Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Горячо, божественный глагол!

Круглый двоечник по математике, у которого в ответе всегда было «нуль», иногда излишне откровенный и прямой петербургский кутила. Революционер, Романтик, Реалист, чьи друзья говорили, что ему не хватало «того, что называют тактом». А ещё - реформатор русского литературного языка и величайший отечественный поэт. Это всё про Александра Сергеевича Пушкина.

Горячо, божественный глагол!

 

Круглый двоечник по математике, у которого в ответе всегда было «нуль», иногда излишне откровенный и прямой петербургский кутила. Революционер, Романтик, Реалист, чьи друзья говорили, что ему не хватало «того, что называют тактом». А ещё - реформатор русского литературного языка и величайший отечественный поэт. Это всё про Александра Сергеевича Пушкина. 

 

 «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, / К нему не зарастёт народная тропа, / Вознёсся выше он главою непокорной / Александрийского столпа...» - это стихотворение Александра Сергеевича Пушкина знакомо любому девятикласснику. Ученики ежегодно вызубривают лирику Пушкина на школьные зачёты, будто «Отче наш». Но много ли детей по-настоящему осознаёт, за что Пушкин так самонадеянно сулит себе памятник? Что он сделал, что к нему не зарастёт народная тропа? И какая какой человек скрывался за его великими стихами? В этом мне помог разобраться недавно вышедший фильм « Пророк. История Александра Пушкина».

 Режиссёром данного фильма стал Феликс Умаров, молодой и амбициозный выпускник ВГИКа. «Пророк» стал лишь второй его картиной, однако больший опыт есть у кинематографиста в операторской деятельности. Сам режиссёр в одном из интервью рассказывал, что при работе над фильмом он ориентировался на зарубежный мюзикл «Ла-Ла-Ленд». И правда, музыкальный мотив в фильме представлен очень ярко, хотя был оценён зрителями критически. Но об этом позже.

 Фильм представляет собой художественный рассказ о жизни великого поэта (подчеркну, не претендующий на биографическую точность), поэтому начинается картина с кадров в Царскосельском лицее. Молодого Пушкина сыграл Кай Гетц, достаточно неплохо вписавшийся в роль юного и эмоционального бунтовщика. Здесь мы видим первый протест Пушкина против системы, в этом случае против учителей, которые, по мнению лицеистов, пытаются ограничить их свободу. И вот мы доходим до первого «рэп баттла», где ученики смело отстаивают свою свободу, которой их учили в том же лицее, в качестве протеста встают на парты и заявляют о своём потенциале: «Будем продвигать науку мы, как Ломоносов. Как Державин, напишем великие стихи»

 После выпуска из лицея мы следуем за героем в мир петербургского веселья, кутежа и бурной жизни. Многие зрители высказывались критически именно об этой части фильма, ведь представление о величайшем творце с детства у нас складывается совсем иное. Тем не менее, исходя из биографии Пушкина, как раз эти фрагменты были вполне честны. Ведь в период жизни в Петербурге поэт правда прослыл заядлым картёжником, «тусовщиком», как бы сейчас сказали. Эти моменты фильма пропитаны духом свободы, беззаботности, снова своеобразного протеста... В общем, духом молодости и энергичности. Мне кажется в фильме очень важным именно это. Ведь романтизированный портрет Пушкина как романтика в душе и гения во плоти, который нам преподносят на уроках литературы, фактически обезличен. Это не живой человек, а лишь идеализированная картинка. Именно поэтому факт того, что в данном фильме идёт акцент на живую личность, для современного русского кинематографа весьма важен. 

 Но несмотря на свой образ жизни, именно в это время начинается литературный путь Александра Сергееевича Пушкина, его известность в широких кругах и творческий опыт. Пушкин сближается с первым наставником, Василием Андреевичем Жуковским. В честь написания поэмы «Руслан и Людмила» Жуковский дарит Пушкину свой портрет с надписью: « Победителю - ученику от побеждённого учителя». Этому эпизоду в фильме тоже уделено отдельное внимание. 

Также не могу упомянуть фрагмент с предсказанием немецкой гадалки о судьбе Пушкина: «На 38-м году жизни бойся гибели от белой лошади или белого человека!». Видимо, для режиссёра такой опыт из жизни Пушкина было важно показать, ведь перед самой дуэлью с Дантесом герой про это предсказание вспоминает, много о нем думает, а Наталья Гончарова в конце концов сжигает это предсказание. 

 В начале творческого пути Пушкин подражает поэтам-классицистам, пишет оды в духе Державина, одновременно с этим вкладывая в них свой собственный, революционный замысел и тему. Ведь этому поколению уже не свойственно писать царям оды, а даже наоборот - в этих одах их критиковать. Так, за оду «Вольность» Пушкина ссылают в южную ссылку, где начинается новая глава его творчества. 

