Сейчас все, наверное, знают, что такое мемы. Да, это в том числе и смешные фото или видео, которые заставляют нас посмеяться и скинуть их всем подружкам. Но откуда такое пошло, когда получили они свою популярность?
По своей сути мем — это способ максимально лаконично выразить и передать свои эмоции, настроение, мысли, переживания, отношение к чему-либо. И таких способов может быть множество: видео, фото, звук, жест и даже обычное слово. Кстати о слове. В те давние времена, когда слова «мем» не существовало, сами они уже вовсю жили. Богаты ими были фильмы Леонида Гайдая, фразы из них буквально растаскивали, как сейчас мы говорим, на мемы. «Редиска» — плохой человек. «Налетай, торопись, покупай живопись!» — про залежавшийся товар. «Надо, Федя, надо!» — действительно надо.
Если фото-мем создаётся специально, то с другими их разновидностями совсем иная история. Как и раньше из фильма, это вырезанный фрагмент из самого обычного видео. Пример «Женщина в красном кандибобере» знают миллениалы, зуммеры и поколение альфа.
Приобретать популярность мемы начали ещё в 1990-е годы, а когда появились соцсети, то есть на пороге 2010-х, они становятся частью культуры современного общества. На каждом мем-посте миллионы просмотров. Приживаются «тролл-фейсы» и многие другие картинки, которые отражают простые эмоции человека.
Но время меняется, меняются и темпы смены мемов. Мемы 2010-х держались несколько лет, а начиная с 2020-х они сменяются всё чаще и чаще. Условно, в 2020-2021-м мемы становились неактуальными после шести-восьми месяцев, в 2022-2023-м они жили полгода, в 2024-м — месяца три, а сейчас мем становится «кринжовым» уже через месяц. И, тем не менее, самые выразительные остаются, наверное, вечными.
То есть мемы — это быстрый поток трендов, который увеличивает скорость с развитием технологий, с каждым днём их становится всё больше и больше.
Но когда же появился самый первый? Официальным первым мемом принято считать рисунок, опубликованный в 1921 году в журнале «Judge». Это был человек во фраке в разных состояниях. «Как думаешь, как ты будешь выглядеть на фото со вспышкой?», «Как ты на самом деле выглядишь» — вот в чём была его суть.
О мемах я задала несколько вопросов — учителю, маме школьницы и ученице. Вот что они мне ответили.
Наталья Валерьевна Романова, учитель русского языка и литературы:
— Мемы — это одна из форм современной коммуникации, с помощью которой передаётся актуальная информация в юмористическом ключе. От учеников в последнее время часто слышу, конечно. Отношусь к этому положительно, поскольку это один из способов изложения информации. Современному поколению в некоторых ситуациях с помощью мемов проще и легче донести какую-либо мысль. Использовать мемы в учебном процессе, безусловно, можно, так как образование и учебный процесс должны идти в ногу со временем. На одном из этапов урока мемы, чтобы заинтересовать современных учеников, уместно использовать, конечно же, ограниченно.
Марина Николаевна Суранова, мама школьницы:
— Мем — это смешной или остроумный контент: картинка, видео, жест, музыка. Последнее, что знаю, — вместо «Кто опять» слышится «Тотя». В учебном процессе, думаю, можно использовать, чтобы привлечь внимание учеников, поддержать интерес к предмету и разрядить обстановку на уроке. Их можно практиковать, когда требуется запомнить какие-то правила, из учебника или поведения на уроке, перед изучением новой темы, чтобы вызвать интерес и создать актуальность материала.
Ксения Новикова, одиннадцатиклассница:
— Мемы помогают разнообразить учёбу и сделать её интереснее. Их можно использовать во всех предметах, но в рамках нормы, без перебора. можно подбирать тематические мемы к каждому предмету. Это может помочь лучше разбираться в темах.
После опроса я поняла, что мемы могут отлично использоваться в обучении. Самое главное — в нужном месте и в нужном количестве. Мемы — это не просто смешные фото или видео, не просто быстро сменяющийся поток трендов, это стало частью современной культуры, соединяющей поколения. Они являются быстрым источником дофамина, и не стоит им уделять слишком большое внимание, всему нужно знать меру!
