Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Длительные, мучительно тяжёлые четыре года… По сравнению с общим течением истории – не такой уж и большой срок, при этом полный героических сражений, жестокости и несправедливости по отношению к русскому народу и множества погубленных судеб… От начала и до конца Великой Отечественной Войны меня провела выставка «Повесть о войне»

Стены Челябинского музея изобразительных искусств встречают меня уже «как родную». В последнее время я начала намного чаще посещать подобные мечта, ведь они помогают мне духовно расслабиться и прийти в гармонию с собой. Однако сегодня я здесь не для отдыха: ведь меня ждёт морально тяжёлая экскурсия, которая рассказывает посетителям об ужасах Великой Отечественной войны.

В который раз не могу не отметить преображение здания. Изнутри оно словно полностью меняется, и я говорю не только про экспонаты: тонко чувствующий человек с лёгкостью поймет, как иногда меняется самоощущение просто из-за оттенков, окружающих тебя. На протяжении всего времени, проведенного в музее, в воздухе витала бесконечная горечь и скорбь. Но при этом скорбь была гордой: она заставляла не опускать глаза, а гордиться героизмом своих предков, поднимая голову всё выше.

Главной целью выставки является отдать дань уважения героям, которые сражались на фронте, в тяжелых условиях ковали победу, но одновременно с этим продолжали творить искусство, любить и ценить людей около себя, верить в победу. Именно это восхищает меня больше всего – то, что даже в страшнейшие периоды жизни человек остается человеком. Ведь в темные времена наиболее видно светлых людей, как и талант множества художников, чьи картины представлены на выставке.

Также очень важным для меня показалось то, что через картины ярко проявляется мотив героизма простых людей. Ведь выставка действительно рассказывает не только о воевавших солдатах, но и о личностях, которых за «изнанкой» войны зачастую попросту не видно. А тем временем подвиги, которые они совершали каждый день, просто невозможно оценить. Огромное количество произведений было создано в самый разгар боевых действий, а возможно, сразу после. Это придает полотнам еще большей достоверности, ведь огромное количество художников писали произведения «по горячим следам», будучи свидетелями многих событий.

Композиция выставки, в свою очередь, тоже поражает продуманностью. Пространство специально выстроено таким образом, чтобы провести посетителя от самого начала войны вплоть до её завершения. Поэтому открывает экспозицию масштабное полотно Сергея Тутунова «Мать».  Именно эта картина оказала на меня наибольшее влияние, ведь она затрагивает важную всем тему: тему семьи, родных и близких людей, а также – гражданского долга. На этой картине изображен еще совсем молодой парень в военной форме. За его плечами стоит мать юноши и смотрит вдаль. Изначально может быть трудно понять, о чем она думает, но эмпат сразу увидит на этом лице ощущение отчаяния и полного опустошения. Родственники не говорят между собой, будто не решаясь даже притронуться друг к другу. Из-за организации пространства картины, вытянутости полотна возникает ощущение одиночества и отдаленности персонажей. Однако на деле их мысли об одном: оба понимают необходимость этого шага, необходимость для благополучия и спокойствия Родины… Именно общее понимание этого образует между героями эмоциональную связь, невидимую, но ощутимую для посетителя.

 А после самого начала войны мы плавно продвигаемся по событиям ушедших лет. Перед глазами, словно собственные воспоминания, пролетают сцены, изображающие уходящих на фронт, танковую колонну, проезжающую по пустой Москве, легендарный «огненный таран» летчика Николая Гастелло и трагическую картину казни Зои Космодемьянской….

Особое место в выставке занимают картины челябинских художников. Одним из них, например, был Игнатий Вандышев. Его картины оказались самыми запоминающимися, ведь написанные им пейзажи города во время войны были достаточно узнаваемыми, однако также присутствовало много различий. К примеру, рассмотрим «Челябинск во время Великой Отечественной войны»: здесь из театра Оперы и Балета идёт дым заводских предприятий, ездит куча грузовиков, в напряжении суетятся люди. Однако несмотря на это, на картине присутствует мотив приближающейся победы. Это символизирует каток на реке Миасс, который создает ощущение возвращения к обычной жизни.

Также хочется назвать еще одну картину, оказавшую на меня большое впечатление. Это полотно  Марии Владимировны Савченковой, называющееся «Последний немец». Мария Владимировна – известная художница РСФСР. Важнейшими темами её творчества стало крестьянство, материнство, семейная жизнь. Представленная картина соответствует тем же мотивам, и, судя по всему, является предварительным вариантом дипломной работы «Немца поймали». Выбрав такую сложную тематику, художница прекрасно смогла передать через работу всю боль и ужас советских женщин, оставшихся с детьми без мужей, братьев и отцов. Но несмотря на это, можно заметить, что обычные женщины ведут себя как героини. С детьми на руках, пожилые и молодые, они надвигаются на последнего немца, оставшегося в деревне, проявляя настоящую храбрость и отвагу.

Однако неправильным будет не затронуть такие редкие экспонаты, как скульптуру или графику. Ведь в залах располагается 47 картин, графика и скульптура. Например, хотелось бы упомянуть чугунную чернильницу отлива  Павла Степановича Аникина. Она называется «Партизаны в тылу врага». В своих композициях П.С. Аникин придерживался как традиций художественного литья начала ХХ века, так и принципов советского искусства. Данная скульптурная группа является одной из наиболее известных работ нашего земляка.

И вот, спустя некоторое время моя группа уже подходит к концу выставки. Через невероятное мастерство художников, ставших свидетелями тех событий, и мы прошли вместе с ними этот страшный опыт. Опыт, наиважнейший для нашей страны.  И, наконец, долгожданная победа, ставшая гордостью нашей отчизны на много лет!  Завершает экспозицию известная панорамная четырехметровая картина Кукрыниксов – творческий коллектив советских художников, в который входили Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов  - «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии». Картина столь же масштабна, как и значимость данного события для нашей страны. Художники, известные своими карикатурами на фашистских захватчиков, здесь проявляют себя до невозможности реалистично, ведь такая ситуация требует серьёзного подхода.

Для меня прошло около часа, полного боли за своих предков, но одновременно с этим — гордости за их подвиг. А для людей, которые ковали Победу и будто сами были скованны из стали, прошло четыре мучительно долгих года... Я не могу говорить, что за это время прочувствовала их боль целиком и полностью, ведь живущий в тепле, любви и покое никогда не сможет так сказать.

Но в эти юбилейные даты, спустя 80 лет с Дня великой Победы особенно важно вспоминать о ежедневном подвиге нашего народа и нашей страны, посещать подобные мероприятия и стараться вновь проникнуться болью нашей Отчизны. А самое главное — делать все возможное, чтобы никогда не допустить такой страшной войны вновь...

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях