Максим Сергеевич Мерцалов, студент третьего курса ГИТРА, звуковой режиссер.
- Расскажите о вашем образовании и опыте в сфере работы звукорежиссёра.
- Образование, которое я получаю, это очень большая схожесть с реальной жизнью, с реальной профессией, потому что 70% того, что мы делаем, это чистая практика. То, что мы постоянно производим контент, каждую неделю мы что-то снимаем, это очень важно. Мои курсовые работы и мои промежуточные защиты по некоторым предметам - это мини-фильмы или сюжеты, которые мы делаем. Мы собираемся в команды, и там точно так же есть звукорежиссер, режиссер, продюсер, оператор. Такими командами мы работаем. Поэтому мой профессиональный опыт работы со звуком начался именно вот с таких творческих заданий. Познакомившись с людьми, с командами, с которыми меня оставили, я постепенно начал по связям выходить на какие-то коммерческие проекты, и там начался мой карьерный путь.
- Какое оборудование и программы Вы используете в работе?
- Для саунд-дизайна я использую Ableton. Можно использовать какой-нибудь Fruity Loops, FL Studio при желании, то есть как бы тоже можно. Мне комфортно сводить материал, исходники в DaVinci Resolve в их встроенном движке Fairlight, который у них именно для звука предназначен.
Там есть отдельная страница для сведения звука. Когда я работаю над проектами, я обычно использую их в тандеме. Сначала я делаю какой-то саунд-дизайн в Ableton, потом я выгоняю мультитрек-дорожки оттуда и их уже свожу, обрабатываю при помощи Fairlight и DaVinci Resolve. По звуку, если основные программы — это се.
- Какие проекты вы считаете наиболее значимыми в вашей карьере?
- Есть фильм, который я снимал на втором курсе, как свою курсовую работу. У него, скажем так, была сложная идея в плане реализации. Вышло так, что видеоряд, снятый для него, не очень сильно раскрывал сюжет. Поэтому на каком-то этапе режиссер сказал мне, что мне придется звуком как бы этот сюжет «дорисовать». На это я потратил около семи дней без сна и еды, я буквально не вставал с компа. Я сделал саунд дизайн, выгнал его из Аблитона в Довинчи, У меня количество дорожек, которые я выгнал с Абретона, было 90 штук. Это был фильм про теннис. И каждый замах ракеткой был собран из огромного количества звуков. Один такой замах был скомпилирован из 12 отдельных звуков. И это было тяжело. Вот именно этот проект показал мне, на самом деле, что я многое могу.
- Как решаете технические проблемы во время записи?
- Нужно быть на контакте со всеми, кто есть в съемочной группе. Надо реально о себе напоминать, потому что люди часто просто забывают, к сожалению, что звук нужен. Это реальная проблема. Они думают, что он как-то сам там пишется, а отдельный человек для этого даже не нужен. К сожалению, это реальность. Поэтому очень важно максимально знать, что происходит у коллег. Например, что сейчас снимает оператор для того, чтобы понимать, куда направлять микрофон. Какой там план у оператора, чтобы попытаться задать подобный звуковой план при помощи дистанции микрофона от спикера. Когда у тебя на кону серьезный проект, тебе нужно сделать реально какой-то очень солидный материал для того, чтобы потом на постпродакшене слишком долго не тратить на это время.
Из этих соображений работает что угодно. Один раз мне нужно было подвесить рекордер, просто подвесить его хотя бы куда-то, чтобы я не держал его в руках. Я взял просто скотч, скрутил из него нитку, проделал ее через рекордер и повесил его себе на сумку через плечо. Это меня очень сильно спасло в моменте.
- Какие новые техники и подходы внедряете в процесс работы?
- Искусственный интеллект? На самом деле я не особо пользуюсь ИИ в своей работе. Я обычно предпочитаю более мануальный способ изменения фактуры, звука и так далее, потому что для меня это удобнее. Из-за чего? Из-за того, что это проще контролировать. Если вы используете какой-нибудь движок ИИ для обработки вашего сигнала, то он, как правило, как ему угодно его выделывает, и это сути не меняет. Из нового, что я делал: мне нужно было почистить речь от эха в помещении, где мы снимали стендап. И параллельно с этим стендап-комиком говорил еще один человек сзади, за кадром. И нам нужно было как-то этот вопрос решить. Соответственно пришлось использовать какие-то ИИ-движки. Да, вот они отчасти помогли, мне пришлось несколько раз прогонять фонограмму через них, чтобы получить должный результат.

