять, догадались приделать педали (так появился первый велосипед). Позже присоединили паровой мотор.
12.08.1885 – официальный день рождения мотоцикла. Но это из-за патента, а так двуногие кони старше на четверть века.
После первой мировой войны была одна попытка создать свой мотоцикл «Союз» по образцу трофейных европейских, но до производства на дошли из-за технической неидеальности.
Толчок развития мотостроения дала Великая отечественная Война. Во-первых, у врага были целые мотоциклетные разведческие дивизионы, которым нужно было что-то противопоставлять, по-вторых, по окончании боевых действий, из Германии были вывезены многие экземпляры, на основе которых советские конструкторы создавали свой двухколёсный транспорт.
Здесь стоит поистине исторический экспонат – Австрийский «Puch» – мотоцикл, ездивший во времена Великой Отечественной в Сталинград. Нашли его закованным в песке. Сейчас, кстати, является единственным байком не на ходу из представленных.
Музей «Мотоэпоха» участвует в выставках, конкурсах. Самые частые номинации: лучшая сохранность, лучшая реставрация, редкий экземпляр, проезд под планкой. Единственный конкурс, в котором проигрывают здешние мотоциклы – на быстрый запуск.
В начале 1946 года советские учёные начинают выпуск дешёвых легкособираемых мотоциклов. Первые – копии немецких из-за нехватки времени и финансовой возможности.
Интересный экспонат: Константин Иванович Шарабин – ветеран войны, имеющий множество патентов на свои «самоделки» – из запчастей коляски собирает вездеход «Малютка». В 1961 году он попадает на выставку в ВДНХ, где получает позитивные отклики и у журналистов, и у любителей Харлеев. По легендам, на нем сидел и позитивно отзывался сам Хрущёв.
Здесь стоит известная советским детям игрушка – конь педальный – беговел с пластиковой фигурой коня на раме. Выпускался с 1971 до девяностых.
Позже юнкоров пускают в мастерскую, где под потолком висит часть транспортного средства 1935 года. Как сюда попало девяностолетнее железо – непонятно.






