Мастерская скульптора – это не только про авторские шедевры, но и про душу человека, который наполняет маленькое пространство теплотой. Соня на всероссийском фестивале «YOUPITER» смогла попасть в «место силы» Никиты Степаненко. Скорее читай статью!
Зачастую, когда говорим о творческих личностях, мы не задумываемся, что за созданием предмета искусства стоит такой же человек, как и все мы.
В рамках всероссийского молодежного фестиваля «YOUПИТЕР», мы с командой посетили мастерскую скульптора Никиты Степаненко. Темой одного из «рабочих» дней стало прошлое. Через свои скульптуры Никита показывает, как выглядит прошлое глазами человека, связанного с искусством. Сделать это удается через образы античных героев, богов и ангелов.
Снаружи «место силы» скульптора выглядит совсем непримечательно: маленькая деревянная дверь ютится в одном из петербургских дворов. Чтобы попасть внутрь, нужно спуститься вниз по бетонным ступенькам, как бы в подвал. Дверь открывается с приятным скрипом. Встречает нас коридор, глиняные скульптуры голов, висящие ангелы и одиноко стоящий велосипед, который вот-вот упадает, потому что его задел кто-то из ребят. «Святая святых» маленькая, но двухэтажная. Взгляд привлекает небольшой творческий беспорядок, разбросанные инструменты, на некоторые налипла глина, а также большое полотно, накрытое черной тканью, висит на стене.

Никита Степаненко начинает рассказ о себе с детства. Оказывается, на выбор будущей профессии повлияла семья. Родители Никиты тоже скульпторы, он с детства «обитает» в этой мастерской. Таким образом, случился мэтч и любовь с первого взгляда. Учился он в Академии художественной промышленности. С 2009 по 2015 годы начинал активно развивать свой талант, делая скульптуры, арт-объекты, а также оформляя рестораны своими работами. Одним из самых масштабных проектов Никиты Степаненко является скульптура Иисуса Христа на иконостасе Большой церкви Эрмитажа.

В процессе диалога мы больше узнаем о творчестве Никиты, его ощущениях во вовремя работы и развитии карьеры:
— Что или кто помог вам на старте?
— Родители, в первую очередь. Очень помогает среда — академия, когда находишься рядом с ребятами и чему-то учишься у них. И куда же без конкуренции.
— Сложно ли в начале творческого пути?
— Конечно. Это как в спорте: нужно поднять огромную тяжесть, а мышцы не готовы. И ты корячишься, проходишь рубикон, и тогда что-то получается.
— Какое самое минимальное время вы тратили на создание скульптуры? А максимальное?
— Минимальное время – три часа, а максимальное – шесть месяцев.
— Заказчик всегда прав?
— Наоборот, на самом деле. Если вы автор, тогда к вам приходят специально из-за вашего имени и почерка. Чем сильнее вы отойдете от своей позиции, тем меньше вас будут уважать. Иногда все же стоит прислушиваться к взгляду со стороны, но ставить на место заказчика в том случае, если по каким-то дилетантским понятиям он попытается потянуть не туда.
— Ходите ли вы на выставки? Каким скульптором вы восхищаетесь?
— Да, я хожу на множество выставок. Из современных скульпторов я восхищаюсь Аниш Капур. Его работы доставляют мне эстетическое наслаждение.
— Как бы вы советовали тренировать насмотренность?
— Нужно начинать с осознания себя, чувствовать, к чему душа лежит. Должна быть цель, которая не привязана к внешнему миру, чтобы потом искать образы.
— Какие образы или темы чаще всего мелькают в вашем творчестве?
— Мелькает тема семьи, природы, мужчины и женщины, формальной композиции – это форма и контрформа, жизни и смерти, животного мира, балета, друзей, а также портреты знаменитых личностей.
— Есть ли у вас личные «тотемы» — формы, материалы или символы, к которым вы постоянно возвращаетесь?
— Это чаще всего религия: христианство, ангелы у меня постоянно в творчестве мелькают. Также космос постоянно прослеживается – черные дыры, вселенные, звезды, планеты и орбиты; животные – волк, кашалот, орел, лев, жираф бегемот.
— Расскажите, с чего для вас начинается новая работа: с идеи, материала или ощущения?
— Работу можно вести с разных сторон, в основном идет от идеи, от осознания чего-то. Если же приходит заказ, зависит от человека: какой он, как говорит, что его интересует, что он просит, насколько откликается – по заказчику тоже много чего понятно. Следующий этап – работа с материалами, пространством, размером композиции. Дальше делаются и согласовываются эскизы, собираются материалы с помощью интернет-ресурсов. Происходит «накачка образов», анализ того, что откликается внутри, наблюдаешь, что получается в материале или объеме, а следующий шаг – усовершенствование. К примеру бывает, что увидел текстуру, она тебе что-то подсказала, сразу думаешь про композицию. Можно идти от ассоциаций, но я чаще всего опираюсь на идею в первую очередь.

Мастерская начинается не со скульптур, а с человека!

