Знаешь, к чему приводят бесцельные прогулки? К открытию удивительных мест в уже вроде как знакомом городе. Вот Асю занесло однажды.. в трамвайное депо! И там нашлись свои секреты. Оказывается, внутри древнего здания хранится целая история. А эпицентр ее — в музее. Юнкор пробралась внутрь и узнала, какие тайны скрывает челябинский городской транспортный дом.
Куда сходить погулять обычному челябинцу лет семнадцати? Просто шататься по центру скучно, да и март на дворе… холодно. А если это еще и поход куда-либо с близким? А если этот человек еще и технарь? Вдвойне сложно. Ну что, подскажите, делать, когда новые выставки уже посмотрел и на все постановки в театре уже сходил, а никаких интересных вещей не намечается. В голове путаница. Мысли, цепляются одна за другую, но создают какой-то ком из чего-то непонятного: в зоопарк? и что, на макак смотреть? В кино… да там только русские комедии или пособие по сборке холодильника. Все не то. Идем сложным и извилистым путем, одна улица путается с другой, переплетается, и тропинка заворачивает к трамвайному депо.
Ну вот, получается можно начать рассказ: «в мартовский будний день идем в депо». Неплохое начало, а дальше? А потом размышления, почему депо: «Ну, как правило, такие заведения в понедельник работают всегда. В этот день недели вообще как-то редко устраивают посиделки за чаем всем коллективом или санитарный день».
А депо? Все пожилые люди мира стремятся в это место именно в понедельник. Может, знают какой-то секрет. Мы, наверное, тоже понемногу становимся такими, вот сюда и завело. Но все равно слишком запутанно. Если хорошенько подумать, то депо — это место, где сходятся все пути. Все оставленные вещи и судьбы, все встречи, которые не состоялись, тоже пребывают сюда, а еще куча потраченного времени. В моей голове тоже что-то распуталось. Не похожи мы все-таки на бабушек и дедушек, не доросли до их большого секрета, поэтому в большую очередь в маленькой каморочке нам еще рановато вставать. У нас еще не те льготы…
Зато есть возможность льготного посещения музея в депо. Стоп, какого музея? Откуда вообще эта мысль? Решаю забить в поисковике. Высвечивается, что он здесь. Вот сейчас и проверим, где это «здесь» находится. Подходим к проходной и интересуемся у дядечки в оранжевом рабочем жилете, можно ли как-то попасть в это загадочное место. Спустя несколько телефонных разговоров, нам дают разовую проходку для посещения музея. Только вот где он находится до сих пор не очень понятно, все опять становится запутанно:

— Идите вперед до двери, потом поднимайтесь вверх, пройдите по длинному коридору и сверните в самом его конце направо, к двери со ступенями, — не правда ли, звучит как древнее заклятие на эльфийском? Повезло, что я не одна, рядом есть человек, который хорошо понимает не только сложные математические формулы, но и язык древнего депОвца, запоминая весь путь.

Первое, что мы видим при входе — надпись «Добро пожаловать». Видимо, нас здесь рады видеть. Поднимаемся вверх, а ступени растворяются под ногами, то ли от количества лет, то ли от какой-то древней магии. Далее следуем по намеченному пути: прямо по коридору к заветной двери, только вот пол превращается в море с дикими волнами. И вот мы уже не идем, а плывем к большой двери в музей. Распахиваем ее и… совсем ничего особенного. Большая просторная комната с подъездно-бирюзовыми стенами и куча стендов с витринами. В одном из углов, будто наказанный, сидит седоволосый мужчина. Еще один древний депОвец. С нас он не берет ни гроша — или какая там у них валюта? — и просто делится знаниями об этом месте.

— Кто организовал все это? – с интересом спрашиваю я.
— Ну, я организовал, 22 апреля 78-го года. Сколько уже лет получается? Уже 47 лет назад. Вот он стоит до сих пор. Это была вроде 108-я годовщина со дня рождения Ленина. Ну и вот, на уровне трамвайно-троллейбусного управления решили, что нужно создать музей, чтобы кое-где в динамике показать, как развивался транспорт.
Как это он помнит все даты? И при чем тут день рождения Ленина? Все еще запутанно, но уже как-то приятно, ведь заранее знаешь, что на все вопросы древний депОвец даст ответ. Сквозь мысли слышу продолжение рассказа:
— Часто у нас в музее проходят мероприятия для ветеранов и молодежи. Вот, допустим, только с начала года, — смотрит в журнал, — уже было пять групп посещений: это две школы; значит, три у нас еще училища есть, где обучают водителей. И когда эти люди приходят на учебу, мы их обязательно в музей приводим, чтобы сегодня хотя бы знали: куда они попали? Что за история? Откуда и как транспорт появился?

Думаю, повезло этим «новорожденным» депОвцам, проносится у меня в голове. А мы вот до сих пор не очень понимаем, откуда тут появились. Точнее, зачем. Ну все, снова запуталась...
— В четвертом квартале того года выходили две передачи. Было телевидение, сначала ОТВ приезжало. Снимали, значит, здесь репортаж. Хороший был репортаж. И потом, буквально через неделю еще один телеканал! Это уже «Урал-2», по-моему, или «Урал-1», — в замешательстве, но задорно рассказывает мужчина. — Так вот, после этих передач поступили заявки, около ста человек посетило музей.
Про себя немножко смеюсь. Как это я пропустила создание «Урал-2»?
— Я вообще-то, как бы, еще, председатель совета ветеранов. И мы здесь собирали ветеранов. Где-то по 12-13 человек каждый квартал было. Правда, сейчас меньше уже приходят — старенькие стали, но, тем не менее.
Стоп, а это причем здесь. Что я пропустила? Переглядываюсь со своим спутником и вижу, что он тоже ничего не понимает.
— А вы давно работаете?
— Вообще, я в городском транспорте работаю. Дай мне книжечку, — передаем ему большую красную книгу. — Не-не-не, вон моя книга, — указывает на небольшой сборник с его фотографией, фамилией и именем.

А, значит древнего депОвца зовут Анатолий Шестаков. Вот и мирское имя узнали наконец-то.
— Я же стихи пишу. Вон здесь вот я как написал: «Дважды почетный работник транспорта России». Это как бы одну, ну, ветеран, естественно. А вообще в прошлом году у меня было 60 лет трудового стажа. А до этого последние 20 лет подряд, на пенсии я работал начальником первого трамвайного депо. Я пришел сюда в 1975 году… Как? Да меня друг позвал, если честно. Вообще-то говоря, я работал в ПТУ-26, училище Колющенко — его сейчас нет, оно сгорело, — неожиданно сообщает мужчина. — Там я вел занятия у учебных групп. А потом друг сказал: «Открывают троллейбусное депо, пойдем туда со мной работать». Ну я и сказал: «Пойдем, если отпустят с этой работы». И вот отпустили. Вчера здесь работал, завтра я уже работаю в новом тогда троллейбусном депо, хотя ему всего месяцев семь было от открытия.
Как интересно, вот смог кто-то из нас бы так просто поменять место работы и начать заниматься чем-то совершенно другим? Наверное, я бы поступила на его месте также, все-таки я легкий на подъем человек. А вот как решил бы мой спутник? Хм, скорее бы остался работать там же, не соглашаясь на авантюру. Хотя как знать.
— Я прошел все: сначала был мастером цеха. Далее начальником цеха, затем заместителем начальника депо по эксплуатации. А потом меня перевели председателем объединенных комитетов профсоюза всего управления, я вот там работал два года. Но меня опять перевели начальником службы движения. То есть вот большая работа. Кстати, когда я был председателем объединенных комитетов профсоюза, я ездил на съезд профсоюза в Москву. И значит, первый раз там был Путин. Его только-только еще избрали первый раз. Это было в 2000 году. Президент молодой еще такой был.
Думаю, если бы мы тогда спросили, во что был одет президент и какое выражение лица у него было, то нам обязательно бы ответили.

— Если говорить про сам музей, здесь раньше был художник в штате, – продолжает Анатолий. — Управление работало стабильно, может быть, несколько лет. А уже потом начались ликвидации, денег нет. Время такое, знаете, нестабильное. Когда ввели автобусы маршрутные, они у нас половину дохода забрали. Ну, все равно работали, зарплату получали всегда. Хотя некоторые заводы не платили по полгода. Но нам всегда платили. Бывала и задержка, но редко. Вот эти вот макеты большие, это, как говорится, давно уже были сделаны, давно.

— Вот эти все кубки, — указывает на большую витрину, наполненную золотом, — это же раньше спортом хорошо занимались все, зарабатывали награды. Ну, в общем, когда был художник, там легче было.

— Вот эти вот два трамвая, — показывает на те, что поменьше, — из бумаги. Просто два мальчика пришли и решили нам подарить. Сами сделали. Бумажные, но похожи. А большой водитель принесла. То есть вот так вот иногда приходят и оставляют у нас.
— А какой самый ценный экспонат? — задаю вопрос я, в душе понимая, что самый ценный экспонат здесь — это он.
— Самый ценный… Ну, я думаю, эти макеты трамвая, которые сделаны – не очень, так сказать. Но уже не осталось таких трамваев вообще. Что еще? Вот там книга у нас есть еще дореволюционная, посвященная транспорту. В Ленинграде подарили. Ну, раньше уже часто ездили. Да и в самом в управление постоянно совещания всероссийские делали... Раз в квартал точно. Приедут там, подарки привезут заодно.
— А вы, получается, еще и стихи пишете?
— С тринадцатого года. Но образование средне-техническое у меня. Я закончил электрометаллургический техникум. Потом в Челябинский политехнический институт прошел. А еще университет марксизма и ленинизма. И самое последнее: за два года до выхода на пенсию я закончил московскую академию права и управления. Через шесть месяцев после окончания начал писать стихи. Так что, надо взбивать мозги, что бы они не застаивались. А стихи очень нравятся.
Удивляюсь, как один человек может сочетать в себе гуманитарные и технические стороны. Многие говорят, что тяжело общаться с человеком, который разговаривает на другом «языке жизни». Имею ввиду, когда ты думаешь, как посчитать количество ударных слогов в строфе, а человек читает теоремы о перпендикуляре к прямой и к плоскости. Сложно ведь. Но когда вы идете в понедельник в депо смотреть на транспорт, а вам читают стихи с библейским контекстом… что-то это да значит. Теперь не я увлекаюсь стихами, теперь не он увлекается трамваями — будто Земля стала крутиться в противоположную сторону.
— Хотите, вам этот сборник продам? — неожиданно перебивает мое размышление Анатолий. — За половину стоимости могу, у меня немного их осталось. За четыреста рублей всего. Сейчас бутылка сухого вина так стоит, разве это же деньги?
«А все-таки валюта у него в рублях» — мысленно говорю своему спутнику, но ментальная связь в этот момент не ловит. Наверное, помехи в электросетях.
— А хотите вам прочитаю что-нибудь? Знаете, пишу еще в стихах поздравления. Всем нравятся. У меня много разделов вообще: про природу, о мужчинах, «легкая чувственность» тоже есть (прим.редактора: изначальное название блока изменено в связи с ограничением 12+). Стихи детям. А чего вы улыбаетесь? Сейчас я прочитаю.
Один ли я, в ком пик безумства?..
Чреда — охочих до страстей!
Аврал сердец и душ сплетенных.
Рунет ведет отсчет побед.
О, сколько милых и влюбленных
Вокруг Ромео и Джульет.
Анфас и профиль, фейки, мемы.
Ну что за счастье без интриг.
Искал, нашел, решил дилемму...
Ярлык для файла — дамы лик.
Мы сидим просто очарованные поэзией депОвца, но поражает и сбивает нас с ног его следующая фраза:
— Мне же вот через 10 месяцев…Через 10 месяцев мне будет 80 лет. Девятый десяток открывается. Сайт «Стихи.ру» знаете? И вот я там уже состою в этом сайте. У меня там своя как бы страничка. У меня там 89 тысяч читателей, читают меня вот, я же до сих пор сочиняю. Правда, сейчас начинается пора садоводов. Некогда. Работа — стихи — садоводство, да и в общем разные семейные дела.
Кажется, загадка мудрого депОвца-эльфа так и остается неразгаданной: как Анатолию удается существовать в нескольких возрастах одновременно? Минуту назад он читал стихотворение про современность, до этого помнил даты так, будто сам переживал эти события. А в итоге остановился где-то на перепутье времени или пространства.Наверное, именно такого эффекта «возрастного безвременья» хотят добиться пожилые люди, стремящиеся в понедельник в депо…
Вновь возвращаясь к мыслям. В обычном русском языке нет столько слов, чтобы описать этого человека, может в древне-депОвском есть? Нужно будет поинтересоваться у моего спутника.
Тем временем мы благодарим Анатолия за уделенное нам время. Он прощается с нами и садится вновь к себе в угол и застывает, ожидая следующих попаданцев, которые пытаются распутать свои мысли. Нам уже он в этом помог.

