Издавна профессия учителя имела особую роль в жизни общества. За учителями закрепилась функция не только обучения, но и воспитания, передачи традиционных морально-нравственных идеалов из поколения в поколение. Учителя всегда пользовались уважением общества и государства. К ним шли за советом, их мнение всегда имело большой вес. Но ситуация кардинально изменилась 30 с лишним лет назад, когда государство отказалось от идеологии. Тяжелейшая экономическая ситуация в стране, несомненно, повлияла на состояние школьной системы- неразбериха с учебными пособиями, учебными программами, бедственное финансовое положение учителей- все это отразилось на общем состоянии образовательной системы новой России. Остро встал вопрос о её реорганизации, начавшейся лишь в 2000х годах. Меня заинтересовал вопрос: а как живется учителю сегодня? Круто ли быть учителем? Для ответа на эти вопросы я обратился к учителю начальных классов МБОУ СОШ 54 (ф), Ахмедьяновой Оксане Михайловне.
Кем вы мечтали стать в детстве?
-В детстве я мечтала стать учителем. Собирала вокруг себя ребят и играла в школу. Моя детская мечта сбылась: я стала учителем начальных классов.
Почему выбор остановился именно на начальной школе?
-Быть учителем — это призвание, быть хорошим учителем — это талант, быть хорошим учителем начальных классов – это талант вдвойне, потому что именно этот учитель остается в памяти маленького ребенка, как первый человек, встретившийся на его долгом и трудном пути под названием «школа». Учить детей в начальных классах- дело нелегкое и ответственное, ведь именно в начальной школе закладывается фундамент для всей последующей учебы. Только от любви и подхода учителя зависит, с каким багажом знаний и ценностей ребенок войдет во взрослую жизнь.
Что первично: воспитание или образование?
-Я считаю, что это два важнейших неделимых процесса. Мы понимаем, что по-настоящему образованный человек не может быть невоспитанным, а воспитание предполагает образование.
Когда-нибудь возникало желание все бросить, поменять профессию? Что заставляет оставаться в профессии?
-Возникало, и не раз. Но это было, скорее, непонимание и недоумение от ситуации, чем желание все бросить. А в профессии заставляет оставаться возможность творческого самовыражения. Я как учитель могу создавать уникальные уроки, придумывать необычные задания и использовать интерактивные методы обучения. Это даёт простор для творчества и делает работу увлекательной и неповторимой. Привлекает постоянное общение с учениками. Работа с детьми помогает оставаться энергичным, заряжаться идеями и быть в курсе современных тенденций. Эмоциональное удовлетворение. Для многих самое ценное в профессии — это благодарность учеников, их успехи и достижения. Именно это делает её такой значимой. Во всем этом - смысл профессии учителя — она приносит радость не только ученикам, но и самим преподавателям.
Современные дети: какие они?
-Современные дети, несомненно, отличаются от предыдущих поколений. С ними одновременно и очень сложно, и очень интересно. На них не действует тактика внушения чувства вины. Они не всегда предсказуемы , их поведенческие реакции порой тяжело просчитать. Они почти не реагируют на принуждение, нотации, наказания, запреты и другие общепринятые методы воспитания и дисциплины, которыми часто пользуются педагоги и родители. Они ожидают от всех вокруг взаимного уважения и любви. Они ни при каких обстоятельствах не одобряют лжи, манипулирования и насилия. Современные дети требуют пояснений и почти никогда не довольствуются отговорками на уровне: «Потому что я так сказал». Кроме того, они лучше всего реагируют, когда к ним обращаются как ко взрослым. Честность, доверие, откровенность и искренность воспитываются простыми шагами по изменению поведения - но только если взрослые захотят начать с себя. Дети нуждаются в том, чтобы их поняли. Лучший способ узнать современных детей - общаться с ними.
А современные родители?
-Современные родители очень продвинутые. Родитель сегодня знает ФГОС и свои права (а также, права ребёнка) ничуть не меньше, чем учитель. Прекрасно разбирается в том, как именно школа должна функционировать. Очень занятые. Не все, но большинство. Современный темп жизни заставляет нас работать и заниматься важными делами в бешеном ритме. Родители много работают вовсе не для того, чтобы не видеть своего ребёнка ,а, наоборот, чтобы дать ему лучшее детство. Поэтому без лукавства мы, учителя, можем видеть детей чаще, чем родители, и мы можем рассказать что-то такое о ребёнке, о чём сам родитель может не знать.
Ваш выпускник-какой он, на Ваш взгляд?
-Мой выпускник- это человек, искренне любящий свой народ и свою Родину. Он уважает традиции семьи в частности и общества в целом. Он любознателен, что позволяет ему активно познавать этот мир. Это, также, и человек, который умеет учиться, признавать свои ошибки и высказывать свое мнение по тому или иному вопросу
Как Вы считаете ,что может сегодняшнюю молодежь, заканчивающую педагогические институты и колледжи сподвигнуть сделать выбор в пользу работы в школе?
-Обязательное распределение, которое в нашем государстве распространяется только на студентов, обучающихся по гранту. Если абитуриент изначально знает, что педагогический вуз для него – это не только наиболее доступное высшее образование, но и непременно работа в школе, то, возможно, увеличится процент тех, кто пойдет учиться по призванию, кто, как говорится, «с детства мечтал быть учителем». Во-вторых, наставничество. Педагог- наставник высокой квалификационной категории- сопровождает молодого педагога на протяжении периода адаптации, приобретении им педагогического опыта, повышении его педагогического мастерства. Наставничество осуществляется до аттестации молодого педагога и получении им первой квалификационной категории. И, конечно же, достойная зарплата. Это очень важно.
Как Вы считаете: школа будущего – она какая?
-Школу будущего я представляю так: она инновационная, безопасная, развивающая, экологичная! Это просторные многофункциональные, технически оснащенные классы ;это умные , бешеными темпами развивающиеся дети ; это творческие сообщества учителей, любящих детей!
Из беседы с Оксаной Михайловной я сделал вывод, что профессия учителя- это та профессия, которая не дает остановиться в развитии человеку, который её выбрал. Учитель постоянно живет в динамике, в условиях многозадачности и постоянного поиска индивидульного подхода к каждому ребенку. В этой профессии человек за относительно непродолжительный промежуток времени видит конкретный результат всех вложенных усилий. А ещё из беседы с Оксаной Михайловной я сделал вывод, что в этой профессии невозможно постареть, потому что рядом дети! В заключение я хочу сказать, что быть учителем- это круто!


