Как «видят» музыку художники и дизайнеры, что такое современное искусство и какое влияние оказывает искусственный интеллект на творчество рассказал мне Павел Викторович Писклаков – профессиональный дизайнер, доцент кафедры технологии и дизайна ЮУрГУ, вице-президент Союза дизайнеров России, председатель правления Челябинского регионального отделения Союза дизайнеров России и главный художник Управления по архитектурно-градостроительному проектированию города Челябинска.
Мне довелось побывать на выставке плакатов «Музыка будущего», которая представлена в ИЦАЭ (Информационный центр по атомной энергии) города Челябинска. Посвящена она экспериментальной музыке абсолютно всех жанров! Здесь представлены работы дизайнеров-графиков в сфере печатного плаката в рамках Глобальной биеннале графического дизайна «Золотая пчела-16», участие в которой приняли авторы из Белоруссии, Великобритании, Дании, Индонезии, Италии, Китая, Мексики, Нидерландов, Польши, России, Словении, Тайваня, Швейцарии, Эквадора. Всего номинаций 16, но есть одна, которую мне удалось увидеть, что называется, воочию. «Музыка будущего»! Экспонаты этой номинации обращаются к темам авангардной музыки и звука, выраженным языком плаката. Картины, что интересно, достаточного большого размера, сразу ощущаешь свою причастность к этому месту. И, несмотря на то, что мы стоим посреди пестрых экспозиций, вокруг шум и гам, туда-сюда то и дело бегают детишки, где-то моргает свет, а за стеной продолжают идти мероприятия, мой взор сосредоточен на ярком образе Павла Викторовича: бордовый джемпер, синий шарф, такие же синие джинсы, очки, несколько браслетов и часы. Но из толпы он выделяется не только внешними признаками!
- Павел Викторович, как вы относитесь к современному искусству? Что вы думаете, например, об инсталляции «Комедиант», где на скотч приклеили банан и продали за 6,2 миллионов долларов? Имеют ли такие арт-объекты что-то общее с искусством?
- Современное искусство сейчас – это скорее вопрос интерпретации, самоощущения и самопознания. Здесь намного важнее концепция. Важнее, скажем, того, что и как было сделано. Ведь и ежу понятно, что за тем же самым бананом, приклеенным на скотче, стоит какая-то идея автора, его собственная концепция, которую он целенаправленно заложил. Кажется, мол, «я ведь тоже так могу», но понимаете, это ведь не только про умение красиво приклеить фрукт на полотно, надо уметь это самое полотно продать! История про бренд, в общем. К тому же, очень важно быть первым, ведь теперь никого не удивят помидор или огурец на скотче, а вот тот самый банан вызвал такой резонанс, потому что он был первым!
- А что вы думаете про достаточно радикальные инсталляции на фестивале Burning Man? (Burning Man или Горящий человек — ежегодное мероприятие, проходящее в пустыне Блэк-Рок в штате Невада на западе США. Цель фестиваля — эксперимент по созданию сообщества радикального самовыражения. Участники самостоятельно строят Блэк-Рок-Сити, временный мегаполис, который существует 8 дней и посвящён искусству и самовыражению. Здесь нет товарно-денежных отношений в их привычном понимании: вы можете прийти в любой лагерь, и вас обязательно примут, развлекут, угостят едой или напитками, подберут экстравагантный наряд или покажут представление – театральное, цирковое, вокальное или любое другое)
- Знаете, есть такой лозунг: «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». Я думаю, что и в случае с искусством это звучит очень правдоподобно. Мне кажется, это даже способ найти свой путь, язык, быть может, ответ, на какой-нибудь вопрос… Это возможность посмотреть на многие вещи под другим ракурсом, углом. Найти какой-то альтернативный взгляд на то, что происходит. Увидеть в истории себя, имеешь ли ты к ней какое-то отношение. Задаешься вопросами: «А как ты это воспринимаешь?», «Ты считаешь, что это окей или это не окей», «Для тебя это искусство или не искусство?», «Если для тебя это не искусство, то, может, ты просто до него не дошел?». Что касается самого Burning Man, ситуация идентична, в моём понимании, все, что создают люди в рамках этого фестиваля – имеет место быть, эти люди должны быть услышаны и должны быть замечены.
- Сейчас в творчество активно внедряются нейросети, что думаете по этому поводу? Сможет ли программа на компьютере заменить живого художника?
- На мой взгляд, если мы говорим с вами про сам искусственный интеллект, сложно сказать, что это только благо, или наоборот, что это только вредит. То, что это инструмент, с которым сейчас активно играют, да. Одно мне ясно точно: человека ни один ИИ заменить не сможет! Как минимум потому, что нейросеть очень часто ошибается, причем, в таких моментах, которые ни один человек в здравом уме бы не совершил. Поэтому, пользоваться помощью цифрового ума можно, но в меру и учитывать то, что необходим постоянный факт-чекинг, без него никуда.
- Возвращаясь непосредственно к этой выставке, расскажите, пожалуйста, что это за конкурс такой, где участвует огромное количество художников-дизайнеров со всех уголков мира?
- Глобальная биеннале графического дизайна «Золотая пчела» зародилась в 1992 году, номинаций в этом году было 16, суммарно набралось более 20 000 работ! А конкретно на «Музыку будущего», было отправлено более 1000 плакатов. Соответственно, это всё проводиться как некий «open call» (конкурсное участие, где размещение работ на выставке, публикации в журнале, онлайн-портале и так далее, допустимо после прохождения определённой процедуры). Но вот отбор и оценка потенциальных экспозиций давалась действительно тяжело. Возьмём номинацию, на которую было отправлено больше всего работ, «Глобальный язык плакатов». История была примерно такая: тебе присылают целый сет в условных 500 работ, из них нужно выбрать столько, сколько тебе нравится, но не больше 20. Представляете, из 500 взять только 20! Нередко работы присылают целыми сериями, тогда становится особенно тяжело, конечно… И вот ещё, что интересно! При оценивании мы не знали ни автора, ни музыкального произведения, которым был вдохновлён художник, создавая конкретный плакат. В итоге отобранных картин в номинации «Музыка будущего» было около 100, а на этой выставке, здесь в ИЦАЭ города Челябинска представлено 83 плаката, то есть практически все!
- А сколько было членов жюри и сколько человек было в отборочном комитете? Были ли у вас какие-то конкретные критерии оценивания, или все опиралось исключительно на ваше личное мнение?
- В отборочном комитете 16 человек, и членов жюри тоже было 16. Как это вообще происходило: у каждого члена отборочного комитета, в каждой из номинаций в конечном счёте выходило определенное количество отобранных работ, которые после этого переходили на заключительную оценку непосредственно членам жюри. Конкретных критерий оценивания у нас не было, скорее, что-то из серии «что вам, как специалистам нравится, то и выбирайте». Но, например, я чаще всего прогоняю выбранные экспозиции несколько раз. Вот, у меня отобрано уже 52 работы, но 32 из них нужно отсеять, для этого я ещё несколько раз осматриваю их и выделяю «наилучшие из наилучших».
- Есть ли у этой выставки какая-нибудь особенность?
- Я думаю, вы заметили, что плакаты достаточно большого размера и это не просто так! Когда смотришь на экспозиции меньшего размера и понимаешь их совсем по-другому, на самом деле. Эффект от увиденного совсем другой! Но стоит лишь увеличить размер картины, и вы уже воспринимаете его, фактически, как партнера, ощущаете его присутствие. А когда экспонаты меньшего размера, это тоже неплохо, но нет этого ощущения масштаба, который соответствует вам. Вот такая интересная особенность!
Наворачивая очередной круг по невероятно красивой, абстрактной и в целом необычной выставке, мы слышим за стеной объявление о том, что очередное мероприятие закончилось, и казалось бы, пора прервать нашу длительную и увлекательную беседу. И все же, в конце я успела взять у Павла Викторовича несколько советов по созданию логотипа для сообщества ВКонтакте и узнать на каких сайтах можно находить красивые, качественные и современные шрифты. Мы говорим друг другу «до свидания!» и расходимся в разные стороны. Я с полной уверенностью могу сказать, что благодаря общению с этим человеком я стану смотреть на искусство (особенно современное) и выставки в целом - совершенно по-другому!