В этот хоть и снежный, но прекрасный весенний день мы хотим поделиться историей девушки, которая продолжает заряжать нас теплыми эмоциями! Эве удалось поймать в Челябинске выпускницу момов Алису! И это действительно чудо, ведь теперь девушка учится в Москве. Два поколения редакции пообщались в уютной обстановке и выяснили: годы проходят, а атмосфера в команде остается всегда.
Наша редакция за шесть лет выпустила немало людей. И некоторые ребята, которые продолжают развиваться в медиасреде, постоянно поддерживают с нами связь. Одна из них — это Алиса Соколова, главный режиссер издания. Еще во время школьных лет она сняла свой первый короткометражный фильм «Карандаш», который стал лауреатом Всероссийского с международным участием фестиваля образовательного кино «Взрослеем вместе». А сейчас девушка развивается в документалистике в Москве. Недавно Алиса ненадолго приехала в Челябинск, и мне удалось встретиться с ней, чтобы пообщаться и узнать, как же протекает ее жизнь после выпуска из «Моменталистов».

Мы с Алисой встретились в одной известной кофейне на Кирове. Заказали теплый чай, чтобы согреться после холодной улице. Алиса с самого начала показалась мне очень хорошим, добрым и позитивным человеком, который умеет располагать к себе. Сразу видно, что частичка главного редактора «Моменталистов» Евгении Алексеевны Третьяковой остается с ребятами редакции навсегда. Мне стало интересно, что изменилось в ее жизни с момента выпуска в 2023 году.
— Где и на кого ты учишься?
— Я учусь во Всероссийском государственном институт кинематографии имени С. А. Герасимова в Москве в мастерской Сергея Мирошниченко и Дарины Умновой на режиссера документального кино. На самом деле, это просто подарок судьбы. Я очень рада, что сюда поступила, ведь у нас крутые руководители.

— А почему именно это направление?
— Начнем с того, как я занялась кинематографом. Как и все ребята, которые обучаются сейчас у Евгении Алексеевны, я пришла таким зеленым человечком. Еще не понимала, кем буду и что буду делать. Переживала, сомневалась и даже боялась: очень хотелось писать, но я понимала, что, скорее всего, не умею этого делать. Думала: у меня ничего не получится, зачем я вообще пришла в журналистику? Мне казалось, что сейчас Евгения Алексеевна посмотрит на мои тексты и скажет «до свидания». Но когда я пришла на первое занятие, она начала погружать нас в план обучения. Мома меня так зарядила, сказав, что «все хорошо, не волнуйся, будем пробовать писать, работать, и это нормально, что сейчас ты чего-то не знаешь».

Вот я занимаюсь журналистикой, и мне очень нравиться высказывать собственное мнение,отстаивать свои позиции. В какой-то момент я понимаю, что стало немного «тесно» в формате текста. Очень хотелось выйти на визуальный формат. Я начинаю активно фотографировать, снимать, и вот этот симбиоз видео, аудио и текста мне очень понравился. Также всегда хотелось, чтобы в этих форматах была какая-то драматургия, история. Благодаря тому, чему меня обучила Евгения Алексеевна, я поняла, что все эти пунктики ведут меня в кино.
Когда мне было 15 лет, я познакомилась с проектом «Твори кино» и попробовала в первый раз снять небольшую короткометражку. С маленькой командой, с максимальным использованием своих возможностей написала первый сценарий. Сняв этот фильм, я поняла, что журналистика стала отличной базой для кино, без медиа я бы не пришла к этому. Я очень благодарна Евгении Алексеевне за то, что она проложила это путь. Детская журналистика стала основой для чего то большего.


— Что больше всего радует в твоей работе?
— Когда сумбур на листке начинает воплощаться во что-то реальное. Когда к тебе приходит понимание: я творю, сейчас мой сценарий становится видимым. И, конечно, сам съемочный процесс. Ты едешь на место за 10 минут до съёмок и понимаешь, что продолжительное время, которое ты потратил на подготовку, прошло не зря. А работа в команде меня очень заряжает. Когда видишь, что люди рядом горят этим делом, ты просто готов работать без перерывов, отдыха и отдавать все свои силы.
— А как ты вообще узнала о редакции и попала в нее?
— Давай с самого начала. За год до прихода в «Моменталисты» я пришла в центр «Юность» посмотреть, какие там есть кружки и секции, потому что мне не хватало какой-то активности в жизни. Также были мысли начать писать, хоть я не очень грамотный человек, если посмотреть школьные сочинения. Присутствовал страх, что все смотрят не на смысл того, что я написала, а на мои ошибки. И мне захотелось найти место, где важно, не какую ты совершил ошибку, а о чем хочешь сказать. Наверное, я именно так в тот момент не думала, но сейчас мне кажется, что именно к этому Алиса-подросток и стремилась.
В «Юности» я видела секции по типу рисования, что-то спортивное, и как раз была журналистика. Мы с мамой туда позвонили, но нам сказали, что педагог уволился, позвоните попозже.
Через год после этого я поработала летом в трудовом отряде на базе центра. А осенью мой руководитель Светлана Леонидовна пригласила к Евгении Алексеевне, попробовать себя. Были сомнения, потому что год назад я вроде бы и хотела, но сейчас учеба стала серьезнее. Но в итоге все-таки пришла.

Изначально я представляла Евгению Алексеевну вообще по-другому. Думала, что все будет очень строго. Придешь, а тебе скажут: «мы учимся вот так, и если ты это не сделаешь, то все, мы тебя не примем». Когда зашла Евгения Алексеевна, я сразу поняла, что это наш педагог, а другая девочка Лиза подумала, что это просто человек, который сейчас нас познакомит с руководителем. И когда Мома сразу с добром нам представилась, я почувствовала, что останусь тут надолго. Я никогда не встречала людей, которые так сразу располагают к себе, чтобы правда хотелось остаться. Постепенно мы изучали что-то новое, и через месяца полтора я написала свой первый текст про «Смешариков».
— «Смешарики» — это уже как отдельный символ редакции, без которых Евгения Алексеевна уже не будет самой собой. На своём опыте могу сказать, что Мома правда очень хороший человек, который сразу вызывает симпатию и дает возможность учиться и идти вперед. С ней я познакомилась на городском сборе «МЕДИАдети.Весна», и страха, как у тебя, у меня не было. Еще главной разницей между нами можно считать, что к «Моменталистам» я пришла уже с опытом работы и базовыми знаниями.
— Евгения Алексеевна растворила мой страх перед белым листом и привила любовь к работе с текстом. Я до сих пор очень люблю это дело и скучаю, на самом деле. Иногда даже думаю: может мне что нибудь написать, сбросить Моме, и она выпустит? Но вообще мне сейчас этот опыт очень помогает в сценарном листе.
Тема сбора меня зацепила. Алиса работала в «Моменталистах» около трех лет, и за этот долгий период накопила не только знания, но и впечатления. А где их еще получить, как не на совместных мероприятиях?
— На каких выездах ты была с командой? Может, остались приятные воспоминания?

— Помню «МЕДИАдети.Весна» в 2021 году, я стояла за камерой и снимала. Был фотокросс, мы там креативили по пословицам и поговоркам. Это было что-то абсурдное, а нам наши снимки казались гениальными. Выкладывали и думали: вот сейчас займем все места. Мы не выиграли в итоге, но все равно это опыт.
Писать тексты вечерами, успеть их сдать до дедлайна — а он был в два часа ночи. Помню, еще делала видеорепортаж и монтировала прям в комнате ролики, на петлички записывала закадровый голос, и там даже где-то попадал скрип кровати. Практика оказалась полезной — работать быстро, но стараться выполнять задачи четко, качественно. Этот опыт сейчас очень пригождается. Например, когда в короткие сроки нужно что-то снять и не схалтурить.

Ещё я была на «ЮнГе» с ребятами, но для меня это какое-то милое воспоминание, которое просто принесло наслаждение без траты нервов.
И тут мне стало интересно есть ли люди в редакции, которые успели застать Алису до её выпуска и в то же время поработали со мной.
— Давай посмотрим… Я точно знаю Сережу, Вику, Сашу, Диану, Катю и Влада,—перечисляет выпускница знакомых мне ребят. — Но когда они пришли в редакцию, я реже посещала занятия, так как на носу были экзамены и времени не хватало.
— Ничего себе! Прошло года три-четыре, а момы до сих пор усердно работают в издании, это очень здорово.
— Да, но, как я и говорила, в последние время я появлялась на занятиях все меньше и меньше, так что с некоторыми из них лично поработать не получилось.
Чай допит, и постепенно наш разговор переносится из теплого помещения на оживленную Кировку. Тянущаяся вдоль улицы иллюминация, сверкающая разноцветными огоньками, будто сама подводит к следующему вопросу.
— Что для тебя является источником вдохновения в жизни?
— Конечно же люди, которые меня окружают, и новые знакомства. Особенно когда ты ищешь замысел для своего нового фильма, или не ищешь, а давно хотел снять его, и вот ты идешь знакомиться со своим героям в первый раз после долгого ожидания. Такие ситуации наполняют и заряжают меня. Я понимаю, что все те, кого я снимала — это люди, которые вдохновляют своими историями, своей жизнью. Осознание того, сколькому у я могу у них научиться, меня поражает.

