К гостинице подъезжают две машины — за нами приехали Ульяна и Татьяна, работницы завода архитектурно-художественного литья. Захватив ведерко краски, мы отправляемся на одно из самых старинных кладбищ Южного Урала. Это Каслинский некрополь, основанный в 1848 году, настоящий музей под открытым небом.
Встречаемся у белой сторожки с Еленой Михайловной Дремовой, экскурсоводом Каслинского историко-художественного музея. Сегодня она будет нашим Хароном. И заходим туда, где слышны только шум ветра и птичьи голоса.
Тут же замечаем захоронение мещанки О. И. Ощепковой, оно примечательно тем, что на надгробии нет креста.
— В 1930-е годы, — рассказывает Елена Михайловна, — активно процветал вандализм на кладбищах: и кресты сбивали, и могилы оскверняли. Но история этой – другая. В 1944 году советская власть вернула каслинцам церковь Вознесения Господня, и на главный купол не могли найти крест. Тогда родственники похороненной здесь мещанки Ольги Ивановны подарили его с ее могилы.
В рассказ вклинивается черно-белый кот, который, видимо, пытается что-то дополнить, перебивая экскурсовода своим мяуканьем.
Мы продолжаем знакомиться с памятниками.
Великие скульпторы Каслей
Особое место занимают памятники скульпторам, работавшим на Каслинском заводе. Все они захоронены рядом.
Михаил Денисович Канаев — первый профессиональный скульптор в Каслях, который открыл школу художественного литья по обучению рабочих точной формовке и чеканке. Благодаря его усилиям сформировалась школа художественного литья, ставшая самой профессиональной в России.
Николай Романович Бах, прожив всего 31 год, создал около 250 работ разного типа – в том числе портрет Александра III в натуральную величину. В городе Касли он сумел возобновить занятия в школе, открытой Канаевым.
Константин Александрович Клодт (внук Петра Карловича Клодта, создателя «Укротителей коней» на Аничковом мосту в Петербурге). В 1921-1928 годах он скульптор Каслинского чугуно-литейного завода. При участии Клодта создан памятник героям, павшим за революцию, установленный на заводской площади в Каслях.
Кот немного успокоился и теперь реже вставляет свои едкие комментарии. Мы идем дальше.
Бажовские мотивы
Подходим к памятнику, где изображен заводской мастер, бережно держащий в руках чугунную статуэтку. Читаем: Василий Федорович Торокин. В начале XX века в Каслях жил и работал этот литейщик-формовщик. Хорошо владея профессиями всех стадий производства, Василий Федорович от начала до конца выполнял отливки самостоятельно.
— Пожалуй, самая известная его работа — «Старуха с прялкой». Торокин слепил фигурку своей пожилой соседки Анисьи Берсеневой. По этой истории Павел Бажов написал сказ «Чугунная бабушка», закрепив популярность Каслей.
Безветвенное дерево
Мы переходим к самому символичному и грустному памятнику на всем кладбище. Надгробие на могиле неизвестного представляет собой пень высотой меньше метра со спиленными ветвями. Экскурсовод спрашивает юнкоров, что бы могла значить такая метафора? Догадки «могила лесоруба» и «умерший в раннем возрасте» неверны — такой символ означает прерывание рода.
– Подобные надгробия редки, но выявлены на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, на кладбище села Мраморское Свердловской области.
Задумчивые, мы возвращаемся к могилам известных скульпторов.
Обновление ограды
На «Погружении» есть традиция — в каждом городе мы организуем мини-субботники. Вот и сейчас, взяв привезенную работницами завода банку краски, приступаем к работе. Нам нужно покрасить узорчатую, немного поржавевшую ограду вокруг памятников знаменитым скульпторам. Взяв в руки кисточки, корреспонденты чувствуют себя Томами Сойерами. Над нами деловито постукивает дятел, где-то на кладбище воет собака.
И вот обновленная ограда сияет чернотой, кот довольно щурится. Мы убираем инструменты, двигаемся к сторожке, переступаем порог и окунаемся в шум городской жизни.

