Перейти дорогу, зайти в магазин, сесть в общественный транспорт, посмотреть фильм с любимым актером в кинотеатре, сходить на выставку – плевое дело, казалось бы. Однако люди, что по каким-то причинам не имеют возможности передвигаться «на своих двоих», к сожалению, сталкиваются с проблемами. Для того, чтобы иметь четкое представление о ситуации комфортности городской среды в Челябинске, я пообщалась с Андреем Николаевичем Поповым, инвалидом 1 группы и сама оседлала инвалидную коляску, надев на себя шкуру человека с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
Барьер размером с поребрик
На улицах российских городов редко встретишь человека с инвалидностью. Почему же? Ведь по данным Росстата, более 11,5 миллионов россиян имеют инвалидность, то есть около 8% населения страны. Дело в том, что для граждан с ОВЗ зачастую нет комфортной городской среды: качественных пандусов, лифтов в метро, ровных дорог, тактильных разметок, светофоров с голосовым оповещением, доступа к общественному транспорту и так далее. Однако, чтобы выстроить собственное независимое мнение о данной проблеме современного общества я приняла решение не только взять интервью у инвалида первой группы и колясочника Андрея Николаевича Попова, но и ощутить все на своей шкуре. Одолжив инвалидную коляску у своего интервьюента, я в течение целого дня исследовала улицы родного города Челябинск и сталкивалась с трудностями, о которых в привычной ситуации даже и не подумала бы...
Многим из моего окружения чужда такая острая заинтересованность в теме инклюзии, но сама я являюсь достаточно сердобольным и любопытным человеком. По непонятным причинам мне всегда была интересна эта тема и проблема адаптации инвалидов в городской среде, где и человеку, передвигающемуся на двух ногах, становится страшно спуститься в подземный переход, что уж говорить про людей, что передвигаются на специальном транспортном средстве…
Андрей Николаевич занимается сборкой, продажей и ремонтом тяжелой спецтехники, такой как, например, тракторы. Два года назад Андрею ампутировали одну ногу в ходе операции, тогда он впервые столкнулся со тяжестью передвижения на инвалидной коляске и необходимостью привыкать к новой жизни. А еще он вкусно готовит и ничуть не скромен!
- Андрей Николаевич, здравствуйте! Расскажите немного о себе, чем вы увлекаетесь?
- На самом деле, ничего особенного. Всё в работе. Хобби — это и работа, и основное моё занятие. Единственное, могу выделить кулинарию. Очень люблю готовить, и не стану скрывать, получается довольно неплохо!
- А что испытали, впервые сев на коляску?
- Ну, в первую очередь, наверное, неудобство. Это всё было в новинку, непонятно и дискомфортно. Да и сейчас удобства мало, но я просто приспособился ко всему. Дороги у нас похабные, везде кочки, ямы. Переехать дорогу на пешеходном переходе невозможно, там высокие бордюры, нет нормальных съездов, а если проложены трамвайные пути, становится ещё сложнее. Даже в подъезд я попасть долго не мог, но частная администрация сделала мне достаточно приличный пандус. Я вот еще заезжаю, но, честно говоря, не верю, что всем такие делают. В самом подъезде пандус мы создали сами. Сын сделал раскладывающийся пандус на лебёдке. С помощью него я могу съезжать с лестницы и заезжать обратно. Тяжело, но что поделать, приходится выкручиваться.
- Исходя из этого, насколько городская среда приспособлена к комфортному передвижению инвалида-колясочника?
- Не приспособлена от слова совсем. Ну, допустим, попасть в какой-то общественный бассейн я вообще не могу. Заехать в само помещение возможность есть, а вот механизма, чтобы опустить меня в воду, просто не ставят. Ещё простой пример: недавно ездили с семьёй на базу отдыха. Специально забронировали номер, приспособленный к инвалидам. Заранее уточнили, есть ли пандус, говорят, мол, есть. Приезжаем, а там от пандуса одно название… Полутораметровая рампа под углом в 45 градусов. Завозить меня пришлось аж четырём мужчинам! А про дороги и доступ к многоквартирным домам я уже сказал, там ситуация не лучше, к сожалению.
- Какие ранее обыденные вещи сейчас даются с трудом? Или с чем было сложно справиться в самом начале?
- Знаешь, самое простое первое давалось с большим трудом. Банально помыться, сходить в туалет, выехать с бордюра, выйти из дома, переодеться, приготовить еду. Поначалу все это было тяжело и жутко неудобно. Представь себе, вот ты с одной ногой, еще и руки плохо работают… Становится невероятно сложно совершать бытовые и самые простые на первый взгляд действия. И тем не менее, сейчас я практически со всем справляюсь самостоятельно! Если ты хочешь, ты научишься, если не хочешь, ты будешь пользоваться услугами родственников. Я считаю, что это позорно. Уж лучше на одной ноге проскачу и все сделаю сам, чем бесконечно буду просить кого-то о помощи. Не сидеть же мне как истукану, нагло пользуясь тем, что дают!
- На сколько государство вообще покрывает Ваши потребности?
- Процентов, ну, может быть, на 5-10. Конечно, с лекарствами помогают, гемодиализ проводят. За это, конечно, огромное спасибо государству. А так, в финансовом плане, совсем немного. Ну ничего, я и сам вполне неплохо зарабатываю, в состоянии обеспечить себе комфортную жизнедеятельность.
- Как вы думаете, что стоит предпринять в первую очередь, чтобы улучшить городскую среду?
- Начать с банального улучшения комфорта передвижения. В первую очередь надо ремонтировать дороги, особенно во дворах. Там же вообще никакой асфальт! Ямы, кочки, ухабы, поребрики, бордюры… Ехать практически невозможно. Вообще, я считаю, что нужна какая-то отдельная программа. Допустим, чтобы спрашивали конкретно у нас, инвалидов, какие есть проблемы и что нас не устраивает. И ведь колясочников немало, и с их мнением тоже необходимо считаться! И при новой застройке нужно делать с самого начала комфортную среду. Чтобы сразу было удобно, а не когда-нибудь «потом». И нужно сделать так, чтобы мы не были обузой для окружающих. Когда ты сам что-то можешь сделать, я считаю, что это лучше, чем просить кого-то. Чувствуешь себя пиявкой, честное слово. То есть создать такие условия, где я смогу самостоятельно передвигаться, работать и получать досуг без помощи окружающих.
- А что Вы ощущаете, когда людей с ОВЗ начинают жалеть?
- Наверное, я не обращаю на это внимание. Вообще, у нас народ-то сердобольный, заботливый. Если я где-то остановлюсь на коляске, ко мне наверняка кто-то подойдёт, спросит, нужна ли помощь. И, конечно, здорово, что люди обращаются, интересуются. Это круто. Правда, бывают и совсем неприятные ситуации. Я сидел на коляске со стаканчиком кофе возле ТРК, ждал жену. Ко мне подходит молодая девушка и пытается подбросить мелочь в стакан. Я у неё спрашиваю, мол, «Зачем вы это делаете?», а девочка растерялась, сказала, что хотела помочь. Конечно, сделано было из хороших намерений, но случай был совсем неожиданным. Так что, я отношусь к этому спокойно, ровно. Люди ведь от доброты душевной пытаются помочь, а не из негативных побуждений.
- Вы когда-нибудь сталкивались с какими-то стереотипами или с предвзятым отношением?
- Да практически, наверное, ни разу не сталкивался. Только с недоброжелателями когда-то столкнулся, были там какие-то насмешки, еще что-то. А так, вроде, люди все нормальные. Никто особо не высказывал никаких претензий. Если я создаю кому-то неудобства, то все стараются нормально на это реагировать и помогать. Народ у нас вежливый, добрый и отзывчивый.
- Что тяжелее всего дается на ментально-моральном уровне?