— Какой момент в жизни ты считаешь самым значимым и почему?
— Какие интересные вопросы, сложные, надо подумать… Таких моментов много на самом деле, но сейчас я, наверное, отмечу два взаимосвязанных момента. Это знакомство с Евгений Алексеевной, потому что без него не было бы и второго — поступления во ВГИК. Если бы не было Момы, не было бы и кино сто процентов. Я очень благодарна, что так звезды сошлись и я пришла в редакцию.
— Но ведь явно в своей деятельности ты сталкиваешься с трудностями и неудачами. Как справляешься с ними?
— На самом деле, еще больше погружаюсь в работу, потому что когда я зацикливаюсь на каких-то своих ошибках, нужно анализировать и понимать что ты не так сделал, но при этом двигаться вперед. И дальше этот опыт ты используешь во благо. Все неудачи и промахи вообще хорошая вещь, они помогают расти и развиваться.
— Тогда что для тебя значит успех?
— Когда моя команда хочет взаимодействовать со мной дальше после проекта, когда люди остаются со мной. Это позволяет понять, что наша работа была комфортна друг для друга и продуктивна.
— Теперь интересно, какие ценности ты считаешь наиболее важными?
— …
— Вопросы на подумать, — смеюсь.
— Да, я вот сейчас иду и вспоминаю, что такое ценности. Приведи ты пример своих, чтобы я могла от этого отталкиваться.
— Для меня очень важно сохранять какую-либо историю. Вот, например, та же история редакции — мне очень интересно в это погружаться глазами выпускников. Или же когда люди готовы всегда помочь, это тоже очень ценно.
— Ну хорошо. Возможно, не совсем сюда, но все же важно, когда люди в творческой среде слышат друг друга. Когда режиссер или редактор, допустим, что-то говорит или рассказывает, даже если это его личное отношение,— и другие тоже в тему включаются. И пропускают это не просто через себя, автоматически выполняя свою работу, потому что так нужно, а действительно проживают ситуацию и вкладываются энергетически, оставляют в работе частичку себя.

— Круто! А какой совет ты бы дала своей младшей «я»?
— Хочу сказать что-нибудь смешное, по типу: да забей, все будет нормально. Но нет. На самом деле, я бы ей сказала: все трудности, которые ты переживаешь, нужны для того, чтобы в будущем стала сильнее, мудрее, опытнее. Просто доверяй себе, своей интуиции, маме и живи эту жизнь.
Вот так бы я сказала. Менять что-то кардинально в прошлом или где-то подсказывать не нужно. Потому что младшая Алиса должна это пройти, чтобы стать тем человеком, кем я сейчас являюсь. И, конечно, я еще буду меняться дальше в будущем.
—Это очень мудро. Тогда подойду к теме по-другому: что бы ты сделала первым делом, став юнкором сейчас? И повторила бы вообще этот путь?
— Сто процентов я бы повторила этот путь. Но я бы определённо больше работала: писала, снимала. Я все свои мысли начала передавать через один текст, хотя можно было бы раскрывать их глубже через серию публикаций, ведь возможностей для этого очень много. Нужно просто искать людей, с кем ты можешь прорабатывать те вещи, которые не умеешь. Например, ты не знаешь, как брать интервью? Создай хоть 19 текстов публикаций на эту тему, пусть даже в формате небольших заметок. Но зато последний, двадцатый текст будет качественный. Вот как раз интервью я не доработала, надо было брать их больше.
— А сейчас следишь за развитием редакции? Что изменилось и запоминается больше всего?
— В этом потоке своей учёбы до меня иногда доходят новости из редакции. Я уже вижу, что издание очень изменились. Первое, что запоминается — это дизайн, он сейчас стал более лаконичный, вырисовывается бренд – «Моменталисты». Если в наше время это был такое, так скажем, юношеское стремление — у нас были разные несвязанные штуки, сейчас же понятно, что школьники здесь более серьезно относятся к своему делу. Также очень круто, что в редакции пополнение — это просто замечательно. С новыми людьми пришли новые рубрики. Вот подаст, «Пятничный микс» возродился – это круто. Мне кажется, такую тему нужно продвигать, и чтобы у каждого мома была своя рубрика, в которую он будет вкладывать свою душу помимо других материалов.
— Ты отмечаешь, что коллектив существенно обновился. Дай совет новому поколению моменталистов, которые продолжают развивать редакцию сейчас?
— Я думаю, под руководством Евгении Алексеевны ребята найдут в свой путь. Я не хочу говорить, что это совет, это больше направление. Ребята в принципе так и делают, но я хочу, чтобы все материалы, которые выпускаются в «Моменталистах», цепляли их авторов. Чтобы все темы, которые они раскрывают, обязательно их волновали. Нужно пропускать каждый текст через свое личное. Тогда он будет трогать читателя и останется в памяти не только у тебя, но и станет важным опытом для человека, который это прочитает.
Встреча заканчивается на приятной ноте. Мы обнимаемся на прощание и расходимся кто куда: я — готовить материал, Алиса — организовывать площадку для презентации нового фильма, ради которой она приехала в родной город. Интервью оставляет приятное послевкусие, после которого в голове укрепляется мысль: я сделала правильный выбор, когда пришла в редакцию. И все сложится так, как должно.
