Ответный визит к космическим спасателям на военный аэродром Упрун.
Не каждый день журналистов, не связанных с пресс-службой Министерства обороны, пускают на территорию воинской части, особенно такой, где располагается единственный в России отряд космических спасателей. Но при содействии официальных лиц Министерства обороны и педагога-методиста Центра творчества юных Кривозубовой Елены Владимировны ответный визит состоялся. Помимо меня в экскурсии участвовал Зеленин Всеволод, участник творческого объединения «Компьютерная графика».
Дорога к В/Ч 45123-А оставляет желать лучшего: от асфальта и бетонных плит почти ничего не осталось. Наверное, это одна из мер защиты, как и ограждения с колючей проволокой и минные поля.
Рядом с контрольно-пропускным пунктом находится склад горюче-смазочных материалов. Интересно, что цистерны накрыты маскировочными сетями и (или на разговорном языке «мангалами»), которые нужны для защиты от атак дронов-камикадзе. Южный Урал хоть и находится вдали от линии боевого соприкосновения, но меры безопасности в связи с проведением специальной военной операции действуют и тут. Из-за этого же военнослужащие воздушно-космических сил вместо своей традиционной синей формы обязаны носить зелёный камуфляж.
Подойдя ближе к КПП, мы увидели серьёзную защиту территории части: высокий забор с колючей проволокой, бетонные блоки, противотанковый ёж, ленту с шипами и, конечно же, длинный шлагбаум.
Солдаты-срочники на посту по старой армейской традиции о нашем визите не были уведомлены, поэтому пришлось ждать, пока нам выпишут пропуска. В это время мы немного побеседовали с этими двумя парнями и узнали, что один призвался из Махачкалы, а другой аж из Магаданской области! Солдат из Дагестана разговаривал с кавказским акцентом. Несмотря на серьёзность объекта, к нам отнеслись доброжелательно.
И вот нас провели к автопарку, где стоит техника: от грузовиков «Урал» до вездеходов ПЭМ-1 и ПЭМ-2 «Синяя птица», используемых для спасения космонавтов после посадки на землю. Экскурсию проводит старший лейтенант Артём (фамилию не назвал), командир машины ПЭМ-1 с номером 27.
Он родился в Рязани, учился в Санкт-Петербурге. На Южном Урале нашёл себе жену. Считает, что у нас люди суровые, как и погода. Сам Артём лёгкий в общении, энергичный, спортивный, молодой военный, не лишённый чувства юмора. Наш проводник в мир космоса общался доброжелательно и интеллигентно. На каждый вопрос отвечал «да, друг…», а если это было вне его компетенции, то говорил «не по окладу вопрос».
Пытался договориться с вышестоящими лицами о разрешении для нас фото и видеосъёмки, но, к сожалению, тщетно: против приказа командира не пойдёшь. Хорошо владеет темой и с юмором рассказывает о машине.
У Артёма отлично поставлена речь. Я думаю, что с такими данными он был бы неплохим журналистом.
Артём встречал спускаемый аппарат корабля «Союз МС-19», в экипаже которого была актриса Юлия Пересильд, игравшая главную героиню кинофильма «Вызов:
- Да что там! Она же не полгода там была! - ответил он с юмором на вопрос о её самочувствии после приземления.
Также он многократно забирал иностранных астронавтов. Интересно, что наши космонавты выдерживают перегрузки при полете и посадке лучше, чем иностранцы.
Занимательный факт: все военнослужащие обязаны прыгать с парашютом. Их количество зависит от занимаемой должности. У самого Артёма 17 прыжков.
Перейдём к вездеходу ПЭМ-1. Я, как подошёл к машине, заметил, что на колёсах написано «Made in USSR». Поразительно, что на складах до сих пор хранится резина, которая была произведена как минимум 34 года назад. Все колёса ведущие, то есть поворачиваются.
Артём доброжелательно сказал «проходи друг, садись» и предложил мне вместе с Всеволодом посидеть в кабине. Предварительно показал мастер-класс, как в неё подняться.
Дверей у ПЭМ-1 и ПЭМ-2 нет. В кабину экипаж забирается по колесу, держась за ручки. Также можно залезть на машину по лестнице. Затем пара шагов по крыше - и вот перед тобой люк, через который пробираются в кабину.
Внутри много датчиков и кнопок. Руль большой, как у грузовика. Пахнет, как в старой «Волге». Для обнаружения спускаемого аппарата предусмотрены специальные радиоустройства.
Для экипажа машины штатно предусмотрены спальные места в салоне, там же, где и находятся космонавты, потому что в тёплое время можно разложить палатку, а зимой приходится ожидать приземления внутри вездехода. Спальное место командира машины находится в кабине, потому что постоянно надо быть на связи с остальными участниками миссии по спасению.
Вездеходы заправляют военным бензином АИ-92. Расход очень большой: 50 литров на 100 километров. Всё оборудование машины сделано ещё в Советском Союзе. Современная промышленность не выпускает новые вездеходы этой модели или ещё не придумали совершенно новые. Из этого вытекает большая проблема: если «Роскосмос» будет использовать другие аппараты, то вездеходы ПЭМ-2 уже будут не способны перевезти его.
Далее нашу группу повели к спускаемому аппарату космического корабля «Союз». Отряд космических спасателей использует его для учений. Удивительно, как в этой маленькой капсуле умещается три человека!? Корпус обгоревший, поэтому цвет не белоснежный, как у ракеты на старте, а чёрный.
В какой-то момент на территорию автопарка зашёл молодой военный. Оказалось, что это Бахытжан Жангазин, наш старый знакомый. Артём позвал его «Товарищ старший лейтенант, подходите к нам!», но тот лишь помахал рукой и пошёл дальше к гаражу.
После мы пошли к взлётно-посадочной полосе (относится к другой воинской части). Возле неё стоит много вертолётов: от маленьких ударных Ка-50 до самых больших в мире транспортных Ми-26. Двигаясь по рулевой полосе, мы увидели солдат, охраняющих территорию. Это обычные техники, которые занимаются починкой летающих винтокрылых машин, но сегодня они в наряде. Один из них рассказал, что длина ВПП около двух километров в одну сторону. За один наряд, с учётом отдыха, получается, что человек проходит около 20000 шагов.
И вот мы подошли к транспортно-штурмовому вертолёту Ми-8АМТШ (армейский многоцелевой транспортно-штурмовой). Именно на таких встречают космонавтов, вернувшихся из космоса. Вертолёты данной модели предназначены для транспортировки личного состава, а также различных грузов внутри кабины и на внешней подвеске. Они могут применяться, в том числе, и для проведения спасательных операций, а также нести на себе различное вооружение, например, кассеты с неуправляемыми ракетами, закреплёнными на фюзеляже.
Рассказывает о машине техник Дмитрий. Он не первый человек в семье, связанный с авиацией: отец и брат тоже работают в данной сфере. А мама преподаватель музыки.
Мы обратили внимание на то, что у него на форме нет погон. Он рассказал, что для технического персонала по уставу не положено никаких пуговиц, кнопок и даже звёзд на погонах, которые могут случайно оторваться и попасть в двигатель. Только замки и липучки.
Сам Дмитрий желает перевестись на должность бортового механика вертолёта Ми-8, «тянет в небо». Но, как он сказал, мест пока нет.
Нам разрешили войти в салон вертолёта. Внутри не так много места, но для нескольких человек пространства хватит. На стенке заметил наклейки с эмблемами миссий МКС-71 и МКС-73. Наш экскурсовод рассказал интересный факт: российские космонавты ложатся в штатные носилки, а для американских астронавтов используется специальный диван (наверное, таковы требования НАСА).
Нам разрешили посидеть в кресле командира и пилота. Обилие тумблеров и кнопок поражает, и ведь они знают, что за что отвечает! Борт новый, 2024 года выпуска, поэтому вся авионика новая, с современными экранами.
И вот самый большой объект экскурсии: вертолёт-гигант Ми-26. Его максимальная взлетная масса составляет 56 т. Нормальная грузоподъемность вертолета равна 15 т. Крейсерская скорость 255 км/ч. Он оборудован устройством для перевозки на внешней подвеске крупногабаритных грузов. При помощи устройства ВСУ-15 (грубо говоря, большое ведро) машина способна перевозить 15 тонн воды для тушения пожаров. Размеры грузовой кабины весьма внушительные: длина 12 м, ширина 8,25 м. Тут легко может поместиться БТР, грузовик или даже вертолёт Ми-24 (без винтов). Как сказал механик, показывающий нам вертолёт: «Никакой американский Апач в сравнение с ним не годится!».
Экипаж гиганта состоит из пяти человек. Мы как раз застали их за подготовкой к командировке в Сызрань. В грузовой кабине для увеличения дальности полёта установлены дополнительные баки с топливом. Их размер тоже большой: длина как у легкового автомобиля.
В кабине экипажа электроники не так много, как в современной модификации Ми-8. Но зато на лобовом стекле висит маленькая синяя плюшевая игрушка. Как сказал бортмеханик, это одна из традиций экипажей Ми-26. Каждая машина имеет свой оберег. Забавно, что талисман выбирали сами члены экипажа, а не дети.
Экскурсия в воинскую часть оставила сильное впечатление. Прежде всего — ощущение реальности того, что обычно видишь только на экране. Особенно поразила слаженная работа людей, их спокойствие, уверенность и любовь к делу. В голове укладывается не сразу: машины ПЭМ действительно участвуют в спасении космонавтов, а вертолёты переносят грузы, тушат пожары. После этой поездки начинаешь по-другому воспринимать и технику, и людей в военной форме. Это не просто экскурсия — это прикосновение к чему-то большому и важному.