Южная ссылка в фильм показывается тоже очень ярко. Кишинев и Одесса в фильме буквально пестрят красочными экзотическими кадрами. А также их оживляет роман Пушкина с графиней Воронцовой, женой его непосредственного начальника. Очень важно отметить, что влюблённости Пушкина во всем фильме оказывают на персонажа огромное влияние. Графиня Воронцова не была исключением, она толкнула творца на дальнейшее писательское развитие, убрала его страх осуждения и, можно сказать, подарила незабываемый романтический опыт. Также мне показалось, что позже в фильме была проведена параллель между Воронцовой и Натальей Гончаровой. Только положение Пушкина в этих ситуациях изменилось на 180 градусов.

Но характер и темперамент, как известно, с возрастом стремительно меняется. А вместе с ним сменилось и направление творчества Пушкина. От романтических баллад, элегий, революционных од Пушкин приходит к изображению реальности во всех её аспектах. И фильм чётко это показывает: первая его часть специально наиболее яркая, тёплая, свежая, кишащая энергией, а вторая изображает нам своеобразную серость, стремление Пушкина к покою, насыщенной творческой жизни и тихую надежду на светлое будущее. 

Сцены в Михайловском точно так же сосредоточены на получении поэтом литературного опыта, стремлении к познанию реальности. Здесь снова присутствует песня, её название - « Река творчества». Она представляет из себя рассуждения героя о своём поэтическом даре. В этой песне присутствует много деталей из стихотворения «Поэт». Поэтический дар в песне раскрывается двойственно, он - самое главное проклятье и самая главная награда. В первом куплете герой называет дар проклятым, ведь он мешает творцу находиться в свете, быть им одобряемым и принимаемым. Но во втором куплете отношение Пушкина меняется: «Если ж в мире этом буду пойман в сеть/ Сотворю десяток я миров других — / Не лишит никто меня свободы в них». И когда поэт находится в изгнании, он просит лишь того, чтобы «божественный глагол» его не бросал. 

Я уделяю этой песне настолько большое внимание, поскольку именно музыкальность фильма собрала много споров насчёт себя. Мне кажется, что так получилось из-за обмана ожиданий, ведь многие зрители ждали от фильма больше исторических и биографических точностей. Но лично я не думаю, что это плохо, ведь эксперименты в поп-культуре, безусловно, важны и нужны. Феликс Умаров в одном из интервью рассказывал, что рэп-эксперимент был необходим ему для демонстрации поэзии в современном мире. Ведь, действительно, даже в наши времена она продолжает жить в сердцах людей, но в формате песен. Поэтому в фильме они играют важную роль: через песни зритель видит, как менялся характер героя, что он испытывал в разные периоды жизни. Исходя из этого, жанр песен меняется тоже. Но лично мне понравились не все композиции из-за исполнения. Ведь у текстов действительно хороший потенциал, но звучание вышло достаточно... своеобразным. Именно поэтому молодёжная аудитория очень по-разному реагировала на неё.

Во второй половине 1820-х годов страна переживает переломное для неё событие: декабристское восстание. На судьбе Пушкина оно, безусловно, тоже оставило отпечаток. Практически все единомышленники сосланы, пять казнено. Спонтанно сменяется власть, жестокая цензура творчество и попытка наладить взаимоотношения с этой властью, обернувшаяся успехом ( и рэп-баттлом с Николаем I). И народ, и власть хочет спокойствия.

А последним ярким событием жизни Пушкина в фильме оказывается встреча с Натали Гончаровой. Это - самые красивые, нежные и трогательные кадры фильма. Возможно, даже излишне романтизированные. Ведь в самом деле влюблённых мало что связывало помимо чувств, если они вообще были. К этому периоду времени Пушкин уже хочет остепениться, писать в своё удовольствие, жить подальше от Петербурга. Ведь он уже прожил самые насыщенные моменты жизни. У Натали - стремление к светской жизни и новым знакомствам, у Пушкина - кризис среднего возраста. Но тем не менее, в фильме счастливые моменты этого союза явно перевешивают. На самом деле, читаемо, что режиссёр в эту пару прямо-таки влюблён.

Но союз оканчивается печально. В фильме присутствует яркий мотив виновности в своей смерти самого Пушкина. Ведь герой прямым текстом говорит, что на этой дуэли не погибнет точно, просто не допуская возможности провала. Ревность поэта к молодому французу Жоржу Дантесу приводит к трагической дуэли. После неё раненый поэт обращает внимание на свои заснеженные кудри. «Опасайся белой головы...»

тзр: Люлькова Варвара

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях