Смелые и сильные, независимые и опасные воительницы. Они жили независимо и обособленно, а отправляясь в походы среди дикой природы, они уверенной хваткой метили стрелами в цель, безжалостно пронзая ее. Древние греки звали их амазонками, что в переводе означает «безгрудые», «лишенные груди с целью стрельбы из лука». Точно так же и русские художницы пронзают смелой кистью, словно острием, тысячи сердец. И мое - в том числе.
Листая очередную афишу культурных мероприятий, на которые можно сходить, я откровенно скучала. Где-то уже была, а что-то попросту звучало максимально неинтересно и занудно. Воображение уже рисовало тётеньку-искусствоведа средних лет, поправляющую очки на носу и произносящую монотонным голосом заумные термины. Но вдруг мой взгляд заострился на интересном названии: «Амазонки русского искусства ХХ века». Амазонки… Что же я уже слышала про них? Амазонка – это самая большая река в мире…Точно! Ещё в греческих мифах рассказывается про народ, состоящий исключительно из женщин-воительниц, не терпевших при себе мужчин и виртуозно выпускающих стрелы. А причем здесь творчество русских художниц, я поняла лишь после посещения этой интересной выставки.
Южноуральский музей изобразительных искусств вновь поразил меня атмосферой, царящей в нем. Чем больше ты ходишь в такие места, тем чутче становишься к витающему настроению: даже дышится всегда по-разному. Я с удивлением заметила, что на выставке импрессионистов отовсюду веяло «дворянским» спокойствием, размеренностью жизни и покоем. В тот же раз везде плескало энергией, страстью и жаждой жизни, которую излучают картины ярких, неординарных и талантливых художниц. Быть может, именно поэтому их назвали амазонками. В стенах музея термин приобретает универсальное значение и означает стремление быть в авангарде своего времени. «Писать с натуры – это такой же достоверный экстаз, как самые первые и основные человеческие стихии: жить, любить, множиться, на которые ответ лежит не в области понимания.» - писала Н. Симонович-Ефимова, одна из художниц, чьи картины были представлены на выставке.
К слову, цитатами известных мастериц, подобных этой, сопровождалась вся выставка. Больше всего мне запомнилась цитата Ольги Булгаковой: «Границы дозволенного – это дело художника. Как он их чувствует, и насколько готов их расширять, но также во имя чего?»
Композиционно выставка делилась на несколько частей. Посетителям были представлены известнейшие работы художниц Серебряного века, ранние произведения русского авангарда, немногочисленные творения художественных группировок «сурового стиля», а также яркие представительницы творчества 70-х – 80-х годов. Рассматривая картины, я отметила, как много изменений претерпевало русское искусство с начала века до его конца. Лишь одна черта объединяла все произведения выставки – особое, присущее женщинам, видение творчества. Особая тщательность живописной проработки, выверенный психологизм человеческих лиц, изучение личного внутреннего мира через автопортреты, материнская привязанность к детским наивным образам. Именно эти черты привлекают зрителя, вызывая у него доверие и выстраивая особую связь между художником и зрителем. Ведь, в конце концов, искусство существует, пока у него есть зритель – вечный закон, преследующий и писателей, и музыкантов, и художников.
Серебряный век привнес в не только русское, но и мировое искусство множество изменений. Женщины начинают активно проявлять себя в науке, в литературе и, безусловно, в художественной сфере. Именно через искусство происходила подготовка почвы к повышению доступности женского образования и достижениям наравне с мужчинами. Очень важным лицом Серебряного века в изобразительном искусстве была Зинаида Серебрякова. Она была одной из первых женщин, выдвинутых на звание академика живописи, однако из-за упразднения Академии получить это звание так и не удалось. Художница создала огромное количество нежных и чувственных женских и детских образов, близких и понятных нам до сих пор. Например, в картине «Девочки-сильфиды» она пишет маленьких красавиц с детской наивностью и чистотой, но также в их образах видятся будущие женщины, ответственные и взрослеющие.
Русский авангард был первым художественным движением, в котором женщины участвовали полностью наравне с мужчинами. У художниц никогда не было определенных творческих правил, они не состояли в конкретном объединении и, более того, никогда не позиционировали себя «амазонками»: идеи их наполняли лишь созидательные и миролюбивые. Тем не менее, это не мешало открывательницам находить новые культурные формы, создавать уверенное и сильное искусство. На выставке это направление представили такие художницы, как Н.С. Гончарова, О.В. Розанова, Н.А. Удальцова, А.А. Экстер. Активно проявляя себя в авангардизме и футуризме, они соединяют геометрическое и беспредметное с тематическими элементами картины, соблюдают ритм, законы динамики и взаимодействие плоскостей. Для кубофутуризма, в котором творила Надежда Удальцова, стали характерны декоративные элементы: к примеру, текст, который вызывает ассоциацию с ритмом и динамикой перегруженного шумом города.
Но наибольшее впечатление на меня произвели художницы 70-х – 80-х годов, в живописи которых соединяются различные эпохи и направления, что говорит о многогранном восприятии современного искусства. Метафоричность языка и карнавальность мышления мастериц наталкивает на размышления и поиск символизма в любом предмете, изображенном на картине. Особенно мне хочется отметить картины Ольги Булгаковой. Её картина «Гоголь» приковала мой взгляд, ведь с помощью использования света и пространственной перспективы возникает ощущение, что глазу зрителя открывается личное, интимное пространство писателя. Герой оглядывается, будто скрывает нечто, чего человек не должен видеть. Ольга Булгакова на протяжении долгих лет интересовалась образом Гоголя, изучая не только судьбу и жизнь писателя, а его метафизику. Странность литературных символов и особый магический дар художница приоткрывает зрителю, как завесу тайны. Таким образом, картина обладает будто чудесным «притяжением», тем не менее, не открывая всех карт загадочного творца.
Но самой яркой картиной для меня оказался «Театр». В этом произведении Ольга Булгакова отражает популярную тенденцию «семидесятников» - изображение карнавальных маскарадов. Главной героиней картины является Марина Неёлова, актриса театра «Современник», творческий и чувствующий человек. Реальность в произведении Булгаковой будто делится на два отражения: на образное представление актрисы и на театральное действие, «переживаемое» и «видимое» действие. Их синтез отражает всю суть метафорического искусства художников того времени.
От Серебряного века с характерными чертами импрессионизма до ярких и жгучих 80-х годов с присущим им авангардизмом и метафоричностью – за тысячелетие изобразительное искусство сделало резкий поворот на 180 градусов, и, безусловно, в этом есть заслуга появившихся на пьедестале талантливых и вдохновленных женщин, у которых раньше попросту не было такой возможности. И я считаю, что об их творчестве необходимо знать хотя-бы для общего развития. Ну, или же для участия в спорах на тему феминизма, кому как угодно!