- Первоначально все равно ты чувствуешь ущербность. Ты можешь на равных общаться с людьми. Банально, когда сидишь, ты ниже людей. Окружающие все стоят, я все равно ниже. Даже девочка метр шестьдесят будет выше меня. И в априори люди будут смотреть на тебя сверху вниз. Это бы неудобно, но ничего, и к этому привыкаешь. Все зависит от того, как ты сам себя поставишь, как сам решишь жить. У меня есть желание открыть здесь, в Челябинске какой-нибудь филиал, попробовать поделать что-нибудь в этой сфере. Участвовать в движениях, быть с администрацией на равных побережьях. Хочется, чтобы на нас обратили внимание. И ведь если бы на нас обратили внимание и что-то сделали, помогли бы организоваться, мы обязательно приносили бы пользу. Что-то делали, допустим, или производили, или монтировали. Мы тоже можем работать, ну, нет ног, зато руки есть, голова на месте. Я могу поруководить, подсказать что-то, допустим, технически. Но нас не используют в должной мере. Дали пенсию, мол, получай, и всё. Надо давать возможность своими силами зарабатывать деньги, а не ограничивать нас только потому, что по каким-то причинам мы передвигаемся на коляске. Пословица есть такая: «Дай человеку рыбу – он будет сыт на день, научи человека ловить рыбу – он будет сыт всю жизнь». В жизни также. Были бы у нас условия, мы бы ничем не отличались от людей, что передвигаются на своих двух.
- А что Вы могли бы посоветовать людям, которые оказались в подобной ситуации, которые только начинают адаптироваться к такой новой жизни?
- Ну, терпение, терпение, еще раз, терпение. Нужно терпеть, учиться и пытаться делать что-то самим. Если есть возможность, надо делать самому, не получается — пытайся. Не получается, не знаешь как, пожалуйста, интернет-помощь. Не отчаивайтесь, руки не опускайте, и всё. Даже оказываясь в трудной ситуации надо продолжать стараться, стараться и еще раз стараться. Получается, здорово, не получается, ничего, попробуй ещё раз постараться, раз получилось, теперь главное не останавливаться и делать что-нибудь ещё!
Сам Андрей Николаевич создает впечатление очень сильного, простого и позитивного человека. В сотый раз я убедилась, что в первую очередь маломобильным гражданам необходима комфортная городская среда, которая не будет ограничивать передвижение, быт, отдых и самую обыкновенную жизнедеятельность. И как ни странно, люди, что оказались в такой ситуации, имеют железный стержень внутри и огромную силу воли! Однако, меня поразило то, насколько просто и легко все воспринимает Андрей… Невероятной силы человек!
«Люди не ценят то, что имеют, пока не потеряют» — крылатая фраза, знакомая каждому, правда ведь? А насколько часто Вы сами задумываетесь о том, что имеете радость бегать, ходить, прыгать, танцевать? Думаю, об этом мало кто задумывается, и это абсолютно нормально. Но, к сожалению, кто-то этой возможности лишён. В этот раз мне стало мало одного лишь интервью. Как уже писала, я решила шагнуть дальше и прочувствовать тяжесть передвижения на инвалидной коляске на собственной шкуре!
Вообще, идея сесть в средство передвижения человека с ОВЗ, пришла ко мне по щелчку пальца. В детстве я пару раз видела на просторах интернета социальные ролики на такую же тему, но именно сейчас поняла, что тоже хочу ощутить это на себе. Все, кому я рассказала о своей задумке отнеслись к этому по разному: кто-то испугался за мое здоровье, кто-то суеверно начал отговаривать, мол, навлечешь на себя беду, кто-то отнёсся со скепсисом, говоря о том, что «и так все понятно, все у нас плохо», кто-то заранее посочувствовал, а кто-то даже поддержал. Но идеей я уже загорелась, меня не отговорить! Итак, мое небольшое, но увлекательное и одновременно страшное «путешествие» началось…
О безБАРЬЕРНОЙ городской среде
Первые десять метров даются с неистовой лёгкостью, и, честно говоря, я даже удивилась. Мой железный «трон» достаточно маневренный, быстрый и относительно лёгкий, около 10–15 килограмм. И казалось бы, всё это несомненные плюсы… Но как только пришло время съезжать с пешеходной улицы на дорогу и заезжать обратно, я кардинально поменяла своё мнение. Во-первых, выезжать с поребрика пришлось прямиком в глубокую дождевую лужу, так как обход, где люди «переплавляются на своих двух», находился слишком далеко, да ступенька там очень высокая. Боюсь, решись я спускаться там, почти наверняка скатилась бы под колеса какой-нибудь машины. Во-вторых, заехать на бетонную конструкцию — такая же ирреальная задача, как и съехать с нее. Сам по себе бортовой камень высокий, косой, разбитый и разъехавшийся. То есть, заезжая на него маленькими передними колесами, я в нём же и застреваю. Однако даже это стало не самой большой проблемой. Я, будучи не привыкшей к своему транспорту, ещё не могла «подпрыгивать» на нем так, чтобы не сваливаться назад. Возвращаясь к весу коляски: когда пытаешься забраться на какое-то возвышение, отталкиваясь на спинку аппарата, чтобы подпрыгнуть, тебя машинально и с достаточно большой силой откидывает назад. Соответственно, есть риск падения на спину. И в моем случае так и произошло! Это была моя первая и, наверное, самая экстремальная за всю прогулку попытка заехать на бордюр. Я начинаю делать первые рывки: меня отбрасывает назад, и я, не успев осознать произошедшее, лечу на скорую встречу к асфальту! В моменте даже испугалась, что сейчас я упаду, ударюсь головой, и иномарка, ожидающая пешеходов, вдруг решит проехаться по мне… Но! К счастью, сзади меня оказался неравнодушный мужчина, который успел перехватить коляску до того, как могло произойти неприятное падение. Прохожий помог мне заехать на тротуар, где я смогла продолжить свою прогулку.
Следующей проблемой стал разбитый вдребезги асфальт: ямы, кочки, ухабы, грязь и мусор. Банальное передвижение по городу не то что даётся с трудом, а кажется практически нереальным! На каждом метре меня подстерегает препятствие, преодоление которого даётся с большим трудом. Стараясь объехать одну кочку, я натыкаюсь на другую яму. И так раз за разом… А вот через несколько минут я легкомысленно въезжаю на колодец посреди тротуара — и колесо застревает на перепаде высот. Крышка утоплена в асфальт слишком глубоко. Казалось бы, какой пустяк! Но сдвинуть коляску с места не удаётся ни с первого, ни с пятого раза. Мне помогает маленькая девчушка-школьница с большим ранцем за спиной. Девочка, несмотря на различие моих и ее габаритов, справляется и по моей просьбе вывозит к остановке общественного транспорта, где я остаюсь ждать первую «жертву» проверки.
И вот на горизонте появляется зелёный автобус! Транспорт останавливается, и я понимаю: одной мне не справиться. Слишком далеко от тротуара находится автобус. Чтобы добраться до него, мне сначала придется спуститься, а потом опять подняться. Я в ожидании чуда, но его не происходит. Водитель остаётся на месте, а люди не заходят и не выходят, да и на остановке пусто… Мой чуть ли не единственный шанс добраться до центра города уезжает, даже не предложив руку помощи. Автобус сменяется на красный, заполненный людьми троллейбус. В этот раз машина встала ближе к пешеходной дороге, шансы на успешный заезд увеличились, подумала я, пока не поняла, что центральные двери троллейбуса нерабочие… Они просто не открываются и не закрываются, находятся в статичном состоянии. А пролезть в передний или задний проход я не могу — очень уж он узкий, а коляска широкая. И вот что делать в такой ситуации? Опять же, только ждать помощи окружающих. В этот раз мне повезло больше: молодые люди предложили свою помощь, а отказываться просто не было смысла. Так и получилось, что один из парней взял на руки меня, а другой сложил коляску и завёз её в транспорт. Конечно, пришлось немного растолкать толпу, но сесть у меня получилось, места хватило. Повезло, что ребятам нужно было выходить на одной остановке со мной, и вышла из троллейбуса я точно так же, как и зашла. Следующим на очереди был трамвай, который, к слову, стал самым удобным для передвижения. Я попала на новую, отремонтированную остановку и на такой же новый транспорт. Вход в него на одном уровне с тротуаром, расстояние минимальное, наконец-то я в состоянии самостоятельно заехать внутрь без чьей-либо помощи. Но и у трамвая есть минус — рельсы. Переехать дорогу в месте, где проложены трамвайные пути, невероятно сложно, практически невозможно. Колеса застревают, меня заносит в разные стороны, подпрыгивать на каждом метре устаешь…
С трудом преодолев очередную пешеходную зону, я подъезжаю к подземному переходу и… Просто стою. Спускаться и подниматься там и обычному человеку не всегда удобно, лестницы скользкие, разбитые, сдвинутые с места, зачастую мелкие. В общем, упасть проще простого. А для колясочника задача ещё в несколько раз сложнее. Страх в моей голове говорит: «Спускаться в подземный переход на коляске — почти самоубийство». Но делать нечего, мне необходимо перебраться на противоположную сторону. Пандус тут нормальной ширины, но металлический. На улице идёт дождь, становится очень скользко, небезопасно. Я прикидываю. Если что-то пойдет не так, есть два варианта: или спрыгивать с коляски на огромной скорости, но собрать лицом все ступеньки, или запрокидываться на стенку справа, чтобы попытаться сбросить скорость, но стереть