Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Когда хрустальный пеликан может треснуть

Недавно между юнкорами нашей редакции во время чаепития разразилась беседа. Как ни странно, о буллинге в сторону учителей. Буллинг - это насильственные, физические или словесные действия, направленные на унижения достоинства другого человека. Как оказалось, даже в школах нашего города учителя подвергаются буллингу со стороны учеников. Обсуждение длилось долго. И после плодотворной беседы остались вопросы. В праве ли мы винить учеников, которые поступают подобным образом? А может учитель виноват в том, что стал жертвой травли? И как учителю найти общий язык со своими подопечными, чтобы избежать подобных историй? Все имена и фамилии ребят в статье изменены.

 Профессия учителя обесценивается с каждым годом. Если переместиться в СССР, то учитель был уважаем. Со слов некоторых взрослых, которые росли в то время, учитель мог треснуть по голове линейкой нерадивому и непослушному ученику. Это считалось вполне нормальным. Теперь социализм и тоталитаризм в школе сменился демократией и у учеников появились больше прав и свобод. Как только ограничилась «власть» педагога, так его авторитет упал. Вместе с этим усилилась защита детей от преподавателей. Но только ли ученики страдают от учителей?
   Аналитики Высшей Школы Экономики в России выяснили, что как минимум 70% учителей Российской Федерации подвергались травле. В эти случаи входят, как и кибербуллинг - травля в Интернете, так и настоящее физическое насилие. Чаще всего обучающиеся скрыто травят учителя: игнорируют, срывают дисциплину на уроке и неуважительно обращаются.
 «Вас много, а я одна (один)», - в одиночку учитель не всегда может справиться с большим букетом цветочков жизни. О буллинге учителей не так часто говорят. А если и заходит речь об этом, то обязательно обвинят в некомпетентности самого преподавателя. Страдают в первую огчередь молодые учителя, которые только набираются опыта в общении с детьми. Столкнувшиеся с подобными ситуациями, молодые энтузиасты разочаровываются в своей профессии и уходят из неё. Страдают от буллинга и опытные педагоги, которым, вероятно, тяжело справляться с дисциплиной. Мягкие и добрые учителя подвергаются издевательствам чаще, так как не способны дать отпор.
  Сталкиваются ли с буллингом учителя наших школ? И как избежать учителю конфликта двух поколений?
    – Я не подвергалась буллингу со стороны учеников,- рассказывает заместитель директора по безопасности МАОУ СОШ №5 Светлана Владимировна ГАЛЕЕВА. - Думаю, что любой человек не испытывает ничего хорошего, если это с ним происходит. Учитель и ученик - это разные уровни. Учитель имеет педагогическое образование, поэтому он должен быть готов к возможным конфликтным ситуациям и их разрешению. Дети очень хорошо чувствуют слабину и неуверенность. Поэтому для того, чтобы не допустить подобного, учитель, прежде всего, должен быть уверенным в своих словах и действиях, любить и понимать детей. Учителю, попавшему в такую ситуацию, остаётся посочувствовать и посоветовать выйти из неё достойно. Считаю, что подобная ситуация в коллективе замалчиваться не должна, но и афишировать её не обязательно. Эту ситуацию нужно решать внутри коллектива, в котором она возникла, исходя из серьёзности и глубины конфликта.
– О буллинге читала. Думаю, что это дошло и до нашего города. С этим проявлением бесчеловечности сталкиваюсь в работе. Отношусь резко отрицательно. Иногда останавливаю урок математики для того, чтобы напомнить ребятам прописные истины человеческих взаимоотношений. Такое надо пресекать, потому что потом может быть поздно. Нельзя преступать черту, за которой злорадство и смех, демонстрация превосходства над другим человеком, будь он одноклассником, учителем или просто прохожим человеком. Человек вырастит с уродливой душой, если будет позволять себе такое. К сожалению, из тех, кому нравится саботировать уроки различными способами, бездельничать и зло шутить, не все понимают, что выглядят со стороны просто дико. Этих людей не уважаю. Просто хорошо, что их не так много и основная масса учеников - хорошие ребята, с ними хочется работать, - делится со своими мыслями учитель математики МАОУ СОШ №7 им. Героя России А. Р. Курбангалеева Анна Николаевна Слепова.
  Но знакомы ли сами ученики с жестоким обращением к учителю? Как они себя ведут в таких ситуациях? И каким должен быть учитель, чтобы предотвратить конфликтные ситуации? 
– В моём классе присутствует буллинг учителей, выражается он в насмешкаx. Я считаю, что чаще это происходит в ответ на оскорбительные действия учителя. То есть учитель может унизить ученика на весь класс, занижать оценки от личной неприязни и совершать другие действия, нарушающие права ученика. Одноклассники иногда могут поддержать, если считают, что ученик прав. А порой  и наоборот, могут сказать своему однокласснику, что в данной ситуации прав учитель. Я предпочитаю третий вариант - промолчать. К буллингу учителей я отношусь негативно. Порой учителя просто выполняют свою работу, а в ответ получают оскорбления и насмешки. Но педагоги должны понимать, что они работают с детьми и подростками, у которых эмоциональная нестабильность и неокрепшая психика. По моему мнению, учитель должен быть терпеливым и непредвзятым, иметь ко всем обучающимся одинаковое хорошое отношение, - высказывает своё мнение Варя ФИНЕС.

–  Я считаю, что это происходит по разным причинам. Может быть такое, что учитель несправедливо занижает оценки ученикам. Ещё часто дети из-за ничего оскорбляют учителя. Учитель может просто сделать замечание ученику, который нарушает дисциплину на уроке и отвлекает других. В ответ же он получит знаменитое: “А что я сделал?” Обычно, я стараюсь не вникать в такие ситуации, но не всегда это получается. Не хочу лезть в такие разборки. Буллинг учителей и учеников - это не норма. С этим надо бороться. Учитель должен быть стрессоустойчивым, сохранять спокойствие в конфликтных ситуациях, - говорит Диана Х.

– Я бы не сказала, что буллинг по отношению к учителю открыто обсуждается. Ребята часто могут обсуждать учителя в негативном ключе, но не на уроке. Остальные ребята реагируют по-разному. Кто-то встает на защиту учителя, а кто-то просто смеётся. Знаю несколько ситуаций, когда буллинг учителя был совершенно необоснованным. Это чаще всего происходит с теми учителями, у которых много терпения и они добрее других. И ребята так поступают, потому что понимают, что учитель ничего не сделает в ответ. Думаю, что хорошие отношения между учителем и учениками будут в том случае, когда учитель – золотая середина. Когда он может и поругать, и похвалить. Когда учитель знает, как нужно подходить к детям, и не пытается ставить себя намного выше их, -  рассказывает Милана Д. о своей точке зрения.

 - Мне кажется, в каждом классе есть такие люди, которые начинают обзывать учителей. Мой класс не является исключением. Вероятно, такие ситуации происходят потому, что дети очень эмоционально реагируют на оценки. Ученики, получающие плохие отметки могут злиться на учителей. И не всегда в плохих оценках виноват учитель. Чаще сам ученик не желает взять на себя ответственность. Поэтому такой ученик пытается как-нибудь задеть учителя. Многие ребята реагируют на это со смехом. Главное учителям не воспринимать это всерьёз, ведь ученики просто сердятся на то, что получили плохую оценку. Для меня такое поведение учеников неадекватное, поэтому отношусь к этому не очень хорошо, -  делится Валентин БУДЕЙКА.

   Вероятно, чтобы предотвратить травлю в сторону учителей недостаточно простых слов. Это тяжёлая работа не только для самих специалистов, но и для школьников и родителей.

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях