Знакомясь с произведениями искусства, мы интересуемся личностями их создателей. Можем ли мы судить авторов, если они были не идеальны? Стоит ли «оттирать темные пятна с их портретов»? Ответы на вопросы мы найдем у Ирины Владимировны Карпушевой, учителя литературы.
– Можно ли отделять произведение от автора?
Конечно, нет! Автор выразил волнующие его мысли и проблемы в определенных образах. Честно говоря, за свою практику ни разу не сталкивалась с таким, чтобы кто-то из ребят отказывался от произведения, если узнавал о каких-то темных сторонах жизни писателя или поэта. Все классики – живые люди, и у них в жизни было всякое.
– На уроках упоминаете ли вы не самые лицеприятные аспекты жизни писателей?
Обычно мы начинаем знакомство с произведением с составления биографической таблицы, а на уроке уже делаем акценты на особенностях личности и на том, что сформировало ее. И ребята получают задание – подобрать интересные факты из жизни писателей.
Но некоторые из этих фактов могут быть «жареными». Что-то мне приходится поправлять, что-то дети находят и вправду интересное. Вот некоторые примеры из жизни классиков.
КТО ЗА ТЕБЯ ДОЛГ ОТДАСТ? ПУШКИН?
Все писатели, как и каждый человек, имеют «скелеты в шкафу». Известный журналист и писатель Соломон Волков однажды сказал: «Я бы не хотел быть соседом Пушкина. Потому что он обязательно бы соблазнил мою жену, занял бы денег и не отдал». В этом году была подписана на Телеграм-канал «Год с Пушкиным». Ежедневно появлялась информация о том, что делал поэт в этот день. И записи бывали такие: «Пушкин должен за коляску (Прим. автора: карета с открытым верхом.) определенную сумму и так и не отдал», «В мясной лавке был должен такого-то числа, долг не отдал». Как известно, после смерти поэта все его долги оплатил Николай I. Но эти «темные стороны» не умаляют гения Пушкина.
ВАША СТАВКА, ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ?
Не секрет, что Федор Михайлович Достоевский был страшным игроком в казино. Роман «Игрок» как раз про это. У писателя всегда были долги. Он не успевал рассчитываться с ними, и многие свои произведения писал практически без черновиков, не зная, что и как будет написано дальше. Быстро диктовал стенографистке и относил издателям, чтобы получать деньги и оплачивать долги.
Оказавшись в такой трудной финансовой ситуации, он заключил договор с издателем Стелловским. По условиям этого документа роман должен был быть написан ровно за 26 дней и в определенный срок принесен издателю. Если хоть на один день будет задержка, то издатель получает право на несколько лет распоряжаться и будущими романами писателя. Именно во время работы над этим произведением друзья порекомендовали Достоевскому молодую стенографистку Анну Григорьевну Сниткину, она и записывала этот роман. Текст был отнесен Стелловскому в срок, а его не оказалось ни дома, ни на рабочем месте. Он все предусмотрел и спрятался. Анна Григорьевна подсказала Федору Михайловичу отнести в полицию рукопись, так они и сделали, и офицер выдал справку, что роман был принесен такого-то числа именно в такое-то время. На второй день Стелловский получил рукопись вместе со справкой из полиции, и ничего не оставалось делать, как принять теперь условия Достоевского.
Закончить хочу словами Чацкого, героя А. С. Грибоедова: «Я странен, а не странен кто ж?» Все мы странные в чем-то. Точно так же и великие. Для меня они все живые люди со своими недостатками, но это не умаляет их таланта. Они все достойны не только уважения, но и нашей огромной любви, поклонения и обожания.
После этой беседы мне вспомнилось предисловие Оскара Уайльда к роману «Портрет Дориана Грея»: «Художник – автор прекрасного. Цель искусства – раскрыть прекрасное, скрыв личность художника». Читая, мы наслаждаемся произведениями, осмысливая, ищем корни в самих создателях.



