Сентябрь, вновь выглаженные рубашки и тяжелые рюкзаки с учебниками. Начало учебного года после трехмесячных каникул - трудный адаптационный период для многих школьников, особенно - для будущих выпускников. Но «входить» в учебный темп слишком долго не приходится - ведь совсем скоро стартуют отборочные этапы всероссийских олимпиад школьников.
Поступление в вуз, особенно на бюджетной основе, в последнее время становится все более сложной задачей. Проходные баллы ежегодно увеличиваются, структура экзаменов меняется, количество бюджетных мест уменьшается, при этом большая часть от этих мест достается детям с льготами. Совокупность этих факторов приводит нас к печальному, но неизбежному выводу: из года в год ценность ЕГЭ (единого государственного экзамена) неумолимо уменьшается. Ведь, даже не учитывая топовые вузы страны, средний балл около 80 за предмет совсем не гарантирует ученику обучение на бюджетной основе. Выход из такого положения представляется один: присоединение к тем самым детям-льготникам с помощью активного участия в олимпиадах.
Олимпиадное движение начало зарождаться еще в XIX–XX веках, представляя собой конкурсы по таким точным наукам, как математика, астрономия, физика. С того времени до наших годов олимпиады подразумевали под собой выявление способных учеников, обладающих выделяющимися навыками. Однако в последнее время эта тенденция начала видоизменяться - в связи с увеличением конкуренции на бюджетные места олимпиады стали для школьников альтернативным методом для поступления, где решающую роль играют не столько выдающиеся знания, сколько тренированная упорным трудом дисциплина. Поэтому мысль о том, что занимать призовые места в олимпиадах - только для вундеркиндов и гениев, в наше время совсем не соответствует правде.
Однако проблема в том, что в школах хоть и сообщают ученикам о ВсОШе (Всероссийской олимпиаде школьников), эта информация достаточно поверхностна и незначительна. Большинство новостей о проходящих олимпиадах заинтересованные школьники должны отслеживать самостоятельно, как и искать способы подготовки. Поэтому многие ученики попросту не осведомлены, например, о «перечнях» - перечневых олимпиадах, которые организуют крупнейшие вузы России (к примеру, олимпиада «Ломоносов», «Высшая проба», «Покори Воробьёвы горы», олимпиада СПбГУ). Такие олимпиады делятся на три уровня сложности. В зависимости от уровня олимпиады ученики могут получить различные льготы за призовые места: от 100 баллов за ЕГЭ по профильному предмету до поступления в вуз без вступительных испытаний. Главное условие - подтвердить призовое место 75+ баллами за экзамен.
Еще одной проблемой становится поиск материалов для подготовки к олимпиадам: ведь глубоких теоретических знаний предмета будет попросту недостаточно. Решающим фактором становится наличие достаточного количества практики, которое складывается из прорешивания разных типов заданий. Наконец, существует множество платных и бесплатных ресурсов по подготовке к олимпиадам. К примеру, в Челябинской области, где олимпиадное движение развито на высоком уровне, есть региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Курчатов Центр». Школьники, проявившие себя на школьном и городском этапах олимпиад, могут быть приглашены на учебно-тренировочные сборы, которые посетила этим летом и я.
Однако главное, почему надо участвовать в олимпиадах - совсем не льготы, не первые и не вторые места, не грамоты и не дипломы. Ведь важнее всего воспринимать олимпиады не просто как тур длительностью в 3–4 часа, на котором ты вывалишь тонну бездушно зазубренных знаний. Пожалуй, самое ценное в олимпиадах для тысяч школьников по всей России — это возможность ежедневно нырять в то, что любишь, с головой. Учить не потому, что надо, а потому, что хочется. Потому что Олимпиады — это по любви!