в мясо руки… Честно говоря, ни первый, ни второй исход меня не привлекал. По ощущениям, напротив спуска я нахожусь уже больше получаса, но дальше тянуть нельзя. Вдох. Выдох. Поехала. Во-первых, трудно даже заехать на металлическую конструкцию, больно уж резкий заезд на пандус. Во-вторых, здесь напрочь отсутствуют перила. То есть, если я начну падать, схватиться будет попросту не за что. В-третьих, склон достаточно крутой, около 50 градусов на примерно 3 метра. Спускаться приходится долго и осторожно. Я постоянно притормаживаю, крепко держусь за колеса, но даже такая мера предосторожности не спасает меня от резкого скольжения вниз! Посадка оказалась не мягкой, но вырулить я сумела, на асфальт падать не пришлось. Слегка повертевшись вокруг своей оси, я подъехала к очередному испытанию — подъем по такому же крутому и скользкому пандусу. Теперь проявился страх упасть на спину и сломать позвоночник или шею… Вдох. Выдох. Первые попытки заехать на железные пластины не увенчались успехом. Только я пытаюсь забраться на металлическую вершину и практически сразу откатываюсь назад. Ещё попытка. И ещё. Мне не хватает физических сил. Пришлось сдаться и просить помощи у проходящего мимо мужчины. К счастью, он не отказал мне и с лёгкостью перевез меня наверх. Однако понимание, что без помощи окружающих я не могу даже переправиться на противоположную сторону, не то что огорчает, но и раздражает, вызывает настоящую злобу!
По пути к ТРК я вижу аптеку, на входе которой есть кнопка вызова персонала для помощи колясочникам. Конечно, из праздного любопытства я на неё нажимаю. И ничего не происходит. Ни звука, ни света, реакции фармацевта на вызов о помощи. Звоню ещё раз. Тишина. В конечном итоге забираюсь на убитую временем бетонную площадку, открываю дверь, с трудом заезжаю в само помещение (тут виноваты нижние панели дверей, заехать на которые очень сложно). Здороваюсь, вежливо интересуюсь, что же происходит с кнопкой вызова персонала. Как оказалось, она давно неисправна, но чинить её никто не намерен, мол, инвалиды у нас гости не частые.
Я продолжила свой путь и заметила одну особенность: большинство сфер услуг и мест для проведения досуга попросту не приспособлены к нахождению там людям с ОВЗ. Нет возможности заехать, устроиться, выехать. Парикмахерская, кафе, пиццерия, бутик одежды, свадебный салон, ломбард, банк, книжный — ни в одном из этих мест я не увидела безбарьерной среды для людей, передвигающихся на инвалидной коляске.
Теперь о ТРК. Я посетила несколько и вот что могу сказать: торгово-развлекательный комплекс «КУБа» оказался достаточно удобным. Здесь есть отдельный вход в комплекс для колясочников, специальный просторный лифт и практически полное отсутствие нижних планок, которые иногда очень мешают попасть в то или иное заведение. Туалет комфортный, чистый, удобный. «Родник» же не может похвастаться тем же. Чтобы попасть в торговый комплекс, мне либо надо преодолеть огромную парковку и войти в ТРК на цокольный этаж, либо быть человеком невероятной силы, чтобы подняться в длинную асфальтированную горку и вновь преодолеть длинную парковку. Я выбрала путь наименьшего сопротивления и все же смогла попасть внутрь. К счастью, «Родник» установил траволатор (та же самая подвижная лента, но без ступенек, поверхность идеально ровная). У ТРК «Горки» совсем просто: есть возможность заехать, передвигаться внутри благодаря лифту и выехать. Правда, путь до самих «Горок» непрост. Асфальт весь в кочках и ямах, везде поребрики и бордюры, кладка кирпича скачет, постоянно застреваю и прыгаю на спадах и подъёмах высоты.
Успела я покататься и по сосновому бору! Основные тропы очень даже хороши. Ровный, гладкий асфальт, можно спокойно сесть на лавочку, перекусить и даже сходить в бесплатный и специально отведенный туалет для инвалидов. В общем, всё для комфортного пребывания в условиях вечнозеленого леса. (Но чисто психологически мне тяжело: в бору много спортсменов, занимающихся лёгкой атлетикой! Когда я с большим усилием передвигаюсь на колёсах, а мимо пробегает здоровый, крепкий мужчина, становится дискомфортно. Ощущаю себя не в своей тарелке. Однако это лишь моё внутреннее ощущение.)
Если говорить о дворах, всё очень печально. Огромное количество парковок, а соответственно, и машин, которые мешают проезду к домам и игровым площадкам. Кочками и ямами уже никого не удивить, но и здесь они присутствуют. Взобраться на игровую зону не получится не везде, очень высокие бетонные блоки. И даже не во все подъезды есть возможность попасть! Многие из них оснащены высокой лестницей, но на них не продуманы пандусы. А если они и есть, подниматься по ним, а спускаться тем более, будет попросту страшно. Про лужи, грязь и мусор говорить не стану, это всё индивидуально, однако передвижению тоже мешает.
Подводя к итогам социальный эксперимент по проверке безбарьерности Челябинска, хочется сказать, что город наш не приспособлен к комфортабельному передвижению инвалида-колясочника от слова совсем. На каждом метре я сталкивалась с проблемами, которые зачастую решить самостоятельно нереально. Самая банальная прогулка или выезд в город по делам даётся с трудом, а любой «подводный камень», встречающийся на пути, оказывается неподъемным для меня самой… Но! Очень сильно спасают люди! Действительно, каждый, кто замечал, что мне тяжело, предлагал помощь, каждый, кого я просила выручить в трудной ситуации, не отказывал мне. Челябинцы и челябинки — очень добрые, отзывчивые и сострадательные люди, готовые прийти на помощь, если она потребуется!
О внутренних ощущениях
Первая эмоция: тотальный психологический дискомфорт. Как только я села в коляску, стала ощущать на себе вязкие, тягучие и словно обволакивающие всё мое тело взгляды… Появилось впечатление, будто «со мной что-то не так». Словно оказавшись на инвалидной коляске, я превратилась из обычного человека в неизвестного никому инопланетянина или экзотическую зверушку. Вторая эмоция: ущербность. Как бы страшно это ни звучало, но, попав в такую ситуацию, я почувствовала собственную беспомощность… Вот пандус, на который нереально заехать самостоятельно. Там бордюр, который мне стоит объехать, иначе я попросту застряну. Через дорогу — любимое кафе, но в него я не попаду: чтобы туда зайти, надо преодолеть с десяток высоких лестниц, причём убитых в хлам. Короче, полное ощущение того, что на мне тяжёлые кандалы, снять которые нереально. Я практически ничего не могу сделать самостоятельно. Третья эмоция: страх. Банальный страх за свою жизнь и здоровье! Правда, ситуации, в которых я оказывалась на протяжении всей прогулки, могли закончиться достаточно печальным образом. Раз я неудачно упала, два — уже перелом какой-нибудь из костей. Или вот я случайно выехала на проезжую часть, не совладав с управлением, и меня сбила машина… Четвертая эмоция: обида. Обида за всех тех, кто сталкиваетесь с подобными проблемами ежедневно. Но не потому, что они заслужили или они какие-то особенные. А потому, что о них не заботится государство! Не улучшается городская среда, не увеличивается количество рабочих мест, не предоставляется должная, быстрая и удобная медицинская помощь. Пятая эмоция: злость. Я достаточно вспыльчивый и раздражительный человек, а когда мне с трудом даются абсолютно бытовые вещи, которые, казалось бы, должны быть доступны всем, меня окутывает некая доля агрессии. Для меня и вправду непонятна сложившаяся ситуация. Почему люди, которые просто имеют иной способ передвижения, должны испытывать такой дискомфорт? Почему в городе создаются такие условия, в которых колясочники становятся недееспособными, хотя таковыми не являются? У них ведь есть голова на плечах, руки, глаза и рот. Они могут работать на благо страны, развивать её, создавать что-то новое, творить… Но находясь в городской среде подобного плана, все эти возможности испаряются! Шестая эмоция: смирение и адаптация. Под конец прогулки, уже подъезжая к подъезду хрущёвки, я понимаю, что в целом привыкла находится на коляске. Привыкла к тому, что одной мне не перейти на другую сторону дороги, не зайти в транспорт и не попасть в тот или иной магазин. Как говорится, «Человек такая скотинка, ко всему адаптируется». Однако такое привыкание мне не по душе. Мне не нравится мириться с тем, что «плохо», мне хочется, чтобы было «хорошо», и причем сразу, без просьб, доказательств и разбирательств. Чтобы люди ощущали себя комфортно без борьбы за то самое малейшее удобство стандартного передвижения по городу.
О том, что можно (и нужно) сделать
Обеспечить зону доступа в вертикальной плоскости. Нужно обратить внимание на отсутствие удобных подъёмов, соблюдение нормативов продольных и поперечных уклонов, ширину проёмов, наличие специальных разворотных зон. Для людей на креслах-колясках нужно установить удобные пандусы, лифты, подъёмники и лестницы-трансформеры.
Небольшая сноска по требованию к пандусам:
- Уклон пандуса является важным параметром, поскольку от него зависит, сможет ли человек на кресле-коляске самостоятельно преодолеть высоту подъема. Небольшой угол наклона обеспечивает возможность самостоятельного использования пандуса и снижает нагрузку на пользователя. Кроме того, уклон влияет на длину пандуса и количество необходимых площадок для отдыха.
- Чем меньше угол наклона, тем длиннее должен быть пандус, но это делает его более удобным и безопасным для пользователей. При больших углах наклона требуется больше промежуточных площадок для отдыха, что также влияет на общую длину конструкции.
- Несмотря на то, что уклон является одной из важнейших характеристик, стационарные пандусы имеют и другие обязательные требования:
- Высота. Внешние лестницы при входе в здание оснащаются пандусами при перепаде высот от 0,14 м до 6,0 м.
- Поверхность пандуса должна быть нескользкой, выделенной цветом или текстурой, и контрастной относительно прилегающей поверхности. Также допускается использовать металлические решетки (обязательно из нержавеющего металла).
- Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями.
- Отдельного внимания заслуживает входная площадка пандуса перед дверьми. Согласно действующим нормам, эта площадка должна быть не менее 2,2х2,2м. Довольно часто встречаются входные группы, где наклонный марш пандуса пристроен к уже существующему крыльцу, без должного расширения самого крыльца. На практике нехватка места на площадке означает, что человеку, который поднялся по пандусу, некуда деться, он не сможет открыть дверь, не сможет разойтись с тем, кто выходит и т.д. Поэтому крайне важно соблюдать габариты входной группы при проектировании и реконструкции крыльца. В ряде случаев вопрос нехватки пространства на входной группе можно решить, пристроив необходимую по размеру горизонтальную площадку из той же конструкции, что и сам пандус, это можно и нужно сделать на этапе проектирования пандуса. Согласно требованиям СП в точке заезда с пандуса на площадку входной группы человеку на коляске нужно не менее 1,5х1,5 м свободного пространства для маневра.
- Над пандусами должны быть навесы, защищающие пандусы от дождя и снега
Входные двери являются важным элементом любого общественного здания, обеспечивая комфортный доступ в него. Однако для маломобильных людей, особенно для инвалидов-колясочников, стандартные двери могут стать серьезным препятствием. Поэтому при проектировании и установке дверей необходимо учитывать требования и нормы, которые обеспечат доступность и безопасность для всех пользователей.
Сделать пешеходные пути ровными и нескользкими. Необходимо сгладить небольшие перепады уровней. Покрытие дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твёрдых, нескользящих материалов. Отказаться от плитки, которая со временем начинает разъезжаться и скатываться. Закрыть водостоки плотной решеткой и перестать закрывать дыры и провалы щебенкой и камнями.
Выровнять места сопряжения тротуаров с проезжей частью. Можно выделить сопряжённые участки цветом, а дорожки обозначить разметкой и знаками.
Оборудовать комфортные остановки общественного транспорта. В первую очередь стоит помнить: любые резкие подъемы и съезды даются колясочникам с трудом. Необходимо создавать такие остановки, которые будут на одной высоте с общественным транспортом.
Нужно выделять места для парковки транспорта инвалидов. На открытых автостоянках вблизи учреждений должно быть не менее 10% мест для парковки транспорта инвалидов. А тех, кто паркуется в неположенном месте, — штрафовать по серьезным расценкам. (Кстати, на машине, в которой передвигается инвалид, должна быть соответствующая наклейка. Если её нет — вероятно, это нарушитель)
Освободить подходы к зданию, пандус и территорию у входа. Нужно убрать рекламные стойки, мусорные баки, столбы, почтовые ящики и другое оборудование, которое мешает свободному передвижению.
Разобраться с проблемой доступности маломобильных граждан к банальным сферам услуг и развлекательным площадкам. Причём! Мало просто дать возможность заехать в торгово-развлекательный центр, надо делать так, чтобы и нахождение внутри него сопровождалось уютом и комфортом. Необходимы отдельные и удобные туалеты, лифты и примерочные. А ещё стоит позаботиться о кнопках вызова персонала, которые, как оказалось, зачастую не работают.
Для обеспечения безопасности и удобства эвакуации маломобильных людей, необходимо применять специальные устройства и методы. Это прежде всего использование эвакуационных кресел и создание пожаробезопасных зон, где человек может дождаться помощи. Эвакуационные кресла предназначены для спасения маломобильных групп населения при пожаре и других чрезвычайных ситуациях. Эти простые в использовании устройства позволяют быстро и безопасно спустить человека по лестнице. Помимо экстренных ситуаций, кресло может быть использовано в повседневной жизни, например, в медицинских учреждениях, где нет лифта, для перемещения пациентов по лестнице. Оно также актуально для пожилых людей, которые не могут самостоятельно подниматься по ступеням. Эвакуационные кресла обеспечивают эффективное и безопасное перемещение людей по лестницам, когда другие средства эвакуации могут быть недоступны или непригодны. Они являются неотъемлемой частью планов безопасности для широкого спектра учреждений, включая больницы, гостиницы, торговые центры и образовательные учреждения. Внедрение эвакуационных кресел в планы эвакуации помогает обеспечить защиту всех людей, включая тех, кто не в состоянии самостоятельно покинуть здание в случае аварии или пожара.
И самое главное. Относиться к инвалидам точно также, как и к здоровым людям. Да, они ограничены в передвижении. Да, им в какой-то степени сложнее, чем нам. Но они не перестают быть от этого дееспособными, умными и интересными личностями. Наравне с нами у них должна быть возможность отдохнуть в кино или баре, работать на заводе или офисе, кушать в ресторане и фастфуде. Однако из-за ряда причин так получается не всегда. Если вы видите человека на коляске, который оказался в беде, — не поскупитесь, подойдите и узнайте, не нужна ли ему помощь. Да и в целом будьте внимательнее к своему окружению, помогайте людям, и люди обязательно помогут вам. Кто знает, где каждый из нас окажется завтра?
О выводах
В первую очередь хочется сказать, что на самом деле очень важно ценить свое здоровье! Правда, это самое значимое, что Вы имеете. Никто не знает, в какой ситуации, кто и когда может оказаться, так не лучше ли дорожить тем моментом, когда Вы и ваши близкие находитесь в здравии?
Конечно, хочется, чтобы условия городской среды стали улучшаться, но жаль, что простого «хочется» недостаточно. В ближайшее время я планирую вновь встать в ряды волонтеров, помогающих детям-инвалидам, а в будущем хочу постараться разработать городской проект, который облегчит и украсит жизнь тех, кто сейчас может быть ограничен в передвижении по нашему городу. Не стоит забывать о взаимовыручке. Если у вас есть возможность помочь — помогайте, не оставайтесь равнодушно стоять в стороне. Наверное, самое страшное — это остаться без помощи окружающих, понять, что ты остался один на один со своей проблемой. Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем мире оставалось как можно меньше жёсткости и бездействия со стороны общества.
«Всё, что нужно для торжества зла, — это лишь бездействие добрых людей».







