На улицах российских городов редко встретишь человека с инвалидностью. Почему же? Ведь по данным Росстата, более 11,5 миллионов россиян имеют инвалидность, то есть около 8% населения страны. Дело в том, что для граждан с ОВЗ практически нет комфортной городской среды: качественных пандусов, лифтов в метро, ровных дорог, тактильных разметок, светофоров с голосовым оповещением, доступа к общественному транспорту и так можно перечислять ещё очень долго… Но чтобы из первых уст узнать, какого живется колясочнику в условиях моего родного города Челябинска, я поговорила с Андреем Николаевичем Поповым, инвалидом 1 группы.
Сама я являюсь достаточно сердобольным человеком. Мне всегда была интересна тема инклюзии и проблема адаптации инвалидов в городской среде, где и человеку, передвигающемуся на двух ногах, становится страшно спуститься в подземный переход… Именно поэтому я решила взять интервью у колясочника Андрея Николаевича Попова. К сожалению, мы не смогли встретиться лично, так что разговор проходил сквозь расстояние, по телефонному звонку.
Андрей Николаевич занимается сборкой, продажей и ремонтом тяжелой спецтехники, такой как, например, тракторы. Два года назад Андрею ампутировали одну ногу в ходе операции, тогда он впервые столкнулся со тяжестью передвижения на инвалидной коляске и необходимостью привыкать к новой жизни.
- Андрей Николаевич, здравствуйте! Расскажите немного о себе, чем вы увлекаетесь?
- На самом деле, ничего особенного. Всё в работе. Хобби — это и работа, и основное моё занятие. Единственное, могу выделить кулинарию. Очень люблю готовить, и не стану скрывать, получается довольно неплохо!
- А что испытали, впервые сев на коляску?
- Ну, в первую очередь, наверное, неудобство. Это всё было в новинку, непонятно и дискомфортно. Да и сейчас удобства мало, но я просто приспособился ко всему. Дороги у нас похабные, везде кочки, ямы. Переехать дорогу на пешеходном переходе невозможно, там высокие бордюры, нет нормальных съездов, а если проложены трамвайные пути, становится ещё сложнее. Даже в подъезд я попасть долго не мог, но частная администрация сделала мне достаточно приличный пандус. Я вот еще заезжаю, но, честно говоря, не верю, что всем такие делают. В самом подъезде пандус мы создали сами. Сын сделал раскладывающийся пандус на лебёдке. С помощью него я могу съезжать с лестницы и заезжать обратно. Тяжело, но что поделать, приходится выкручиваться.
- Исходя из этого, насколько городская среда приспособлена к комфортному передвижению инвалида-колясочника?
- Не приспособлена от слова совсем. Ну, допустим, попасть в какой-то общественный бассейн я вообще не могу. Заехать в само помещение возможность есть, а вот механизма, чтобы опустить меня в воду, просто не ставят. Ещё простой пример: недавно ездили с семьёй на базу отдыха. Специально забронировали номер, приспособленный к инвалидам. Заранее уточнили, есть ли пандус, говорят, мол, есть. Приезжаем, а там от пандуса одно название… Полутораметровая рампа под углом в 45 градусов. Завозить меня пришлось аж четырём мужчинам! А про дороги и доступ к многоквартирным домам я уже сказал, там ситуация не лучше, к сожалению.
- Какие ранее обыденные вещи сейчас даются с трудом? Или с чем было сложно справиться в самом начале?
- Знаешь, самое простое первое давалось с большим трудом. Банально помыться, сходить в туалет, выехать с бордюра, выйти из дома, переодеться, приготовить еду. Поначалу все это было тяжело и жутко неудобно. Представь себе, вот ты с одной ногой, еще и руки плохо работают… Становится невероятно сложно совершать бытовые и самые простые на первый взгляд действия. И тем не менее, сейчас я практически со всем справляюсь самостоятельно! Если ты хочешь, ты научишься, если не хочешь, ты будешь пользоваться услугами родственников. Я считаю, что это позорно. Уж лучше на одной ноге проскачу и все сделаю сам, чем бесконечно буду просить кого-то о помощи. Не сидеть же мне как истукану, нагло пользуясь тем, что дают!
- На сколько государство вообще покрывает Ваши потребности?
- Процентов, ну, может быть, на 5-10. Конечно, с лекарствами помогают, гемодиализ проводят. За это, конечно, огромное спасибо государству. А так, в финансовом плане, совсем немного. Ну ничего, я и сам вполне неплохо зарабатываю, в состоянии обеспечить себе комфортную жизнедеятельность.
- Как вы думаете, что стоит предпринять в первую очередь, чтобы улучшить городскую среду?
