Для каждой матери самое ценное, что у нее есть в жизни — это ребенок. Она старается ему дать все самое лучшее: свою любовь, заботу, ласку. Первые годы ребенка — это удивительная пора! Но в один момент все это может оборваться трагедией, и причиной трагедии может стать дорожно-транспортное происшествие (ДТП).
Несоблюдение правил дорожного движения (ПДД) детьми оборачивается для общества ужасающей статистикой: по данным Госавтоинспекции, за первые девять месяцев 2024 года произошло 399 ДТП с участием детей до 16 лет, в результате которых погибло 13 детей и 420 получили травмы. По сравнению с 2023 годом, количество аварий с участием детей выросло на 18,4%. Стоит признать, что весомый процент ДТП с участием детей совершается также и по вине невнимательных и безотвественных водителей, но это отнюдь не
означает, что дети не должны знать ПДД.
Именно для того, чтобы передвижение ребенка было более безопасным, на территории Центра детско-юношеского на улице Котина 48 и был создан детский Автогородок. Впервые он появился еще в 2022 году. Летом он был установлен на площади Революции. В том же году
появились первые сведения о переносе Автогородка с площади Революции на территорию ЦДЮ. Долгое время территория около здания филиала МБУДО «ЦДЮ г. Челябинска» была неухожена и заброшена, поэтому работы по строительству Автогородка велись долго и его
открытие приходилось откладывать. Но, к счастью , в июне 2025 года долгожданное открытие состоялось. Мне, как журналисту «То4ки ЗРения», довелось побывать на территории Автогородка прямо в разгар его работы.
Комплекс Автогородка мне показался необычайно красивым, современным и адаптированным под современные автодорожные реалии: он имитирует улицы настоящего города, оборудованные знаками, светофорами и прочими элементами дорожной инфраструктуры. Территория Автогородка до сих пор благоустраивается: разводятся цветочные клумбы, асфальтируются дороги, территория регулярно очищается от мусора. Но больше всего меня поразило количество детей и инструкторов: их там много! Более того, 2 июня 2025 года в ЦДЮ стартовала городская профильная смена отрядов юных инспекторов движения «Дорожный дозор».
Я задал несколько вопросов заместителю директора по воспитательной работе и по совместительству руководителю смены Александру Владимировичу Быкову.
— Александр Владимирович, добрый день! Вначале хотел бы поинтересоваться: кто присутствовал на
открытии Автогородка?
— На открытии Автогородка присутстововали, помимо администрации ЦДЮ, руководители творческой группы профильной смены, представители Госавтоинспекции города Челябинска, руководитель городского методического объединения координаторов по профилактике ДДТТ (детского дорожно-транспортного травматизма) Светлана Васильевна Гунбина, заместитель председателя комитета по делам образования Ирина Леонидовна Качуро — собственно, тот человек, без чьего руководства этой смены и не случилось бы.
— Назовите, пожалуйста, главные цели создания Автогородка?
— Во-первых, это повышение грамотности у современных школьников в плане
безопасного поведения на дорогах. Во-вторых, это обучение управлению велосипедами и самокатами, а также введение в сферу автомобилистов. У нас есть веломобили, благодаря которым дети могут почувствовать себя водителями на уменьшенной версии города. Параллельно с этим, конечно, идет обучение правилам дорожного движения, потому что грамотное и безопасное движение без этого невозможно. Идет обучение дополнительным навыкам, в том числе и навыкам оказания первой помощи при ДТП.
— А что из себя представляет профильная смена Автогородка «Дорожный дозор», которая как раз проводится в настоящее время?
— Можно провести аналогию с лагерной сменой, только у нас более событийная деятельность, потому что каждый день
у нас разные мероприятия проходят. Если Автогородок- это, непосредственно, повышение грамотности по безопасному поведению, то профильная смена дополняет то, на что нацелен Автогородок. Юные инспектора дорожного движения несут информацию о необходимости соблюдения ПДД в круг своих сверстников. Мы действуем по системе «дети обучают детей», «подростки обучают подростков».
— А какие формы работы предполагаются в Автогородке?
— Моделируем ситуацию: ребенок приходит и выбирает, на какой блок ему идти. Блоков всего два: блок «Водители» и блок «Пешеходы». Если он идет на блок «Пешеходы», то он действует в составе мини-группы. Пешеходы изучают дорожные знаки, правила перехода, особенности пешеходного движения вблизи, например, парка, школ. Если же ребенок выбирает блок «Водители», то его обучение проходит на веломобилях, велосипедах или самокатах. В данном блоке дети изучают деятельность автомобилиста: движение
по дороге, назначения тех или иных дорожных полос, перестроение, знаки для водителей, пешеходные переходы, заправочные станции, станции оказания первой помощи, ЖД-переезды. Велосипедистами и самокатчиками изучается движение по пешеходной зоне, потому что не везде, к сожалению, есть велосипедные дорожки.
После беседы с Александром Быковым я прошел по всем маршрутам Автогородка. Светофоры, заправочные станции, ЖД-станции — все, о чем рассказал Александр Владимирович, показалось мне невероятно реалистичным. Ну и самые главное, о ком стоит сказать — дети! Детских групп, обучающихся ПДД, было много! Каждый ребенок реагирует по-своему, слушает объяснения по-разному, справляется с заданиями по-разному. Но тем не менее, этих детей объединяет общая цель, к которой они все стремятся- пройти маршрут, освоить правила поведения на дороге. Я понял, что работа Автогородка сложна и требует большой организованности. Ну а помогла мне познакомиться с организацией учебного процесса в Автогородке руководитель творческой группы ЦДЮ Александра Александровна Васильева. Она рассказала, что главная задача профильной смены «Дорожный дозор»- отработка с обучающимися навыков безопасного поведения на проезжей части. На мой вопрос о сегодняшнем уровне знания ПДД у детей, обучающихся в Автогородке, Александра
Александровна ответила, что уровень близок к среднему, так как ребята активно отвечают на вопросы, готовы принимать замечания инструктора и исправлять свои ошибки. Также руководитель творческой группы ЦДЮ указала на следующую тенденцию: мальчики и девочки по разному подходят к изучению ПДД. Например, за рулем веломобилей лучше себя чувствуют мальчики, так как они быстрее ориентируются на проезжей части, а девочки, в свою очередь, хорошо усваивают теорию для пешеходов и более осторожно ведут предоставленные им машины. Особое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья. В день моего посещения в Автогородок как раз прибыла группа детей с нарушением слуха. Инструкторы, несмотря на сложность, вышли из ситуации, сумев найти
общий язык с детьми и выполнить полный объем своей работы. На площадке Автогородка также работали молодые инструкторы, в основном учащиеся 7–8 классов города Челябинска. Их главная задача- сопровождать детей, рассказывать, помогать, отвечать на вопросы. В процессе занятия происходит своеобразная игра: сначала инструкторы рассказывают детям правила, а в конце занятия дети сами рассказывают эти правила инструкторам. Я познакомился с инструкторами Софьей и Варварой. Они отметили, что дети уже имеют базовое представление о дороге. Интересно было узнать у девушек, почему они решили посвятить свое летнее время работе в профильной смене. Для Варвары решающим стало то, что во время занятий можно самой повысить уровень знаний о ПДД, а для Софьи
определяющей стала заинтересованность в работе с детьми.
После общения с инструкторами я смог побеседовать с группой детей, которая только что прошла маршрут под названием «Водители». Дети были чуть уставшие, но очень довольные. Оказалось, что они на площадке Автогородка уже не в первый раз: узнали все маршруты, потренировались на всех видах транспорта, многое узнали о правилах ПДД.
Подводя итог, я могу сказать, что Автогородок- это то место, значимость которого трудно недооценить! Во-первых, он
представляет возможность на практике изучать ПДД, что развивает у детей ответственное отношение к безопасности на дороге. Во-вторых, дети учатся управлять транспортными средствами, что развивает их реакцию, координацию и внимание. В-третьих, дети учатся взаимодействовать друг с другом. Ну и самое главное — вся работа Автогородка направлена на снижение риска травматизма среди детей. Когда я попросил Александра Владимировича Быкова обозначить миссию Автогородка, он выразил ее одной лишь фразой: «Твои
навыки- наша безопасность». Эти слова могли бы стать девизом работы этого замечательного проекта, которому от всей души хочется пожелать удачи и дальнейшего развития!

