Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Латинская Америка до Колумба: Архитектура древних Майя

В этой статье мы поближе познакомимся с известнейшим народом древней Мезоамерики, а также углубимся в их традиции и представления в сфере архитектуры.

 

Введение

¡Ахта? (букв. «где ты?», приветствие на языке древних Майя.)

В прошлой статье мы узнали, какие народы первыми населили Мезоамерику, разобрали само понятие этого региона, затронули культуры мокайа и ольмеков.

 

Познакомимся с Майя поближе

 Фреска, созданная людьми народа Майя, музей Паленке.
Фреска, созданная людьми народа Майя, музей Паленке.

Формироваться культура Майя начала примерно в доклассический период (2000 год до н. э. - 250 год н. э.). Этот народ осел и начал жить на территории полуострова Юкатан, а также на месте нынешних штатов Чьяпас, Кампече (Мексика), части Северной Гватемалы, Западного Сальвадора и Гондураса.

Большинство поселений Майя достигло своего пика развития в классический период (250-900 годы н. э.). В городах этого народа активно развивалось искусство, религия, политика и даже музыка!

Изображения людей на настенных фресках классического периода в храмах и других сооружениях можно сравнить с памятниками культуры античного мира, поэтому этот период и принято называть классическим. К сожалению, множество прекрасных творений Майя не дошло до наших дней, так как они были уничтожены либо инквизицией, либо временем.

У майя был даже вкус в одежде! Основным элементом одежды у мужчин была набедренная повязка – эш. Это была полоска ткани шириной примерно в ладонь, которую оборачивали вокруг талии и пропускали между ног так, чтобы концы свисали спереди и сзади. Этот элемент одежды украшался перьями или вышивкой.

У женщин в гардеробе было два основных предмета: длинное платье под названием куб, которое либо начиналось над грудью, оставляя плечи открытыми, либо (как, например, на Юкатане) представляло собой прямоугольный кусок материи с прорезями для рук и головы. Вторым элементом была нижняя юбка.

Общим элементом одежды была накидка, которую носили на плечах, она называлась пати. Это был прямоугольный кусок ткани, украшенный под стать положению владельца в обществе. У женщин пати была более длинная, чем у мужчин.

 

 Фреска с изображением Майя в Бонампаке.
Фреска с изображением Майя в Бонампаке.

Также Майя вели оживленную торговлю, причем не только между собой и соседними государствами Майя, но и с жителями других государств, с жителями современных Коста-Рики и Панамы на юге, позднее с Ацтеками на севере.

Вместе с этим развивались политические и торговые центры, так примерно в 500 году н. э. Тикаль, столица Мутульского царства становится «Сверхдержавой».

На его примере мы погрузимся в архитектурный стиль и традиции Майя.

 

Тикаль – «мегаполис» мира Мезоамерики

 1882 год, фотография Тикаля во время расчистки зарослей
1882 год, фотография Тикаля во время расчистки зарослей

Тикаль является одним из крупнейших Городищ Майя, и располагается в северной Гватемале. В свое время он был столицей государства, ставшего одним из самых могущественных царств древних майя. На данный момент Тикаль является самым изученным равнинным городом майя, благодаря сохранившимся гробницам, памятникам, храмам, а также длинному списку правителей.

 

Архитектура Майя классического периода

В начале Майя заимствовали многое из соседних культур, но позднее обрели устоявшийся внешний вид архитектурных сооружений. Постройки в основном строились из известняка, стены чаще всего красили в красный цвет. Также в строительстве использовали подобие цемента, который получали путем смешивания извести, песка и воды. Этот же состав с добавлением каменной пыли использовался для покрытия внутренних стен и потолков, после чего на нем вытачивались иероглифы и изображения с помощью резца.

Позже начали появляться небезызвестные ступенчатые пирамиды, состоявшие из нескольких платформ, установленных поверх друг друга. В более ранние периоды такие пирамиды иногда украшались рисунками в ольмекском стиле, что доказывает влияние других культур на архитектуру Майя.

Майя очень любили строить свои постройки на насыпях земли, что делает их города еще грандиознее. В городах строились церемониальные комплексы, известные как акрополи. Они имели в своем составе дворцы, пирамиды, площадки для игры в мяч.

Внешний вид акрополей на примере северного акрополя, Тикаль.