- Начать с банального улучшения комфорта передвижения. В первую очередь надо ремонтировать дороги, особенно во дворах. Там же вообще никакой асфальт! Ямы, кочки, ухабы, поребрики, бордюры… Ехать практически невозможно. Вообще, я считаю, что нужна какая-то отдельная программа. Допустим, чтобы спрашивали конкретно у нас, инвалидов, какие есть проблемы и что нас не устраивает. И ведь колясочников немало, и с их мнением тоже необходимо считаться! И при новой застройке нужно делать с самого начала комфортную среду. Чтобы сразу было удобно, а не когда-нибудь «потом». И нужно сделать так, чтобы мы не были обузой для окружающих. Когда ты сам что-то можешь сделать, я считаю, что это лучше, чем просить кого-то. Чувствуешь себя пиявкой, честное слово. То есть создать такие условия, где я смогу самостоятельно передвигаться, работать и получать досуг без помощи окружающих.
- А что вы ощущаете, когда людей с ОВЗ начинают жалеть?
- Наверное, я не обращаю на это внимание. Вообще, у нас народ-то сердобольный, заботливый. Если я где-то остановлюсь на коляске, ко мне наверняка кто-то подойдёт, спросит, нужна ли помощь. И, конечно, здорово, что люди обращаются, интересуются. Это круто. Правда, бывают и совсем неприятные ситуации. Я сидел на коляске со стаканчиком кофе возле ТРК, ждал жену. Ко мне подходит молодая девушка и пытается подбросить мелочь в стакан. Я у неё спрашиваю, мол, «Зачем вы это делаете?», а девочка растерялась, сказала, что хотела помочь. Конечно, сделано было из хороших намерений, но случай был совсем неожиданным. Так что, я отношусь к этому спокойно, ровно. Люди ведь от доброты душевной пытаются помочь, а не из негативных побуждений.
- Вы когда-нибудь сталкивались с какими-то стереотипами или с предвзятым отношением?
- Да практически, наверное, ни разу не сталкивался. Только с недоброжелателями когда-то столкнулся, были там какие-то насмешки, еще что-то. А так, вроде, люди все нормальные. Никто особо не высказывал никаких претензий. Если я создаю кому-то неудобства, то все стараются нормально на это реагировать и помогать. Народ у нас вежливый, добрый и отзывчивый.
- Что вообще тяжелее всего дается именно на ментально-моральном уровне? С чем приходится сталкиваться, но не в плане физических проблем?
- Первоначально все равно ты чувствуешь ущербность. Ты можешь на равных общаться с людьми. Банально, когда сидишь, ты ниже людей. Окружающие все стоят, я все равно ниже. Даже девочка метр шестьдесят будет выше меня. И в априори люди будут смотреть на тебя сверху вниз. Это бы неудобно, но ничего, и к этому привыкаешь. Все зависит от того, как ты сам себя поставишь, как сам решишь жить. У меня есть желание открыть здесь, в Челябинске какой-нибудь филиал, попробовать поделать что-нибудь в этой сфере. Участвовать в движениях, быть с администрацией на равных побережьях. Хочется, чтобы на нас обратили внимание. И ведь если бы на нас обратили внимание и что-то сделали, помогли бы организоваться, мы обязательно приносили бы пользу. Что-то делали, допустим, или производили, или монтировали. Мы тоже можем работать, ну, нет ног, зато руки есть, голова на месте. Я могу поруководить, подсказать что-то, допустим, технически. Но нас не используют в должной мере. Дали пенсию, мол, получай, и всё. Надо давать возможность своими силами зарабатывать деньги, а не ограничивать нас только потому, что по каким-то причинам мы передвигаемся на коляске. Пословица есть такая: «Дай человеку рыбу – он будет сыт на день, научи человека ловить рыбу – он будет сыт всю жизнь». В жизни также. Были бы у нас условия, мы бы ничем не отличались от людей, что передвигаются на своих двух.
- А что Вы могли бы посоветовать людям, которые оказались в подобной ситуации, которые только начинают адаптироваться к такой новой жизни?
- Ну, терпение, терпение, еще раз, терпение. Нужно терпеть, учиться и пытаться делать что-то самим. Если есть возможность, надо делать самому, не получается — пытайся. Не получается, не знаешь как, пожалуйста, интернет-помощь. Не отчаивайтесь, руки не опускайте, и всё. Даже оказываясь в трудной ситуации надо продолжать стараться, стараться и еще раз стараться. Получается, здорово, не получается, ничего, попробуй ещё раз постараться, раз получилось, теперь главное не останавливаться и делать что-нибудь ещё!
Сам Андрей Николаевич создал впечатление очень сильного, простого и позитивного человека. Я убедилась, что в первую очередь маломобильным гражданам необходима комфортная городская среда, которая не будет ограничивать передвижение, быт, отдых и самую обыкновенную жизнедеятельность. И как ни странно, люди, что оказались в такой ситуации, невероятно сильны духом!