Еще одним явным признаком архитектуры является майяский свод, который был изобретен как раз в классический период. До его изобретения все крыши строились из пальмовой древесины. Делался свод методом сужения крыши. Добивались этого сужения особой кладкой кирпичей, в результате которой каждый ряд кирпичей слегка выступал над нижним. Так как карнизный камень не делает здание устойчивым, то майя не могли создавать просторные интерьеры в своих храмах - помещения внутри были небольшими по размерам.

 Примеры сводов в городах Майя
Примеры сводов в городах Майя

Еще одним типом зданий в городах является храм.

Располагался он обычно на вершинах пирамид, изображавших гору, где по поверьям Майя, находилась пещера их предков.

Поэтому часто под или в самих пирамидах были гробницы. Иногда пирамиды строили над естественными пещерами, что символизировало выход.

Обычно данные сооружения были очень тесными, с одной или двумя дверьми и без окон. Особенностью храмов был так называемый «Кровельный гребень». Он сооружался на крыше храма, и, как правило, на нем располагалась большая часть декоративных украшений храма. Это была высокая конструкция, предназначением которой было подчеркивать идею о приближении к небу и вертикальность храма.

 

 Первый храм в Тикале, на вершине которого красуется кровельный гребень. Хорошо сохранившиеся даты помогли установить примерную дату его постройки – около 695 года.
Первый храм в Тикале, на вершине которого красуется кровельный гребень. Хорошо сохранившиеся даты помогли установить примерную дату его постройки – около 695 года.

В храмах проводились ритуалы поклонения богам, они были выполнены в декоративном стиле и покрывались различными узорами. Храмы имели внутренние помещения и святилища - место для алтарей. В некоторых случаях, храмы расписывались фресками и имели панели, вырезанные в камне.

 

Другие типы сооружений

Платформы для обрядов и церемоний. Обычно они не длинные - максимум четыре метра; часто бока платформ покрывали выгравированными рисунками. Для общественных церемоний в верхней части платформ устанавливали алтари, курильницы, флажки, а иногда цомпантли - деревянные рамы, на которых вешались черепа.

Латинская Америка до Колумба: Архитектура древних Майя, изображение №9

Прорисовка платформы в Чичен-Ице, Мексика

 

Дворцы. Они располагались по одиночке или группами на платформах, внутри церемониальных центров городов. У них были плоские стены, которые были украшены бордюрами. Внутри дворцов было много помещений, которые служили в качестве резиденции для правящего класса и жрецов.

Латинская Америка до Колумба: Архитектура древних Майя, изображение №10

Прорисовка дворца, Вашахтун, Гватемала.

 

Обсерватории. В данных сооружениях не было какого-либо специального оборудования для изучения поведения звёзд, но здания были расположены фиксировано таким образом, что позволяли вести наблюдения древними астрономами за звездами. Иногда, такие здания были неким подобием астрономических маркеров, с помощью которых, при определённом пути прохождения через маркеры лучей солнца, майя опознавали, например, дни весеннего равноденствия и т.п.

Латинская Америка до Колумба: Архитектура древних Майя, изображение №11

Прорисовка обсерватории в Чичен-Ице, Мексика

 

Элементы украшения, а также другие сооружения

На стенах некоторых храмов майя нарисованы руки в натуральную величину - по одной паре или сразу несколько. Они известны под названием каб-уль , что означает божественные руки творца.

Они являются символом Ицамны - владыки небес и повелителя всех богов.

Латинская Америка до Колумба: Архитектура древних Майя, изображение №12

Прорисовка каб-уль с одного из храмов.

 

Алтари, гравированные каменные монументы, находящиеся как внутри храмов, так и вне их стен. Было найдено множество таких монументов различных форм и размеров. Очень часто на алтарях встречаются иероглифы, которые описывали как исторические, так и мифологические события. В некоторых случаях, считается, что алтари использовались в качестве тронов правителей.

Латинская Америка до Колумба: Архитектура древних Майя, изображение №13

Прорисовка алтаря

 

Стелы, которые располагались на площадях перед пирамидами либо по одному, либо целой группой. Обычно на стелах изображался правитель с иероглифами, описывающими что-либо о нём, о его династии, всё это сопровождалось датированием.

Латинская Америка до Колумба: Архитектура древних Майя, изображение №14

Прорисовка стелы Шультун, Гватемала

 

Заключение

Сегодня мы поближе познакомились с Майя, а также с их архитектурой и традициями в постройке различных сооружений.

В следующей статье мы окунемся в мир музыки Майя. Будет интересно!

 

Паатик ин бин («я ухожу») – прощание на языке юкатекских Майя. До новых встреч!

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях